Под жилищно-коммунальным хозяйством мы будем понимать систему предприятий и организаций различных форм собственности, разнообразные результаты труда которых выступают в форме товаров и услуг, формирующих жизненную среду человека. При этом потребителями являются население и предприятия различных отраслей народного хозяйства.
Рассмотрим структуру ЖКХ. Очевидно, что жилищно-коммунальное хозяйство включает жилищное хозяйство и коммунальные предприятия. В работах А. И. Безлюдова, Н. Т. Лопаткина, В. Е. Рохчина и других авторов приводится обобщенная классификация его отраслей (рисунок 6.1):
Рисунок 6.1 – Обобщенная классификация отраслей ЖКХ.
Заслуживает внимания классификация, предложенная Д. М. Жуковым. Он выделяет три группы подотраслей (рисунок 6.2):
Рисунок 6.2 – Классификация отраслей ЖКХ по степени монополизации.
Структура коммунального хозяйства каждого населенного пункта индивидуальна и зависит от следующих групп факторов (рисунок 6.3):
Рисунок 6.3 – Факторы, влияющие на структуру ЖКХ населенного пункта.
|
|
Роль, номенклатура предоставляемых услуг, сложная структура ЖКХ обусловили наличие характерных отраслевых особенностей, присущих жилищно-коммунальному хозяйству (Рисунок 6.4).
Рисунок 6.4 – Отраслевые особенности ЖКХ
Проводимые в последние десятилетия структурные преобразования во всех сферах экономики обусловили необходимость рыночной трансформации важнейшей жизнеобеспечивающей отрасли – жилищно-коммунального хозяйства. По мнению ряда авторов основными проблемами функционирования жилищно-коммунальной отрасли являются (рисунок 6.5):
Рисунок 6.5 – Основные проблемы функционирования жилищно-коммунальной отрасли.
В качестве причин сложившейся ситуации исследователи выделяют следующие:
– высокий уровень морального и физического износа основных фондов отрасли;
– несовершенство действующего законодательства;
– нерациональные управленческие структуры, бюрократизм и протекционизм;
– несоответствие цен и тарифов на услуги ЖКХ фактическим затратам на их производство;
– отсутствие действенных экономических стимулов;
– отсутствие современного научно-технического менеджмента;
– низкая информированность населения об особенностях и проблемах функционирования ЖКХ;
– слабый учет и защита интересов потребителей услуг ЖКХ;
– монополизм государственной и муниципальной собственности на объекты ЖКХ;
– низкая активность населения в области жилищного самоуправления, в формировании требований к качеству и т.д., обусловленная проводимой политикой государства в дореформенный период и первые годы реформ;
|
|
– отсутствие экономической подготовки передачи ведомственного жилья и других объектов в муниципальную собственность в условиях недостатки финансирования и производственны мощностей;
– чрезмерная концентрация управления на уровне местных органов исполнительной власти;
– отсутствие действенной системы социальной защиты населения при
внедрении рыночных механизмов в отрасль.
Конотовским Н. А. выявлено противоречие: по уровню дохода населения Россия приближаемся к развивающимся странам с самыми низкими доходами, а по показателям обеспеченности жилой площадью на душу населения к развитым странам со средними и высокими доходами граждан. Это означает, что без субсидий государства большая часть населения еще долгое время не сможет содержать свои квартиры [6].
Значительной проблемой также является высокая степень износа инженерного оборудования населенных пунктов. Уровень надежности работы инженерных сетей в 2,5 – 3 раза ниже, чем в странах Восточной Европы. По мнению многих специалистов, до 50 – 60% их нуждается в капитальном ремонте. Названные проблемы имеют многолетнюю историю. Именно они и привели к необходимости реформирования ЖКХ, которое началось в 90-е годы ХХ века.