Экспертный метод

Экспертный метод применим практически во всех случаях, но для его использования требуется установить квалификацию и требуемое количество экспертов. Квалификация экспертов определяется либо по близости к среднему мнению, либо по близости к заранее определённому ответу на тест.

В первом случае необходимо из множества ответов определить это среднее мнение, во-втором случае необходимо создать достаточно большое количество тестов с определёнными решениями. Количество экспертов обычно устанавливается в диапазоне от 5 до 15, каждого из них определяют по близости ответа к установленному значению.

Экспертные методы определения весомостей:

1. Метод предпочтений

r n r

gi = ∑Wjl / ∑ ∑ Wjl

1 1 1

n – количество свойств; j = 1,2…n;

r количество экспертов; l = 1,2…r;

Wjl – сумма баллов j-того свойства у l-го эксперта.

Эксперт 1

j l Мнения экспертов Wjl gj
         
Q1             0,29
Q2             0,12
Q3             0,15
Q4             0,13
Q5             0,31
                 

К = 12S / r2(n3 – n) – коэффициент конкордации.

2. Метод попарного сопоставления

3. Метод ранга

n r r n

gjl = Рjl / ∑ Рjl; gj = ∑ gjl / ∑ ∑ gjl

1 1 1 1

Рjl – ранг j-го свойства у l-го эксперта

gjl – весомость j-го свойства у l-го эксперта

ПК Ранги показателей
Рl1 Рl2 Рl3 Рl4 Рl5
Q1          
Q2          
Q3          
Q4          
Q5          

4. Метод последовательных приближений

ПК           Gj(1) gj(1) Gj(2) gj(2) Gj(3) gj(3)
              0,32   0,395   0,435
              0,28   0,297   0,291  
              0,04   0,011   0,004  
              0,24   0,242   0,243  
              0,12   0,055   0,024  
    1,0   1,0   1,0  
                           

Метод последовательных приближений заключается в том, что значения рангов полученные в предыдущем приближении является весомыми коэффициентами для значений рангов получаемых в последующих приближениях.

В первом приближении:

G1(1) = 1+2+2+1+2 = 8

G2(1) = 0+1+2+2+2 = 7

G3(1) = 0+0+1+0+0 = 1

G4(1) = 1+0+2+1+2 = 6

G5(1) = 0+0+2+0+1 = 3

Во втором приближении:

G1(2) = 8∙1+7∙2+1∙2+6∙1+3∙2 = 36

G2(2) = 8∙0+7∙1+1∙2+6∙2+∙3∙2 = 27

G3(2) = 8∙0+7∙0+1∙1+6∙0+3∙0 = 1

G4(2) = 8∙1+7∙0+7∙2+6∙1+3∙2 = 22

G5(2) = 8∙0+7∙0+7∙2+6∙0+3∙1 = 5

и т.д.

При наличии априорной информации:

α0 – превосходство лучшего объекта экспертизы над худшим (максимального весового коэффициента над минимальным)

1 + Δ – превосходство j-го объекта над i-тым

1 – Δ – превосходство i-го объекта над j-тым

1 – равноценность

Δ =(α – 1 / α + 1)+(√0,05/n)

n – число свойств, которые мы определяем

ε – точность приближений

ε = 0,001 при 1< α ≤ 1,5

ε = 0,01 при α > 5

ε принимает промежуточные значения при промежуточных значениях α.

Процесс уточнения заканчивается при условии:

│gj(k) - g j(k-1)│≤ ε

Определяется фактическое превосходство:

α фак = gj(k)max / gj(k)min и β = α / α фак

Если β ≠ 1, корректируется значение

Δ = β (α – 1 / α + 1)+(√0,05/n)

и расчёт повторяется

№35 Нормальное распределение при контроле качества объектов. Оценка центральных моментов по результатам наблюдений.

В зависимости от характера случайной величины законы ее распределения могут быть самыми различными. Если на исследуемую величину одновременно действует много независимых случайных факторов, она подчиняется нормальному закону распределения (закону Гаусса). Этот закон имеет фундаментальное значение. Функция нормального распределения имеет вид:

,где

и - математическое ожидание и дисперсия случайной величины соответственно.

Нормальная плотность вероятности определяется выражением

На рисунке приведены графики нормальной плотности вероятностей

(кривая Гаусса)

Через точку x=a проходит ось симметрии кривой, поэтому у случайных величин, подчиняющихся нормальному закону распределения, значения математического ожидания, моды и медианы совпадают, а значение асимметрии и эксцесса равны нулю.

Если в выражениях для F(x) и перейти к новой переменной, называемой нормированной случайной величиной , то будут получены выражения для нормированной функции нормального распределения F(z) и плотности вероятности нормированного нормального распределения . При этом = . Если случайная величина x распределена нормально со средним, равным а и дисперсией, равной , то нормированная случайная величина z также распределена нормально со средним, равным нулю и дисперсией, равной 1.

В этом случае вероятность нахождения нормально распределенной случайной величины Х в интервале определяется как

Функция Ф(z) называют функцией Лапласа. Геометрически она представляет собой площадь под кривой в промежутке от 0 до z. Значения этой функции приведены в таблицах. Очевидно, что ; ;

Для интервала соответствующую вероятность можно вычислить как . Пользуясь этим соотношением и таблицей, легко определить, что вероятность попадания нормально распределенной случайной величины в интервал составляет~0,68, в интервал -~0,95,в интервал -~0,997.

Аналогично легко вычислить вероятность попадания случайной величины в любой другой заданный интервал. Например, при выборочном контроле по результатам измерений легко вычислить долю деталей, размеры которых находятся в допуске. Для этого необходимо вычислить статистики данной выборки а и и определить значения Ф(z) для минимально и максимально допустимых размеров и для верхнего и нижнего отклонений. Оставшаяся часть деталей будет бракованной.

Нормальное распределение в большинстве случаев является хорошим приближением функций. Распределение многих статистик является нормальным или может быть получено из нормальных с помощью некоторых преобразований. Рассуждая философски, можно сказать, что нормальное распределение представляет собой одну из эмпирически проверенных истин относительно общей природы действительности и его положение может рассматриваться как один из фундаментальных законов природы. Точная форма нормального распределения (характерная "колоколообразная кривая") определяется только двумя параметрами: средним и стандартным отклонением.

Форму большинства непрерывных распределений в ряде случаев можно достаточно полно охарактеризовать первыми четырьмя моментами.

1 Математическое ожидание а (для генеральной совокупности) или среднее арифметическое значение (для группы случайных величин).

Среднее - очень информативная мера "центрального положения" наблюдаемой переменной, особенно если сообщается ее доверительный интервал. Исследователю нужны такие статистики, которые позволяют сделать вывод относительно популяции в целом. Одной из таких статистик является среднее. Доверительный интервал для среднего представляет интервал значений вокруг оценки, где с данным уровнем доверия, находится "истинное" (неизвестное) среднее популяции. Например, если среднее выборки равно 23, а нижняя и верхняя границы доверительного интервала с уровнем p=.95 равны 19 и 27 соответственно, то можно заключить, что с вероятностью 95% интервал с границами 19 и 27 накрывает среднее популяции. Если вы установите больший уровень доверия, то интервал станет шире, поэтому возрастает вероятность, с которой он "накрывает" неизвестное среднее популяции, и наоборот. Хорошо известно, например, что чем "неопределенней" прогноз погоды (т.е. шире доверительный интервал), тем вероятнее он будет верным. Заметим, что ширина доверительного интервала зависит от объема или размера выборки, а также от разброса (изменчивости) данных. Увеличение размера выборки делает оценку среднего более надежной. Увеличение разброса наблюдаемых значений уменьшает надежность оценки. Вычисление доверительных интервалов основывается на предположении нормальности наблюдаемых величин. Если это предположение не выполнено, то оценка может оказаться плохой, особенно для малых выборок. При увеличении объема выборки, скажем, до 100 или более, качество оценки улучшается и без предположения нормальности выборки.

2 Дисперсия – характеристика рассеивания случайной величины Х около центра распределения.

Часто в качестве меры рассеивания случайной величины вместо дисперсии используют положительное значение квадратного корня из дисперсии, которое называется средним квадратическим отклонением или стандартным отклонением.

3 Асимметрия характеризует степень несимметричности распределения относительно его среднего. Положительная асимметрия указывает на отклонение распределения в сторону положительных значений. Отрицательная асимметрия указывает на отклонение распределения в сторону отрицательных значений.

Если асимметрия (показывающая отклонение распределения от симметричного) существенно отличается от 0, то распределение несимметрично, в то время как нормальное распределение абсолютно симметрично. У симметричного распределения асимметрия равна 0. Асимметрия распределения с длинным правым хвостом положительна. Если распределение имеет длинный левый хвост, то его асимметрия отрицательна.

4 Эксцесс характеризует относительную остроконечность или сглаженность.

Если эксцесс (показывающий "остроту пика" распределения) существенно отличен от 0, то распределение имеет или более закругленный пик, чем нормальное, или, напротив, имеет более острый пик (возможно, имеется несколько пиков). Обычно, если эксцесс положителен, то пик заострен, если отрицательный, то пик закруглен. Эксцесс нормального распределения равен 0.

Отличные от нуля показатели асимметрии и эксцесса указывают на отклонение рассматриваемого распределения от нормального.

Медиана - значение, которое разбивает выборку на две равные части. Половина наблюдений лежит ниже медианы, половина- выше;

Мода - наиболее часто встречающееся значение переменной;

распределения по сравнению с нормальным распределением..

Более точную информацию о форме распределения можно получить с помощью критериев нормальности (например, критерия Колмогорова-Смирнова). Однако ни один из критериев не может заменить визуальную проверку с помощью гистограммы (графика, показывающего частоту попаданий значений переменной в отдельные интервалы).

Гистограмма позволяет "на глаз" оценить нормальность эмпирического распределения. На гистограмму также накладывается кривая нормального распределения. Гистограмма позволяет качественно оценить различные характеристики распределения. Например, на ней можно увидеть, что распределение бимодально (имеет 2 пика). Это может быть вызвано, например, тем, что выборка неоднородна, возможно, извлечена из двух разных популяций, каждая из которых более или менее нормальна. В таких ситуациях, чтобы понять природу наблюдаемых переменных, можно попытаться найти качественный способ разделения выборки на две части.

№36 Значение и назначение документации системы менеджмента качества

Качество и в особенности, проблемно ориентированный менеджмент качества становится преобладающим фактором конкурентоспособности. Это обстоятельство постоянно подтверждается на практике и вынуждает предприятия придавать ему все большее значение. Естественным следствием возрастающего значения менеджмента качества является разработка и внедрение так называемых систем менеджмента качества (систем QM), которые органически встраиваются в структуре управления предприятием и обеспечивают руководству и потребителям уверенность, что установленные требования к качеству будут выполнены.

Побудить предприятие к созданию у себя системы качества могут различные причины. Две из них требуют особого внимания.

Во-первых, в связи с необходимостью иметь гарантию качества, особенно при заключении долгосрочных контрактов, заказчики многих отраслей промышленности и сферы услуг требуют от своих поставщиков соответствующего доказательства в виде документированных систем QM, подвергая их перед оформлением заказа аудиту, а в последующем частым проверкам. Основополагающими документами для документирования систем QM являются нормы (требования) ИСО серии 9000.

Во-вторых, помимо заказчиков внедрения системы менеджмента качества требует и соответствующее законодательство.

Так, в Германии, например, перенесение и национальное право директивы ЕС от 25.07.85 об ответственности изготовителя за выпуск дефектной продукции было реализовано вступлением в силу с 01.01.1990 Закона "Об ответственности за дефектный продукт". Этот закон обязывает предприятия предпринимать все необходимые меры, чтобы в сферу обращения могла попасть только достаточно надежная и безопасная продукция.

Для выполнения этих правовых предписаний предприятия обязаны создать и документировать организационную структуру и процессы в соответствии с требованиями норм ИСО серии 9000

Представляя в конкретных случаях документальное оформление общих требований норм ИСО серии 9000 применительно к этим конкретным производственным условиям, документация по качеству приобретает собственное правовое значение, ибо в таком нормативно-правовом виде она помогает определить, были ли учтены при нанесении ущерба уровень техники и другие обстоятельства, дающие право на юридическое освобождение от ответственности за ущерб, причиненный дефектом в продукции.

Документирование систем QM в соответствии с требованиями норм ИСО серии 9000 предусматривает создание документации двух типов: документации по качеству, содержащей требования к продукции и/или методам, определенные техническими условиями, и документации по доказательству качества изготовленной продукции, содержащегося в регистрируемых в процессе изготовления значениях контролируемых параметров и признаков.

Требования к объему, содержанию и оформлению этих типов документации изложены в разделе 4.2.3 "Управление документацией " ГОСТ Р ИСО 9001-2001,

На рис. 22 приведен общий обзор документации, действующей внутри системы менеджмента качества.

Таким образом, документация по качеству содержит требования к качеству продукции (чертежи, технические условия, технологические процессы, операционные и контрольные карты), методам (методологические инструкции с описанием процессов менеджмента качества) или ответственности персонала (матрицы ответственности, должностные инструкции структурные схемы).

Как уже было отмечено, эта документация имеет собственное правовое значение, т.к. содержит информацию о том, в каком объеме и как на предприятии организовано выполнение требований норм ИСО серии 9000.

Отчеты по качеству (записи) показывают степень выполнения требовании, установленных документацией по качеству (например, отчеты по внутренним аудитам системы, отчеты по данным технического контроля, доказательства проведенного обучения персонала и т.д.). Эти данные в отдельных случаях в виде, например, "дела изделия" или "паспорта на деталь" прикладываются к контракту в подтверждение того, что установленные требования выполнены.

№37 Применение статистических методов для контроля качества, анализа дефектов и исследования технологических процессов.

Внедрение статистических методов управления качеством продукции требует не только оценки ее качества, но и наличия стабильного, управляемого состояния технологического процесса изготовления продукции. Для определения его точности и стабильности, соответствия нормативно- технической документации также проводится статистический анализ. Он позволяет выявить и определить характер взаимосвязей между технологических операций и качеством продукции, между видами и причинами брака, а также подготовить соответствующие рекомендации для наладки технологического процесса в случае такой необходимости.

Статистический анализ проводится по тем параметрам продукции, по которым намечено внедрение статистических методов управления качеством процессов изготовления продукции.

- Планы выборочного контроля

Общая проблема, с которой сталкиваются инженеры по контролю качества, состоит в том, чтобы определить, сколько изделий из партии (например, полученной от поставщика) необходимо исследовать, чтобы быть уверенными в том, что изделия этой партии обладают приемлемым качеством. Допустим, что у вашей автомобильной компании есть поставщик поршневых колец для небольших двигателей, и ваша цель – разработать процедуру выборочного контроля поршневых колец в присылаемых партиях, обеспечивающую требуемое качество. В принципе эта проблема сходна с проблемой, рассмотренной в разделе Контроль качества, где обсуждаются вопросы статистического контроля качества промышленной продукции.

Выборочный контроль при приемке. Процедуры выборочного контроля применяются в том случае, когда нужно решить, удовлетворяет ли определенным спецификациям партия изделий, не изучая при этом все изделия. В силу природы проблемы – принимать или не принимать партию изделий – эти методы иногда называют статистическим приемочным контролем (acceptance sampling)

Преимущества над полным контролем. Очевидное преимущество выборочного контроля над полным (сплошным) контролем партии состоит в том, что изучение только выборки (а не всей партии) требует меньшего времени и финансовых затрат. В некоторых случаях исследование изделия является разрушающим (например, испытание стали на предельную прочность), и сплошной контроль уничтожил бы всю партию. Наконец, с точки зрения управления производством, отбраковка всей партии или поставки от данного поставщика (на основании выборочного контроля) вместо браковки лишь определенного процента дефектных изделий (на основании сплошного контроля) часто заставляет поставщиков строже придерживаться стандартов качества.

- Контрольные листки — основная форма сбора первичных данных, их фиксации и упорядочения для дальнейшего использования.

Контрольные листки используются при проведении входного, текущего и выходного контроля материалов, деталей, узлов, блоков, готовой продукции; при анализе оборудования и технологических процессов, анализе брака и во многих других случаях. При этом формы листков могут быть самыми разнообразными и разрабатываются в зависимости от поставленной задачи с целью сбора конкретных данных, необходимых и достаточных для решения этой задачи.

Контрольные карты - инструмент, позволяющий отслеживать ход протекания процесса и воздействовать на него, предупреждая его отклонения от предъявляемых к процессу требований.

Контрольная карта - графическое представление динамики процесса, состоящее из центральной линии, контрольных границ (границ регулирования) и конкретных значений имеющихся статистических данных, позволяющее оценить степень статистической управляемости процесса.

Таким образом, отчеты по качеству (записи) отражают фактическую реализацию требований норм ИСО серии 9000.

Поэтому, если к документации по качеству на первое место выдвигается требование ее постоянной актуализации по отношению к условиям рынка, то к отчетам по качеству, как к доказательной документации, выдвигается требование ее надежного архивирования.

С помощью документации осуществляется воспроизводимость производственных процессов, рабочих операций и, прежде всего, принципов менеджмента качества, принятых на предприятии.

Без системы документации, отвечающей требованиям, эффективность деятельности руководства предприятия часто ограничена.

Конкретные установки на достижение целей в виде планируемых значений совместно с фактически достигнутыми показателями определяют рамки и направления деятельности, которые придают сотрудникам уверенность в выполнении установленных требований. При этом принятые на предприятии принципы менеджмента качества дают руководству предприятия соответствующую ориентацию при принятии решений.

Без документально оформленных технологических процессов, операций, процедур передачи данных в информационных контурах, а также без требований и процедур, обеспечивающих реализацию принципов предприятия в области менеджмента качества, постановка конкретных целей, как правило, возможна только в пределах оперативной деятельности. Краткосрочные цели в таких условиях ориентированы на очень ограниченный срок действия, не связаны с глобальными целями предприятия и поэтому в стратегическом и практическом отношении оказываются малозначимыми. В противоположность этому действующая документированная система QM обеспечивает руководству предприятия возможность постановки объективно обоснованных средне- и долгосрочных стратегических целей, что положительно влияет и на достижение конкретно поставленных оперативных целей. Отсутствие же средне- и долгосрочных целей оказывает негативное влияние на конкурентоспособность предприятия, что является общеизвестным еще со времен экономического спада.

Посредством документально оформленных установленных правил, реализация и выполнение процессов, операций, передача данных в информационных контурах, а также соблюдение принципов деятельности предприятия в области качества становятся проверяемыми. Тем самым создается принципиальная предпосылка для эффективной работы руководства, т.к. управлять можно только тем, что поддается проверке с помощью измерения значений установленных параметров и признаков.

Следующим положительным аспектом значения документации, отвечающей требованиям, является наглядность всех производственных процессов и целей. Какое воздействие оказывают на качество труда наглядные технологические процессы, правильно документированные информационные процессы, а также своевременное поступление всей технологической и организующей информации на рабочие места исполнителей, объяснено ниже.

На стадии построения эффективной структуры документации часто встречаются трудности, связанные с недопониманием важности разработки добротной документации. Обычно это выражается в виде реплик типа "Это чисто управленческие затраты и бюрократизм". И тем не менее, в принципе должно быть ясно: система правильно подготовленной документации таким образом описывает специфику предприятия, которая позволяет реализовать все выше перечисленные положительные аспекты ее значения.

Часто при внедрении норм ИСО серии 9000, преследуя цель ускорения оформления и составления документации, отвечающей требованиям, по неопытности и из-за боязни не выполнить требования нормы, дополнительно создается целый аппарат управления, который повышает инерцию персонала предприятия. Именно вследствие этого появляются выражения, которые отождествляют внедрение норм ИСО серии 9000 с "бюрократизмом" и "управленческими затратами ".

Конечно, когда в рамках внедрения системы менеджмента качества создается документация, отвечающая предъявляемым требованиям, то на предприятии, как правило, это связано с дополнительными трудозатратами. При этом именно организация управления этими дополнительными трудозатратами, наблюдаемая персоналом, и является причиной его инертности. Поэтому необходимо своевременно принять меры по оптимизации численности дополнительного управленческого аппарата.

Другая трудность состоит в том, что на практике в ходе создания системы документации наблюдаются одновременно попытки уменьшить в этот период объем записей о качестве, оправдывая это тем, что создание новой документации важнее текущих записей.

Необходимо предвидеть возможность появления этих трудностей и своевременно разъяснять персоналу, что создание документации системы QМ - важный этап в создании самой системы и, несмотря на дополнительные затраты, эта деятельность является целесообразной. Вышеизложенные пояснения показывают, что интегрированная в систему менеджмента качества документация, отвечающая требованиям, необходима не только для внутреннего упорядочивания работ и описаний производственных процессов, но и для защиты от несправедливых претензии заказчиков и потребителей продукции.

Прямым назначением документации системы QM является реализация тех положительных эффектов, которые описаны выше. Поэтому она должна быть систематично и точно описана в справочнике менеджмента качества (руководстве по качеству). Он в краткой форме, но с достаточной полнотой должен содержать изложение принципов менеджмента качества, описание организационной структуры, производственных процессов, влияющих на качество, ответственности персонала, необходимые ссылки на нормативно-техническую и директивную документацию.

В принципе такой справочник может быть построен различным образом. Однако, его структура должна соответствовать последовательным стадиям создания продукции и со­держать описание деятельности по менеджменту качества на каждом этане производственного цикла. Такая системность структуры справочника позволяет сотрудникам и внешним экспертам легко находить в нем нужные места.

Справочник (руководство по качеству) делится на две части. Одна описывает систему в общем виде и в связи с этим две; ссылки на детали, которые содержатся во второй части в виде производственных и рабочих инструкций. При этом применение модульного принципа построения справочника и его несброщюрированность предоставляют хорошую возможность для оперативного внесения изменений и поддержания актуальности справочника с точки зрения его соответствия фактически действующим на предприятии принципам менеджмента качества.

Другим преимуществом такой структуры справочника является возможность его построения в соответствии со структурой норм ИСО серии 9000, требующих подразделения справочника на элементы системы QM. Из-за возросшего спроса на сертификацию систем менеджмента качества именно это обстоятельство является определяющим, несмотря на то, что, на практике такое построение справочника не всегда точно отражает структуру управления предприятием.

Многие производственные процессы, относящиеся к системе QM, описаны в соответствующих нормах и директивах. Поэтому нет необходимости повторения этих описаний в справочнике. Совершенно достаточным являются ссылки на применяемые нормы или директивы.

Важно, чтобы справочник, производственные и рабочие инструкции систематически актуализировались и своевременно рассылались. Следовательно, должны быть предусмотрены процедуры обеспечения этой документацией всех исполнителей на всех уровнях управления в соответствии с ее назначением. При этом описания технологических подробностей, свойственных самой фирме, не должны, быть, составными частями справочников, направляемых заказчикам.

Каким образом выглядит структура документации системы менеджмента качества, зависит от особенностей самого предприятия (см. табл. 1).

Перед определением структуры справочника менеджмента качества предприятие должно критически проанализировать собственное производство с точки зрения его размеров и организационной структуры, чтобы обеспечить практическое применение справочника. В целом, помимо справочника менеджмента качества на предприятии используется и другая документация, которая подразделяется по уровням применения, а именно: •справочник менеджмента качества; •технологическая документация и документация по процессам менеджмента качества; •документация по выполнению операций; • финансовая документация; •техническая документация; •коммерческая документация. Определение видов документации выглядит следующим образом: Характерно, что уже в ходе разработки документации новые принципы, как правило, вступают в противоречие с действовавшей системой управления, поскольку вырабатываются более оптимальные решения, приводящие к улучшению деятельности и снижению затрат.

При построении системы документации, интегрированной в систему QM, помимо установления структуры справочника менеджмента качества, проводятся структурирование документации по видам. Только соответствие всех видов документации необходимым требованиям обеспечивает эффективное функционирование системы менеджмента качества (рис. 25).

Выводы

Система менеджмента качества является для всех предприятий важным инструментом поддержания и повышения конкурентоспособности. Помимо прочего, документация и доказательства качества являются важными элементами функционирования системы менеджмента качества. Только отвечающая требованиям система документации может, при необходимости, служить доказательством отсутствия вины и обеспечить освобождение от ответственности в случае ущерба, причиненного некачественной продукцией, а также оказывать положительное влияние на внутреннюю административно-хозяйственную деятельность предприятия.

Чтобы получить эти эффекты, нужно установить и документально зафиксировать правила менеджмента качества, в принципе специфичные для каждого предприятия. Купленные на стороне документы QM с уже установленными принципами, описанием элементов и процессов пользы не принесут.

№38Основы экспертной оценки показателей качества. Критерии согласия.

Методы экспертных оценок — организационные, логические и математико-статистические процедуры, направленные на получение от специалистов информации, ее анализ и обобщение с целью подготовки и выбора рациональных решений.

Экспертные оценки являются важным средством при проектировании автоматизированных систем управления. Особенно велика их роль при отсутствии возможности получения количественных оценок и решений иными путями, что типично для начальных этапов разработки автоматизированных систем управления. На этих этапах перед разработчиками возникают три группы проблем:

исследование объекта управления (выявление факторов, в наибольшей степени влияющих на показатели качества функционирования объекта, построение математической модели, описывающей функционирование объекта, и т. п.);

формирование требований к проектируемой системе (выбор показателей качества функционирования системы, функциональной структуры системы, способов ее реализации и т. д.);

планирование разработки системы (определение очередности разработки задач, выбор исполнителей и т. д.).

Часто наиболее экономичным (а иногда и единственно возможным) способом получения информации, необходимой для решения перечисленных выше задач, является специально организованный опрос специалистов (экспертов) с последующей обработкой сведений, содержащихся в высказанных экспертами мнениях и оценках.

Основные этапы методов экспертных оценок:

* формулирование задачи, подлежащей решению;

* формирование группы экспертов;

* выбор метода опроса;

* обработка результатов опроса.

Остановимся кратко на каждом из них.

Формулирование задачи, подлежащей решению. Получение экспертных оценок, как правило, является этапом решения конкретной задачи проектирования, на котором извлекается информация, необходимая для принятия решений при проектировании. Непосредственными целями экспертных оценок могут являться, например, следующие:

составление перечня показателей качества функционирования конкретной системы, перечня задач, подсистем, вариантов построения системы и т. п.;

определение коэффициентов важности показателей (задач, подсистем, вариантов и т. п.), включенных в перечень;

упорядочение показателей (задач, подсистем и т. п.) по важности (или в общем случае упорядочение объектов по степени выраженности определенного признака), эта процедура называется ранжированием показателей;

оценка количественных значений параметров моделей (например, интервалов времени совершения определенного события при планировании работ).

На основе полученной экспертной информации могут решаться такие задачи, как выбор показателей качества функционирования системы, определение очередности разработки задач и т. п.

Для сбора и обработки экспертных оценок обычно создается рабочая группа, в задачи которой входят формирование группы экспертов, выбор метода опроса, проведение опроса и обработка его результатов (ГОСТ 23554.0—79).

Формирование группы экспертов. Достоверность результатов экспертной оценки зависит от числа экспертов в группе, долевого состава различных специалистов, характеристик экспертов. При подборе экспертов необходимо учитывать их компетентность, заинтересованность в результатах исследования, деловитость, объективность (ГОСТ 23554.0—79). Существуют методы получения количественной оценки степени компетентности предполагаемых экспертов [7, 19, 35]. Эти методы основаны на специальных тестах, взаимооценках экспертов или их самооценках. По этим оценкам рассчитываются коэффициенты компетентности экспертов, которые могут быть использованы на этапе формирования экспертной группы и этапе обработки результатов опроса [35, 58].

Выбор метода опроса. Существующие методы опроса можно разделить на индивидуальные (анкетирование, интервьюирование) и групповые (метод комиссий, «мозговая атака»), очные (интервьюирование, метод комиссий) и заочные (анкетирование). Каждый из методов имеет преимущества и недостатки. Основной недостаток индивидуальных методов — отсутствие взаимодействия между экспертами, что приводит к плохой согласованности оценок. Групповые методы дают, как правило, хорошую согласованность, но могут приводить к смещению оценок из-за отсутствия анонимности, влияния лидера на окончательные решения и по другим причинам. Хорошие результаты получаются при использовании индивидуального опроса в виде анкетирования, дающего возможность анонимного взаимодействия экспертов при выработке решений. Такое взаимодействие обеспечивается применением метода ДЕЛЬФЫ, который предусматривает проведение нескольких туров анкетирования (обычно 2—4 тура) и включает в себя ознакомление экспертов с аргументацией в пользу крайних мнений (например, при оценке коэффициентов важности — это мнения экспертов, чьи оценки ниже и выше оценок 75% специалистов, входящих в экспертную группу [7, 19]).

Обработка результатов опроса. Способ обработки зависит от метода экспертного оценивания. Различают следующие методы экспертных оценок: ранжирование, парные сравнения, непосредственное оценивание. Обработку результатов опроса проводят в два этапа: обобщение информации, полученной от экспертов для составления коллективного мнения: проверка согласованности мнений экспертов.

Ранжирование — расположение объектов (показателей, подсистем, задач) в порядке убывания или возрастания какого-либо свойства, присущего этим объектам (например, расположение подсистем АСУ в порядке убывания их значения для повышения качества функционирования предприятия и т. п.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: