Вопрос 1. Тема: Обучение говорению

Тема: Обучение говорению.

Использование опор в обучении говорению.

Цели: определить роль использования опор в обучении говорению.

Задачи: сформировать основные понятия по теме "Использование опор в обучении говорению", познакомиться с различными видами опор, изучить пути использования опор в обучении говорению.

I. Тематический план

1. Классификация опор.

2. Использование вербальных опор.

3. Использование схематических опор.

4. Использование иллюстративных опор.

II. Информационный блок

Вопрос 1.

Человек, обучающийся речи, похож на выздоравливающего после перелома ноги: прежде чем он начнет ходить самостоятельно, ему нужны костыли. Роль этих костылей и выполняют опоры.

Но очень важно помнить, что опоры — явление временное, ими нельзя злоупотреблять.

Какие же виды опор, где и когда могут быть использованы?

В процессе обучения говорению используется множество различных опор. Полной классификации опор пока еще нет, что, конечно, затрудняет их применение. Но обычно различают вербальные и иллюстративные опоры (разновидностью последних могут быть схематические). По тому, что подсказывают те или иные опоры в процессе речепорождения, их делят на содержательные и смысловые. Для наглядности представим все опоры в таблице.

  Содержательные Смысловые
Вербальные Микротекст (зрительно) Микротекст (аудированно)) Текст (зрительно) Текст (аудитивно) План —ЛСС План —полный Слова как смысловые вехи, лозунг, афоризм, поговорка
Изобразительные Кинофильм, диафильм, серия фотографий, рисунков; кроки, картина Диаграмма, таблица, схема, цифры, даты, символика, плакат, карикатура

И вербальные, и иллюстративные опоры специфичны.

На одном из уроков совершенствования грамматических навыков учительница записала на доске такие опоры:

Мы едем в колхоз, чтобы... помогать колхозникам.

… убирать урожай.

… копать картофель.

Опоры хорошие. Но вот проделаны упражнения в автоматизации, учитель предлагает классу короткий рассказ («пропускает» усваиваемую структуру через аудирование), затем проверяет понимание, но опоры не убирает. Дети читают по ролям диалог и составляют свой — опоры все еще перед глазами. Ученики используют все слова и неплохо конструируют фразы. Кажется, что грамматическая структура усвоена.

Но на 35-й минуте урока учительнице понадобилось что-то записать на доске, и она стерла опоры. Двум ученикам было предложено побеседовать друг с другом, используя необходимую структуру. Тогда обнаружилось, что без опор ни эта пара, ни две другие не смогли сказать ни одной фразы.

А ведь говорили. В чем же дело? В том, что постоянные опоры создают иллюзию благополучия. Нужно уметь в каждом конкретном случае вовремя почувствовать, когда следует убрать опоры. Говорение с опорами должно в идеале относиться к говорению без них как 1: 5, в худшем случае как 1: 3.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: