Н. С. КУРЕК
Настоящая работа является частью проводимого в лаборатории исследования изменений психической деятельности, связанных со снижением психической активности как одной из основных особенностей формирующегося при шизофрении дефекта.
Имеющиеся в психологической литературе данные (1, 2, 3, 4) позволяют выделить в структуре психической активности следующие ее компоненты: спонтанные и волевые действия, саморегуляцию и динамические особенности психических процессов. Процессы выбора и достижения цели входят во все эти формы психической активности и являются наиболее существенным аспектом психической активности. Поэтому задачей данного исследования было изучение особенностей процесса выбора цели как отражения снижения психической активности у больных шизофренией с разной степенью выраженности дефекта. Процесс выбора цели является одной из основных составляющих целенаправленного поведения.
Под целью следует понимать более или менее осознанный результат будущей деятельности, который в реальных условиях выступает как задача, требование для индивида. Согласно общепринятому мнению одной из наиболее удобных моделей для экспериментального изучения процессов выбора цели является динамика у. п. (уровня притязаний) (5, 6). Для настоящего исследования оказалось особенно ценным то, что в динамике у. п. отражаются различные компоненты психической активности. Во-первых, на основании динамических характеристик у. п. (а именно, гибкости, подвижности и степени его изменений) можно судить о динамической стороне психических процессов. Во-вторых, динамику у. п. можно рассматривать как один из процессов саморегуляции — как процесс регуляции цели на основе информации об уровне достижений. Таким образом, у. п. и его динамика дает возможность исследовать два основных компонента психической активности — саморегуляцию и формально-динамические характеристики психических процессов. Кроме того, в методиках, предназначенных для исследования у. п., для нас представляло ценность их простота и доступность для больных различных нозологии, в том числе и для больных шизофренией с выраженным дефектом. Все это определило выбор методик и постановку задачи исследования.
|
|
Кратко остановимся на определениях понятий у.п., динамики у. п. и изложим методики, предназначенные для его исследования.
Существует несколько определений у. п. Согласно одному из них под уровнем притязаний понимается внутренне принятая цель (7). С другой точки зрения у. п. — черта личности (например, потребность в самооценке, удовлетворяющей личность) (8, 9). В нашей работе под у. п. понимается, уровень будущих достижений индивида в знакомой ему деятельности, который он, зная уровень своего прошлого достижения, определенно обязывается достигнуть (10).
|
|
На основании выбора из нескольких ранжированных по сложности заданий можно судить о динамике у. п., т. е. о процессе его изменений, который характеризуется определенной гибкостью, подвижностью, степенью его изменений, а также зависимостью от успеха и неуспеха.
Для исследования у. п. используются два основных типа экспериментов, существенно различающихся по такому параметру как степень информированности испытуемого о результатах своей деятельности. В настоящей работе были использованы оба типа экспериментов.
Методики первого типа экспериментов, направленного на исследование у. п., состоят в следующем: испытуемым предъявлялся ряд разных по трудности заданий (ранжированных по сложности от минимальной степени до максимальной). Время выполнения каждого задания лимитируется. Испытуемый после каждого решения (об успехе или неуспехе которого сообщает экспериментатор) сам должен был выбирать себе следующую цель. То, какой трудности выбирает испытуемый себе задание, может служить основанием для оценки его у. п.
Для экспериментатора эта ситуация дает возможность выявить некоторые личностные и индивидуальные особенности испытуемого, такие как у. п., способы реагирования на успех и неуспех. Для испытуемого этот эксперимент выступает как проверка его способностей.
Особенностью этого типа эксперимента является то, что испытуемые не знают своего конкретного уровня достижений, а получают лишь информацию о том, успешны или неуспешны были их действия. (Например, испытуемый, не решивший задачу 8-й степени сложности за 30 сек, не знает того, насколько низок был его уровень достижений). Естественно, в этой ситуации трудно соотнести у. п. со своим уровнем достижении, и, поэтому испытуемый, выбирая следующее задание, ориентируется не столько на реальный уровень достижений, сколько на оценку экспериментатора и самооценку своих действий и возникающие при этом ощущения успеха и неуспеха.
Как ведут себя в таких ситуациях здоровые испытуемые? При успешных решениях они постепенна повышают свои притязания (т. е. выбирают задания г несколько.-труднее), при неудачах нередко снижают их (т. е. выбирают более легкие задания). Для них успех или неуспех при решении задач является ориентиром для постановки цели—выбора задания той или иной трудности; Поэтому здоровые испытуемые достаточно быстро находят ту зону трудности (4—6 степень сложности), которая является для них максимально посильной. Подобная тактика поведения продуктивна, поскольку человек работает в наилучшем и оптимальном для себя режиме — режиме трудных, интересных, но посильных задач (11).
Для оценки поведения испытуемых в этой экспериментальной ситуации был разработан ряд показателей, характеризующих, в основном, изменения у. п. относительно предыдущих притязаний.
1. Наиболее часто используют два показателя зависимости изменений у. п. от успеха и неуспеха: а) частота повышений у. п. после успеха, б) частота понижений у. п. после неуспеха. Как установил F. Норре в условиях нашей культуры повышается у. п. после успеха и снижается после неудачи (12). Во многих, в том числе и патопсихологических, исследованиях нарушение зависимости изменений у. п. от успеха и неуспеха рассматривается как признак того, что у. п. не сформирован (13). В ряде работ для характеристики у. п., понимаемого как самооценка или «потребность в самооценке», в качестве показателя используется вся кривая выбора заданий после успеха и неуспеха (14).
2. Следующий показатель — степень изменений у. п. Еще,М. Jucknat (15) были установлены факторы, влияющие на степень изменений у. п.: уровень начала, сила ощущений успеха—неуспеха, количество задач, ранжированных по сложности, В современных патопсихологических исследованиях этот показатель является одним из существенных параметров. Именно по нему больных психопатией отличают как от здоровых, так и от других психически больных (1!!).
|
|
3. Довольно редко используется такой показатель у. п. как уровень начала, хотя еще F. Норре установил, что уровень начала является важной дифференциальной характеристикой, по которой существенно различаются индивиды, а Юкнат считала его одним из существенных факторов, обусловливающих степень изменений у. п. (12, 15).
Следует обратить внимание на то, что все вышеописанные показатели характеризуют изменения у. п. в отношении к предыдущему у. п. Попытки выработать показатели, характеризующие не только соотношение у. п. с предыдущим у. п., но и с уровнем достижений (у.д.), не увенчались.успехом, так л как в этом варианте методик очень трудно вычислить реальный уровень достижений данного испытуемого (16).
Второй тип эксперимента, направленного на исследование у. п., заключался в следующем: испытуемому дается несколько равных по трудности заданий. После выполнения 1-го из них экспериментатор сообщает испытуемому его уровень достижений (например, время, которое было затрачено на выполнение задания) и на основании этих данных просит предсказать будущий уровень достижений, т. е. у. п. (например, сколько времени займет выполнение следующего задания).
Здоровые испытуемые в этой ситуации по мере приобретения навыка убыстряют темп и повышают качество выполнения задания и, соответственно, у них растут притязания (например, они говорят, что выполнят задание за более короткое время, т. е. они ставят себе более высокое время). Но как только они начинают работать на пределе своих возможностей и несколько раз не достигают назначенной цели (т. е. тратят на решение больше времени, чем они определили заранее), они начинают снижать у. п., в результате чего к 6—7 пробе у них вырабатывается устойчивый у. п., близкий к среднему у. д.
|
|
В отличие от первого типа эксперимента, направленного на исследование у. п., в этой экспериментальной ситуации сообщается полная информация о его предыдущем у. д., на основе которого испытуемый определяет свой у. п. В силу этого для большинства исследователей интерес представляют отношения между у. п. и у. д.
Для оценки соотношения между у. п. и у. д. был разработан ряд показателей (17):
1. Первый показатель характеризует отношение предыдущего у. д. и последующего у. п. (Zieldickrepanz). Это отношение считается важной дифференциальной характеристикой, постоянной для данного индивида и различающейся у разных лиц, не- зависимой от различных ситуативных факторов. Если у. д. постоянно ниже последующего у. п., то это свидетельствует о высокой уверенности в себе или о завышенной самооценке. Средние значения этого показателя говорят об адекватной самооценке и стабильности личности, низкие же— об осторожности, неуверенности, боязливости, тревожности, стремлении к избеганию неуспеха.
Правда, до сих пор нет уверенности в том, что же в основном стоит за этой характеристикой поведения испытуемого— либо мотивация (например, мотирация достижения), либо эмоциональность (тревожность), либо черта характера (уверенность—неуверенность).
2. Второй показатель оценивает соотношение у. п. и последующего у. д. (Erreichungdickrepanz). Оно положительно, |^если у. д. выше, чем предыдущий у. п., и отрицательно—если ниже. Это соотношение выступает как основной индикатор ситуаций успеха и неуспеха.
3. Третий показатель оценивает различие между идеальной целью (целью—рекордом, которую в идеале- хотел бы ^достичь испытуемый) и конкретным у. п. (Innerediskrepanz).; Как выше отмечалось, в данной работе применялись эксперименты двух типов. Причем с помощью экспериментов 2-го типа (с полной информацией об у. д.) исследовалось не только соотношение у. п. и у. д., но и динамика у. п. Следует отметить, что динамика у. п. обычно рассматривалась как процесс изменений притязаний по отношению к предыдущим
притязаниям. Основанием для этого служило то, что в методках 1-го типа было невозможно установить конкретный ^реальный у. д., а в методиках второго типа — отношение у. п. к предыдущему у. д. считалось характеристикой постоянной, независимой от ситуативных факторов (в том числе и от успеха и неуспеха).
Мы предположили, что инамика у. п. — это закономерный процесс изменений у. п.n+i не только по отношению к предыдущим притязаниям (у.п.п), но и достижениям (у.д.п)*.
Одной из задач исследования была проверка предположения о том, есть ли закономерная зависимость между успехом и неуспехом, с одной стороны, и изменениями у. п.п+1 по отношению к у.д.п, с другой, т. е. есть ли у испытуемых тенденция к повышению или понижению у. п.п+1 по сравнению с у.д.п после успеха (когда у. п.п< у.д.п) и^после неуспеха (когда у.п.п > у.д.п).
* В работе для удобства были введены следующие сокращения:
У.п.п —уровень притязаний в предыдущем испытании;
У-Д-п+1 —уровень притязаний в следующем задании, У.Д.п —уровень достижений в предыдущем испытании;
где <w — порядковый номер задания
С целью изучения динамики у. п. (в широком смысле) был разработан специальный комплекс из трех методик.
Методика 1-й серии экспериментов состояла в следующем: испытуемым предъявлялось 10 серий лабиринтов равной сложности. Каждая серия состояла из трех лабиринтов. В них требовалось найти путь от входа к выходу. Время выполнения каждого задания фиксировалось экспериментатором. После прохождения каждой серии лабиринтов он сообщав испытуемому, за какое время тот выполнил задание и на основании этих данных просил предсказать, сколько времени! займет выполнение следующего задания.
Вторая серия отличалась от первой лишь по содержанию? деятельности. Вместо решения лабиринтов испытуемый должен был сложить из кубиков' десять равных по сложности фигур по предложенным образцам.
В третьей серии (модификация методики Юкнат) испытуемым предъявлялся ряд лабиринтов, ранжированных по сложности от 1 до 10-го и представлялась возможность после каждого решения выбрать самому себе следующую задачу. Лабиринты 7—10-й степени сложности были нерешаёмыми. Время выполнения задания для каждого испытуемого лимитировалось: оно определялось индивидуально для каждого испытуемого на основе среднего уровня достижений по данным 1-й серии..
Таким образом, первые две экспериментальные серии отличались от третьей, во-первых, тем, что испытуемый получал в них более полную и определенную информацию об уровне достижений (времени выполнения задания). Это дало возможность изучать не только соотношение у. п.п+1 и у. п. (как в III серии), но и соотношение у. п.п+1 с у.д.п.
Во-вторых, I и II серии отличались от третьей тем, что сложность задания определялась варьированием времени выполняемого задания (структура задания оставалась неизменной), а в III -й варьированием (усложнением) структуры материала при неизменном времени выполнения.
В 1-й и II -й сериях анализировалась зависимость изменений у. п.п+1 по отношению к у. п.п и у. д.п от успеха и неуспеха и неуспеха в предыдущем испытании. В 111-й серии изучались только изменения у. п.п+i по сравнению с у. п.п после успеха и неуспеха.
В I, 11-й сериях в качестве у. п. регистрировалось время, которое предполагал затратить испытуемый на выполнение последующего задания, в 111-й серии — уровень сложности выбираемого задания. Индикатор у. д. в I и II сериях — время выполнения задания. Успех—ситуация, в которой у. д. превосходит или равен у. п.п, а неуспех — ситуация, в которой у. д,п меньше у. п.п (например, если испытуемый хотел сделать задание за 40сек, а сделал за 30 сек, то можно констатировать успех, если же сделал за 50 сек—то неуспех).
Зависимость у.п.п+1 относительно у. п.п и у.д.п от успеха и неуспеха в предыдущем испытании оценивалась также по следующим количественным показателям:
1. частота повышений у. п.п+1 по отношению к предыдущим притязаниям (I, II, 111-я серии) и достижениям (I, 11-я серии).
2. частота понижений у. n.п+1 по о гиошеипю к предыдущим притязаниям (I, II, 111-я серии) и достижениям (I, 11-я серии).
Были исследованы здоровые (50 человек) и больные шизофренией лица. Исследовались больные, характеризующиеся разной степенью выраженности шизофренического дефекта, с вялым и среднепрогредиентным темпом развития заболевания. Все больные были разделены на две группы. Первую группу (50 человек) составляли больные с менее выраженным дефектом. Вторая группа (50 человек) состояла из больных, характеризующихся более выраженным дефектом.