Теоретическая часть. Под жилищно-коммунальным хозяйством мы будем понимать систему предприятий и организаций различных форм собственности

Под жилищно-коммунальным хозяйством мы будем понимать систему предприятий и организаций различных форм собственности, разнообразные результаты труда которых выступают в форме товаров и услуг, формирующих жизненную среду человека. При этом потребителями являются население и предприятия различных отраслей народного хозяйства.

Рассмотрим структуру ЖКХ. Очевидно, что жилищно-коммунальное хозяйство включает жилищное хозяйство и коммунальные предприятия. В работах А. И. Безлюдова, Н. Т. Лопаткина, В. Е. Рохчина и других авторов приводится обобщенная классификация его отраслей (рисунок 6.1):

Рисунок 6.1 – Обобщенная классификация отраслей ЖКХ.

Заслуживает внимания классификация, предложенная Д. М. Жуковым. Он выделяет три группы подотраслей (рисунок 6.2):

Рисунок 6.2 – Классификация отраслей ЖКХ по степени монополизации.

Структура коммунального хозяйства каждого населенного пункта индиви­дуальна и зависит от следующих групп факторов (рисунок 6.3):

Рисунок 6.3 – Факторы, влияющие на структуру ЖКХ населенного пункта.

Роль, номенклатура предоставляемых услуг, сложная структура ЖКХ обусловили наличие характерных отраслевых особенностей, присущих жилищно-коммунальному хозяйству (Рисунок 6.4).

Рисунок 6.4 – Отраслевые особенности ЖКХ

Проводимые в последние десятилетия структурные преобразования во всех сферах экономики обусловили необходимость рыночной трансформации важнейшей жизнеобеспечивающей отрасли – жилищно-коммунального хозяйства. По мнению ряда авторов основными проблемами функционирования жилищно-коммунальной отрасли являются (рисунок 6.5):

Рисунок 6.5 – Основные проблемы функционирования жилищно-коммунальной отрасли.

В качестве причин сложившейся ситуации исследователи выделяют следующие:

– высокий уровень морального и физического износа основных фондов отрасли;

– несовершенство действующего законодательства;

– нерациональные управленческие структуры, бюрократизм и протекционизм;

– несоответствие цен и тарифов на услуги ЖКХ фактическим затратам на их производство;

– отсутствие действенных экономических стимулов;

– отсутствие современного научно-технического менеджмента;

– низкая информированность населения об особенностях и проблемах функциониро­вания ЖКХ;

– слабый учет и защита интересов потребителей услуг ЖКХ;

– монополизм государственной и муниципальной собственности на объекты ЖКХ;

– низкая активность населения в области жилищного самоуправления, в формировании требований к качеству и т.д., обусловленная проводимой политикой государства в дореформенный период и первые годы реформ;

– отсутствие экономической подготовки передачи ведомственного жилья и других объектов в муниципальную собственность в условиях недостатки финансирования и производственны мощностей;

– чрезмерная концентрация управления на уровне местных органов исполнительной власти;

– отсутствие действенной системы социальной защиты населения при
внедрении рыночных механизмов в отрасль.

Конотовским Н. А. выявлено противоречие: по уровню дохода населения Россия приближаемся к развивающимся странам с самыми низкими доходами, а по показателям обеспеченности жилой площадью на душу населения к развитым странам со средними и высокими доходами граждан. Это означает, что без субсидий государства большая часть населения еще долгое время не сможет содержать свои квартиры [6].

Значительной проблемой также является высокая степень износа инженерного оборудования населенных пунктов. Уровень надежности работы инженерных сетей в 2,5 – 3 раза ниже, чем в странах Восточной Европы. По мнению многих специалистов, до 50 – 60% их нуждается в капитальном ремонте. Названные проблемы имеют многолетнюю историю. Именно они и привели к необходимости реформирования ЖКХ, которое началось в 90-е годы ХХ века.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: