Теоретическая часть. Управление появилось вместе с обществом

Управление появилось вместе с обществом. Под управлением понимается функция систем различной природы, обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию программ и целей деятельности. Менеджер – профессиональный управляющий, человек, обладающий специальными знаниями, талантом и определенными навыками в области производства и управления.

В процессе управления менеджер осуществляет следующие функции: организация и планирование деятельности коллектива и своей собственной работы, распределение заданий и инструктаж подчиненных, контроль за подчиненными, подготовка и чтение отчетов, проверка и оценка результатов работы, ознакомление со всеми новинками в сфере бизнеса, техники и технологии, выдвижение новых идей и предложений, решение вопросов, выходящих за пределы компетенции подчиненных, знакомство с текущей корреспонденцией, ответы на звонки и прием посетителей, проведение собраний и представительство, заполнение форм отчетности, ведение переговоров, повышение квалификации.

Под основными задачами управления понимают управление персоналом, качеством продукции, инновациями, стратегическое, финансовыми ресурсами, материальными ресурсами и запасами, информационными ресурсами, временными ресурсами, производительностью труда, антикризисное, маркетингом, по целям, по результатам.

Реализация всех функций планируется, организуется, координируется, мотивируется, контролируется с помощью определенных методов: организационные, административные, экономические, социально-психологические. Осуществляя управление подчиненными, руководитель использует несколько групп методов, в том числе авторитарные (автократические) демократические, либеральные.

Разновидности авторитарного метода – «эксплуататорский» и «благожелательный». «Эксплуататорский» стиль руководства предполагает, что руководитель, не доверяя подчиненным, решает все вопросы исключительно сам, а им «спускает» лишь указания, что, как и когда делать. При более мягкой «благожелательной» разновидности авторитарного стиля руководитель относится к подчиненным снисходительно, по-отечески; при принятии решений интересуется их мнением, хотя, несмотря на его обоснованность, может поступать по-своему.

В противоположность авторитарным демократические методы предполагают, что подчиненные «самостоятельно» принимают решения и ищут пути их реализации, а руководитель заранее создает для этого процесса необходимые условия, предопределяющие конечный результат, задает лишь основные параметры работы.

Третий стиль руководства – либерально-попустительские методы – основывается на минимальном вмешательстве в деятельность подчиненных; коллектив имеет полную свободу принимать решения по главным направлениям производственной деятельности. Этот стиль руководства опирается на высокую сознательность, преданность общему делу и творческую инициативу всех членов коллектива.

Стиль управления и квалификация персонала связаны между собой обратной зависимостью: чем ниже квалификация сотрудников и чем меньше времени на решение задачи, тем более четкими, конкретными, а следовательно, и жесткими должны быть указания руководителя.

Для выполнения практической работы студенты делятся на две равные по количеству группы, каждой из них выдается по два задания. Отчетом служит выполненная в тетради работа. Форма – произвольная. Основные требования – наличие схемы системы управления фирмой, описание функций и методов, которыми будут пользоваться менеджеры, наличие таблицы, характеризующей стили руководства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: