Иллюстративные опоры

Эффективность иллюстративных опор зависит от их характера, от их места и от способов работы с ними.

В какую поистине нелепую ситуацию ввергаем мы очень часто и себя, и учащихся: вывешивается картина (допустим, о зимних занятиях детей) и ставится задача: «Опишите картину!» Все ученики прекрасно видят все сами, и учитель видит все, что нарисовано; ученики знают, что учитель все видит сам, и учитель знает, что ученики все видят сами. Тем не менее ученики по очереди перечисляют атрибуты картины, не понимая, кому и зачем это нужно. Никчемность и вредность подобной формальной процедуры заключается не только в том, что она убивает интерес. Все значительно сложнее: всякое говорение опирается на представления, которые близки к понятиям; заставляя же учеников «бытописать» воспринимаемое, мы опускаем их на более низкую ступень познания — ступень ощущений и восприятий.

«Описательство» следует решительно пресекать и требовать выражения своего отношения, своих мыслей по поводу увиденного. В качестве иллюстративных опор могут использоваться: кинофильм, диафильм, серия рисунков (серия фотографий), серия кроки, отдельные картины и фотографии — для управления содержанием высказывания; диаграмма, таблица, схема, цифры, даты, символика, плакат, карикатура — для управления смыслом (В. Б. Царьхова).

Серия рисунков сужает выбор содержательных ориентиров высказывания, делает его более определенным. Этот выбор индивидуален, зависит от точки зрения говорящего, так что в отдельных случаях логика высказывания может даже не совпадать с последовательностью компонентов серии. Например, предъявляется следующая серия фотографий о каком-либо городе:

1) панорама вокзала ночью, 2) улица с оживленным движением, 3) панорама стройки в одном из районов, 4) посадка в самолет в современном аэропорту.

Задание: «Моя знакомая была несколько лет тому назад в... и рассказывала мне, что это маленький город. А недавно я увидела фотографии этого города и удивилась. Вот посмотрите. Как вы думаете, права моя знакомая?»

Учащиеся будут опровергать мнение знакомой, используя в качестве аргументов запечатленное на снимках.

Символика в какой-то мере близка рисункам, но отличается тем, что каждая ее деталь несет огромную смысловую нагрузку. Если дать задание: «Охарактеризуйте ваш город, представьте его иностранцу» и при этом использовать в качестве опоры не открытки, а герб города, то говорящий будет более самостоятелен. Его не отвлекают детали изображения, подсказывается только главное, смысловое, а содержание привлекается разное.

Плакат и карикатура обладают к тому же большой силой эмоционального воздействия. Доходчивая и образная форма хорошо раскрывает смысл и суть явления или события.

Диаграмма, схема, цифры, даты — казалось бы очень скупые подсказки, но судить по ним можно о многом, ибо за ними стоят конкретные факты. Поэтому при помощи данных опор легко управлять высказыванием, причем как смысловой, так и содержательной его стороной, что зависит от установки. В этом специфика таких опор.

III. Список литературы

1. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению: Пособие для учителей иностр. яз. – М.: Просвещение, 1985.- 208 с.

2. Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. – 2-е изд., раб. – М.: Просвещение, 1988. – 223 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: