Основные теоретические сведения. Лабораторными работами называют метод практического изучения процессов, явлений, объектов природы, техники и технологии в искусственно воспроизводимых

Лабораторными работами называют метод практического изучения процессов, явлений, объектов природы, техники и технологии в искусственно воспроизводимых условиях с помощью специального оборудования, приборов, инструментов. В профессиональном обучении лабораторные работы направлены так же на формирование профессиональных и общетрудовых навыков и умений учащихся. Направленность лабораторных работ на формирование у учащихся навыков применять знания на практике и оперировать объектами техники и технологии определяет их особую роль в системе методов обучения в учебных заведениях начального и среднего профессионального обучения. При выполнении лабораторной работы учащиеся приобретают навыки, необходимые им в будущей практической деятельности; учатся работать с приборами, установками, инструментами, машинами; проверяют закономерности, изученные на теоретических занятиях, и используют их на практике; устанавливают новые правила, аксиомы, положения; обучаются самостоятельно решать производственные задачи. Лабораторные работы служат связующим звеном между теоретическим и производственным обучением. Опыт показывает, что, если формирование первоначальных навыков проводится с помощью этого метода, то на завершающем этапе качество навыков достаточно высокое.

По характеру деятельности учащихся на занятии различают лабораторные работы исследовательского и иллюстративного типов. Наиболее сложны из них первые, так как они предполагают большую самостоятельность учащихся. На лабораторных работах исследовательского типа учащиеся изучают приборы, установки и другие объекты техники и технологии, приобретают умения работать с ними. В процессе выполнения исследовательских лабораторных работ у учащихся формируются новые знания, умения.

Лабораторные работы иллюстративного типа проводятся по уже известному учащимся материалу. Цель их состоит в подтверждении сформулированных преподавателем положений, выработке у учащихся умений делать расчеты по известным формулам и правилам.

Лабораторные работы следует проводить, если:

- учащимся трудно освоить какую-либо рабочую операцию. Трудность обычно возникает, когда тема содержит сложные действия или трудно выполнимые расчеты;

- осваиваемая операция часто повторяется, от правильности и быстроты ее выполнения зависят производительность и качество труда;

- изучаемые устройства, приборы, оборудования и т.п. сложны и на работу с ними на занятиях производственного бучения не хватает времени;

- необходима коррекция действия учащихся с целью учета специфики работы предприятия, на которое они направляются.

Дидактический анализ общетехнических и специальных предметов позволяет выделить следующие основные виды лабораторных работ, характерные для машиностроительных предметов:

- наблюдение и анализ (описание) различных технических явлений и процессов, свойств сырья, материалов и продукции;

- наблюдение и анализ (описание) устройства и работы машин, механизмов, приборов, аппаратов, приспособлений и т.п.;

- исследование количественных и качественных зависимостей между техническими величинами, параметрами, характеристиками. Определение оптимальных значений этих величин;

- изучение способов использования контрольно-измерительных приборов и инструментов для определения и контроля различных технических и технологических величин;

- диагностика неисправностей, регулировка, наладка, настройка машин и приборов и т.д.

Лабораторные работы могут проводиться фронтально или как лабораторный практикум.

Фронтальный способ организации характеризуется тем, что все учащиеся групп выполняют одну и ту же лабораторную работу. В этом случае облегчается руководство преподавателя деятельностью учащихся, появляется возможность проводить работы исследовательского характера. В то же время для реализации этого способа необходимо в лаборатории иметь большое число однотипного оборудования. Отличительным признаком лабораторного практикума служит деление групп учащихся на подгруппы для выполнения каждой из них своей лабораторной работы. Этот способ затрудняет проведение группового инструктажа, требует от преподавателя более тщательной и детальной подготовки инструктивных документов, однако, обеспечивает большую самостоятельность учащихся. Практикум проводится, как правило, после прохождения определенного раздела программы или в конце изучения всего курса.

В зависимости от дидактической цели, лабораторные работы делятся на:

- предшествующие;

- сопутствующие;

- закрепляющие.

Управление деятельностью учащихся в процессе проведения лабораторных работ преподаватель осуществляет с помощью инструктирования. Выделяют вводный, текущий и заключительный инструктажи, на которых информацию учащимся сообщают устно и письменно.

На вводном инструктаже преподаватель сообщает учащимся тему и цель работы, способы и порядок выполнения работы, характеризует применяемые материалы, оборудование, рекомендует справочную и учебную литературу, дает указания по составлению ответа.

Каждая лабораторная работа, только тогда дает положительные и ценные результаты, когда учащимся отчетливо ясна цель предстоящей работы.

Учащиеся должны осознать, в какой связи предлагаемая им работа находится с изученным материалом или какое значение она имеет для дальнейшего продвижения вперед.

Особое внимание при проведении вводного инструктажа уделяется правилам техники безопасности.

Для успешного проведения лабораторных работ необходимо учитывать два момента:

- дидактические основы техники безопасности – это подготовленность в теоретическом плане к восприятию, осмыслению и анализу учебного материала;

- психологические основы техники безопасности включают знания индивидуальных свойств личности (типа высшей нервной деятельности, темперамента, природных черт характера), организации внимания и восприятия.

В учебном кабинете должны быть памятки-инструкции, плакаты, а при необходимости предупредительные надписи по техники безопасности. На протяжении всей лабораторной работы преподаватель обязан следить, чтобы строго соблюдались правила техники безопасности. После вводного инструктажа приступают к выполнению заданий.

Во время выполнения лабораторных работ очень важно для преподавателя записывать результаты наблюдения. За ходом выполнения работ, чтобы определить, на сколько сознательно каждый учащийся усвоил задание, какие характерные ошибки он допускает, развивать у учащихся творческое техническое мышление и на основе теоретических знаний овладевать практическими навыками.

Текущее инструктирование направлено на контроль хода работы учащихся и оказания им помощи в ее выполнении. Оно может проводиться для всей группы одновременно или индивидуально для учащегося при целевых обходах преподавателя. Преподаватель заранее обдумывает и планирует каждый обход, его время, содержание и методику проведения.

Заключительное инструктирование в определенной степени является продолжением и завершением предыдущих инструктажей. На нем проводятся итоги выполнения и завершением предыдущих инструктажей. На нем проводятся итоги выполнения лабораторной работы, определяется качество ее проведения, проставляются оценки и при необходимости выдается домашнее задание.

При завершении лабораторной работы учащийся составляет отчет. Он содержит название и цель, содержание работы, исходные данные для выполнения, необходимые схемы, эскизы и чертежи, порядок проведения, описание проделанных экспериментов, анализы и расчеты, выводы и предложения. Отчет должен быть сжатым, кратким. Форму отчета составляет преподаватель до начала лабораторной работы и доводит его до сведения учащихся в виде устной или письменной инструкции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: