Задачи НТ и социального развития предприятия БОН

Порядок формирования производственной программы предприятия БОН.

Производственным результатом деятельности предприятия (содержание производственной программы) является выпуск продукции определённого ассортимента и качества в натуральных и стоимостных показателях, ориентированных на цели предприятия.

Особое значение при разработке производственно программы и её практическом осуществлении имеет оптимизация структуры выпускаемой продукции на основе учёта следующих условий: анализа покупательного спроса на конкретные виды товаров и услуг; учёт ограничений, связанных с существующими производственными мощностями, имеющимися оборотными ресурсами и потребностью рынка в отдельных продуктах; выбор с учётом учётом рыночного спроса рационального сочетания цен и объёмов реализации; прогноз потока денежных средств для сравнения плановой и оптимальной программ производства.

Для решения задачи оптимизации структуры выпускаемой продукции необходимо использовать методы линейного и нелинейного программирования с ограничениями.

Разработка производственной программы осуществляется в следующей последовательности:

- определяется номенклатура и ассортимент продукции, потребности в ней, объём поставок.

- на основе объёма поставок определяется объем производства каждого изделия;

- объем производства распределяется по календарным периодам года и планирование объема производства обосновывается производственной мощностью, материалами и трудовыми ресурсами;

- исходя из натурального объема производства и поставок рассчитывается объем производства в стоимостном выражении.

Планирование ассортимента.

Набор товаров, предлагаемых предприятием-изготовителем на рынке, называют ассортиментом.

Номенклатура, или товарный ассортимент, - это вся совокупность изделий, выпускаемых предприятием. Вид товара делится на ассортиментные группы (типы) в соответствии с функциональными особенностями, качеством, ценой. Каждая группа состоит из ассортиментных позиций (разновидностей или марок), которые образуют низшую ступень классификации. Сущность планирования ассортимента продукции определяется как планирование всех видов деятельности, направленных на отбор изделий для будущего производства и на приведение технических, функционал. и эстетич. свойств этих изделий в наиболее полное соответствие с требованиями потенц.потребителей.

Основными элементами являются:1) выявление текущих и потенциальных (неудовлетворенных) потребностей покупателей; анализ способов использования соответствующей продукции, а также особенностей поведения покупателей (потребителей) в данном сегменте рынка; 2) оценка конкурирующих изделий-аналогов под тем же углом зрения; 3) анализ потребит. оценок качества вырабатываемых изделий, т.е. определение степени их соответствия запросам покупателей (потребителей); 4) определение того, какими изделиями должен быть пополнен вырабатываемый ассортимент продукции и какие изделия следует исключить из него по причинам недостаточной рентабельности, морального износа, снижения конкурентоспособности. 5) рассмотрение предложения об освоении новых изделий, усовершенствовании освоенной продукции. 6) разработка спецификаций новых или улучшенных изделий в соответствии с требованиями покупателей; 7) изучение с помощью специалистов по научно-техническим изделиям производства новых или усовершенствованных изделий, включая вопросы цен, себестоимости и рентабельности; 8) тестирование продукции с привлечением потенциальных потребителей для выявления ее соответствия покупательскому спросу по всему кругу основных показателей: качеству, внешнему виду, прочности, удобству в эксплуатации, безотказности в работе; упаковке, цене, потребительной ценности; 9) разработка спец. рекомендаций для изготовителей продукции в отношении ее качества, типоразмера, наименования, цены, упаковки, технического обслуживания и т.д. в соответствии с результатами проведенного тестирования, пробных продаж; 10) подготовка рекомендаций по сбыту продукции, включая: определение сроков и графика ввода на рынок нового товара, масштабов и нач. формы его реализации.

П. ассортимента продукции - это непрерывный процесс, продолжающийся на протяжении всего жизненного цикла товара, начиная с зарождения идеи и кончая снятием его с продажи.

Технология планирования ассортимента имеет исходные условия:

I. Формированию ассортимента предшествует разработка предприятием ассортиментной концепции. (разнообразие видов и разновидностей товаров, частота обновления ассортимента, уровень соотношения цен на товары данного вида).

II. Целевая направленность и искусство планирования проявляются в воплощении реальных и потенциальных возможностей предприятия в определенное сочетание продуктов, удовлетворяющих потребность покупателя и позволяющих получить прибыль.

III. Типичный цикл планирования ассортимента и его реализации включает предварительную оценку замысла, за которым следуют разработка спецификаций, основанных на требованиях потребителя, создание образцов, проверка возможностей их массового производства, рыночный тест.

Планирование производственной мощности предприятия БОН.

Под производственной мощностью понимается максимально возможный годовой выпуск продукции в номенклатуре и ассортименте, предусматриваемых планом при полном использовании наличного производственного оборудования и площадей с учетом применения прогрессивных технологий, организации производства и труда.

Расчет производственной мощности проводится в целях согласования планируемого объема выпуска продукции с производственными возможностями предприятия.

Исходными данными для расчета производственной мощности служит номенклатурно-количественные задания по выпуску продукции, прогрессивные плановые нормы трудоемкости, состав наличного оборудования, производственные площади, методики расчетов по определению производственной мощности.

Производственная мощность цехов зависит от мощности основных групп оборудования.

Оценка степени использования производственной мощности осуществляется по коэффициенту использования производственной мощности по формуле и среднему коэффициенту сменности работы оборудования по формуле ,где С – среднегодовое количество единиц оборудования; – годовой выпуск продукции соответствующего наименования; – трудоемкость данного вида работ; m – номенклатура программы производства продукции.

Использование производственной мощности также осуществляется по среднему коэффициенту загрузки оборудования, по обобщающим показателям выработки продукции на один станок, на 1м2 площади, фондоотдаче в рублях и выпуску продукции на 1 руб. основных производственных фондов.

Производственная мощность является важнейшей характеристикой потенциальных возможностей предприятия по выпуску продукции, а показатели использования ее показывают степень использования основных фондов.

Задачи НТ и социального развития предприятия БОН.

Научно-техническое и социальное развитие предприятия представляет собой процесс совершенствования техники, техно­логии, выпускаемой продукции и услуг и профессиональных возможностей кадров в целях интенсификации производств, по­вышения его эффективности и качества продукции, а также улучшения условий труда и охраны здоровья работников н их жилищных и культурно-бытовых условий.

Необходимость разработки плана научно-технического и социального развития предприятия (НТ и СРП) вызывается дей­ствием следующих основных факторов:

· рост сложности выпускаемых изделий, повышение качест­ва продукции и выпуск принципиально новых видов продукции;

· моральное и физическое старение техники и технологии;

· потребность в сбережении всех видов ресурсов;

· необходимость охраны окружающей среды;

· изменения в организации производства, условий труда;

· необходимость решения социальных проблем коллектива (повышение его уровня жизни) и т.д.

Цель планирования ПТ и СРП создать материальные ус­ловия для наиболее эффективного выполнения предприятием тех задач, которые на него возлагаются. Достижение этой цели обес­печивается решением комплекса задач:

· внедрения в производство новых орудий и средств труда для производства соответствующей продукции;

· внедрения средств механизации и автоматизации произ­водства;

· совершенствования действующей и применения новых прогрессивных технологий;

· использования новых предметов труда, топлива и энерго­носителей;

· совершенствования систем и средств в управления произ­водством и реализацией продукции на основе современных технологий управления;

· обеспечения охраны окружающей среды;

· повышения квалификационного уровня работников;

· оптимизация структуры «основное — вспомогательное про­изводство»;

· расширения производства за счет нового строительства, реконструкции, модернизации, технического перевооружения;

· повышения жизненного уровня своих работников и т.д.

Планирование создания, освоения и повышения качества продукции.

Задачами планирования повышения качества продукции являются: 1. Достижение и превышение технического уровня и качества лучших отечественных и зарубежных образцов; 2. Своевременная замена или снятие с производства устаревших изделий; 3. Обеспечение строгого соблюдения требований стандартов, технических условий и другой нормативной документации; 4. Изготовление продукции высшего качества; снижение материалоемкости изделий, повышение фондоотдачи; 5. Рост надежности и долговечности выпускаемой продукции.

К новым видам промышленной продукции относятся изделия, впервые изготовляемые, а также модерни­зируемые изделия, получающие новую качественную характеристику и по своим технико-экономическим показателям отвечающие требованиям современного уровня развития техники.

В этот план должны включаться мероприятия после их всестороннего обоснования. При этом анализируются и оцениваются как технические, так и экономические данные, в том числе:

·- технические показатели средств производства (производительность, мощность, точность обработки, скорость, КПД, расход топлива и энергии);

·- технические показатели предметов потребления (размер, вес, прочность, влажность);

·- показатели срока службы и надежности (технический ресурс до первого капитального ремонта, общий срок службы до полного физического износа пли разрушения, гарантийный срок, безотказность в работе, вероятность отказов;

- показатели технической эстетики и эргономики (фор­ма, виды отделки изделий и внешнего оформления, удобст­во использования и т.п.);

·- технологические показатели (применение прогрессив­ных технологических процессов, использование экономичных и прогрессивных материалов и др.);

·- экономические показатели: трудоемкость изготовле­ния, себестоимость и цена изделий, повышение эффективно­сти и сроки окупаемости капитальных вложений на освоение производства и улучшения качества изделий, затраты по об­служиванию и ремонту.

План внедрения прогрессивной технологии, механизации и автоматизации включает в себя следующие мероприятия:

·- внедрение передовых технологических процессов;

- механизацию производственных процессов (включая комплексную механизацию производства);

- механизацию тяжелого физического труда (оснащение рабочих мест приспособлениями, механизация погрузочно-разгрузочных и других тяжелых вспомогательных работ);

·- автоматизацию производства;

- модернизацию оборудования, оснастки и инструмента.

Планирование замены устаревшего оборудования осуществляется с учетом мероприятий по техническому перевооружению предприятия и оптимальных сроков службы оборудования.

Обновление парка оборудования должно осуществляться в соответствии с технической целесообразностью и экономической эффективностью, с учетом улучшения условий труда, повышения техники безопасности, повышения механиза­ции и автоматизации производства, увеличения удельного веса прогрессивных видов оборудования.

План модернизации устаревшего оборудования, осуществляется соответствующими отделами и службами и обобщается соответственно отделом главного технолога и отделом главного механика предприятия.

При планировании мероприятий по модернизации оборудования следует сроки выполнения их совмещать, по возможности, с периодическим ремонтом данного оборудования.

Внедрение мероприятии по научной организации труда (НОТ), должно быть направлено на достижение оптимального соединения живого труда с орудиями и предметами труда, наиболее эффективное использование материальных трудовых ресурсов, создание наиболее благоприятных санитарно-гигиенических и психофизиологических условий труда.

С целью эффективного использования основных фондов, содержания их в надлежащем состоянии в плане ОТМ предусматривается расчет влияния произведенного капитального ремонта на снижение себестоимости.

Объем работ по капитальному ремонту определяется на основе принятой периодичности ремонта и соответствующих смет с учетом нормативов ремонтно-эксплуатационных затрат.

Планирование НИОКР заключается в определении и уточнении тематики, трудоемкости, продолжительности и стоимости объемов, которые должны быть выполнены в плановом периоде. Определяется экономический эффект от каждой темы в денежном выражении.

39. Основные требования, предъявляемые к бизнес-плану предприятия БОН в рыночных условиях.

Бизнес-план – специальный инструмент управления менеджмента, используемый в современной рыночной экономике независимо от масштабов, сферы деятельности и формы предпринимательства. Успех в выходе фирмы с новым продуктом на рынок при реализации конкретного бизнес-предложения, инвестиционного проекта невозможен без полного и ясного представления о перспективах предпринимаемого дела, без разработки надежных предварительных ориентиров и реального плана действий. Бизнес-план позволяет очертить круг проблем, с которыми столкнется предприниматель при реализации своих целей в изменчивой, неопределенной, конкурентной хозяйственной среде, сформировать и обеспечить пути решения своих проблем. Разработка бизнес-плана позволяет получить полное представление о предпринимательском деле – от начальной бизнес-идеи до получения дохода.

План – это точное, обоснованное расписание работ, которые предполагается выполнить в известный, заранее установленный срок. Чтобы составить такое расписание, требуется:

1) установить конечную цель предпринимаемых работ;

2) определить точный размер (объем) этих работ;

3) точно учесть условия и возможности их проведения;

4) установить “меру” (размер, объем) работ, которые возможно выполнить за единицу времени.

Эти общие положения, утверждающие, что правильная организация любого дела предполагает разработку в первую очередь определенного общего плана действий, организации деятельности, полностью применимы и к составлению, и к реализации бизнес-плана.

Планирование – необходимый элемент эффективной деятельности фирмы на рынке. Сущность плана – это ориентация на будущее (выбор цели) и определение методов и способов достижения выбранной цели. Планирование позволяет увидеть весь комплекс будущих операций предпринимательской деятельности.

Конечная цель бизнес-планирования – разработать обоснованные мероприятия по обеспечению конкурентоспособности товара, получения прибыли как цели предпринимательской деятельности. Разработка такой системы мероприятий при бизнес-планировании осуществляется в рамках концепций маркетинга и системы менеджмента, которые, вместе взятые, и представляют собой рыночную концепцию управления.

Планирование совершенствования управления и организации производства и труда.

Совершенствование управления во многом связано с внедрением прогрессивных форм управления: 1. Ориентацию производства на удовлетворение общественных потребностей. 2. Повышение заинтересованности трудового коллектива в повышении качества продукции. 3. Создание условий для проявления инициативы и активности работников в решении производственных вопросов.

На уровне предприятия выделяются два основных пути управления. Первый путь - организационно-экономический - достижение четкого регламентирования функций и ответственности работников, а также в создании всех условий для заинтересованности каждого работника в устойчивом и качественном функционировании производства. Второй путь - автоматизация управления. Предполагает использование экономико-математических методов и средств вычислительной техники в процессе управления. Внедрение автоматизации в управление позволяет разгрузить человека от монотонного труда, а иногда и устранить ошибки, допущенные человеком в процессах подготовки и переработки информации. Для общей оценки качества управления применяются критерии: как оперативность, оптимальность и эффективность. Оперативность управления определяется его темпами, то есть временем, затраченным на сбор и обработку информации, и своевременностью принятия и выполнения управленческих решений. Оптимальность управления оценивается качеством принимаемых решений, которые должны быть реальными для выполнения в конкретных производственных условиях. Эффективность управления определяется результатами производства, основной показатель является величина прибыли. Особое внимание обращается на снижение уровня колебаний совокупной прибыли предприятия. Отсюда стремление к выравниванию колебаний прибыли по разным видам изготовляемой продукции.

Планирование капитальных вложений.

Планирование капитальных вложений -- это система прогнозных и плановых расчетов по воспроизводству основных фондов на базе капитальных вложений на предстоящий период.

План капитальных вложений в воспроизводство основных фондов охватывает важнейшие стороны этого процесса, обеспечивает его единство и пропорциональность с источниками финансирования и вместе с тем оптимальность плановых зданий.

В плане каждого предприятия (организации), района и отрасли находят отражение основные задачи планирования капитальных вложений. На основе теоретических разработок и опыта специалистов и трудящихся масс выявляются основные задачи планирования капитальных вложений и улучшения показателей их эффективности.

Основными задачами планирования капитальных вложений являются:

1 увеличение производственных мощностей и основных фондов;

2 эффективное использование капитальных вложений.

Планирование социальной инфраструктуры.

Социальная инфраструктура - это совокупность подразделений предприятия, обеспечивающих удовлетворение социально-бытовых и культурных потребностей работников предприятия и членов их семей.

План социального развития — совокупность научно обоснованных мероприятий, заданий, показателей по всему комплексу социальных проблем, реализация которых способствует наиболее эффективному функционированию коллектива. В центре их не производимая продукция, а человек как производитель и потребитель, как социально активная личность.

В планировании социального развития трудовых коллективов особое теоретическое и практическое значение имеет определение целей и задач разрабатываемых планов. От того, насколько четко сформулированы цель и задачи достижения цели, зависят направленность теоретических разработок и эффективность социального планирования на практике. Для правильного их формирования важно учесть взаимосвязь социального и экономического развития коллектива.

Взаимосвязь социального и экономического развития проявляется в том, что достижение социальных целей основывается на экономическом росте: коллектив может ставить только те социальные задачи, для решения которых создана материальная база.

Экономическое развитие зависит от эффективного использования социальных факторов, переориентации производства на потребителя, успешности преодоления хронической невосприимчивости к НТП — от полного и всестороннего использования человеческих возможностей.

Трудовые коллективы призваны производить материальные блага, но это не самоцель, а средство создания трудящимся благоприятных условий для работы, учебы, отдыха, развития и наилучшего применения своих способностей. Следовательно, цель планирования социального развития трудовых коллективов состоит в максимальном использовании возможностей и условий для всестороннего развития социальной активности личности человека.

Достижению этой цели будет способствовать решение следующих двух групп задач:

1) максимальное удовлетворение разумных потребностей членов коллектива, повышение содержательности труда, создание благоприятных условий труда, учебы и отдыха, что является результатом осуществления технологических, технических и организационных мероприятий;

2) воспитание личности члена коллектива, формирование у него инициативного отношения к труду, совершенствование взаимоотношений в коллективе.

Планирование условий труда, отдыха и быта.

Улучшение условий труда и быта работников, является одним из разделов плана соц.развития предприятия. В плане нужно особо выделить участки и подразделения с неблагоприятными условиями труда, для которых необходимо предусмотреть меры по оздоровлению производственной среды, по замене оборудования, являющегося источником повышения вредности и опасности, или по надежной изоляции такого оборудования. Предусматриваются также мероприятия по соблюдению санитарно-технических норм, стандартов безопасности труда, по организации на предприятии хорошо оборудованных бытовок, пунктов приема пищи, стирки спецодежды, ремонта обуви, по доставке рабочим через столы заказов продуктов и промышленных товаров и др. Особо выделяются вопросы обеспечения работников жильем, детскими дошкольными учреждениями, местами отдыха и др.

Планирование социального развития трудовых коллективов обеспечивает рост социальной эффективности, которая, наряду с экономической эффективностью, является важнейшей предпосылкой и условием благополучия предприятия и его работников.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: