Под законами организации понимают необходимое и устойчивое отношение между организационными явлениями и процессами, которое обладает неизбежной повторяемостью в сходных условиях функционирования организации.
Существуют как общие, так и специфические законы организации. Общие законы действуют во всех материальных системах, то есть свойственны биологическим, техническим, социальным, производственным, экономическим системам, пожалуй, только проявляются они по разному. Специфические законы проявляются только в конкретных ситуациях, в определенных видах деятельности, применимо к некоторым организациям.
С точки зрения теории организации (а именно ее мы сейчас и рассматриваем) роль законов заключается в следующем: они образуют теоретическую основу для дальнейшего развития науки, подтверждают ее самостоятельность (так как работают на самом деле) в практическом плане, кроме того, объясняют взаимосвязь количественных и качественных сторон организационных процессов, чем способствуют повышению эффективности управленческой деятельности.
Рассмотрим законы, согласно их дифференциации. Итак, общие законы организации:
1) Закон наименьших
Данный закон гласит, что устойчивость организованного целого зависит от наименьших относительных сопротивлений всех его частей во всякий момент. Согласно этому закону, развитие организации (как прогрессивное, так и регрессивное) зависит от наиболее отстающей части.
2) Закон расхождения
Его сущность в утверждении, что комплексы (системы) расходятся, то есть различаются между собой из-за первичной неоднородности их внутренних составляющих, а также воздействия происходящих изменений.
3) Закон синергии (синергия - взаимодействие)
Этот закон утверждает, что сумма свойств организованного целого отличается от арифметической суммы свойств, имеющихся у каждого из вошедших в состав целого, отдельного элемента. На примере, действие закона может выглядеть так: ресурсы, которые привлекаются в организацию могут либо дополнять, либо ослаблять друг друга, в итоге потенциал организации в целом становится или больше или меньше, чем сумма потенциалов всех ресурсов, но никак не равен ей.
В данном контексте потенциалом можно назвать источники чего-либо, возможности, средства, ресурсы, запасы, информация, которые могут быть приведены в действие или использованы для решения конкретной задачи. Также важно знать, что потенциал включает в себя подпотенциалы, которые можно разделить на экономический, социальный, технологический, инновационный, экологический и управляющий.
4) Закон самосохранения
Любая организация стремится сохранить свою целостность и эффективность, для чего использует весь возможный потенциал. Соответственно, если стоит задача самосохранения, то потенциалы развития, созидания должны преобладать над потенциалами разрушения. Конечно перед организацией не стоит вопрос простого сохранения целостности и дееспособности, поэтому сумма потенциалов развития должна значительно превышать сумму потенциалов разрушения, иначе организация не будет эффективной.
5) Закон единства анализа и синтеза
Закон гласит, что все организации стараются настроиться на максимально экономичный режим функционирования за счет постоянных адаптаций (изменений структуры, дополнения функций, переориентация). Следовательно, скорость изменения (как и результат), находится в зависимости от размаха и скорости преобразования внешней и внутренней среды.
Общих законов немного больше, но вышеперечисленные считаются основополагающими и определяющими, поэтому их знать нужно любому руководителю.
Теперь перейдем к рассмотрению специфических законов организации:
1. Закон своеобразия (индивидуальности)
Каждая организация функционирует только в соответствии с оптимальной для нее и присущей только ей организационной и управленческой структурой. Невозможно найти две абсолютно одинаковые организации, любая организация уникальна и неповторима.
2. Закон состязательности
В любой организации, между организациями, между подразделениями организации существует стремление работников опередить других, стать лучшим в своей сфере, отделе, профессии и т.д. Данный закон основан на стремлении личности к индивидуальности и достижению первенства где-бы то ни было. Грамотный управленец не должен перебороть данное стремление, но должен держать его в определенных рамках, дабы не допустить возникновения конфликтов.
3. Закон социальной гармонии
Развитие социальной сферы внутри организации приведет к повышению уровня эмоциональной удовлетворенности работников, следовательно активизируется трудовая деятельность и повысится производительность труда. Управляю данным законом, также важно не допускать выхода последствий развития за рамки рабочей обстановки в рабочее время.
4. Закон эффективного восприятия и запоминания информации
Процессы восприятия информации работником должны быть максимально приближены к естественному процессу его мышления.
5. Закон оптимальной нагрузки
Для каждого работника существуют свои оптимальные нормы рабочей нагрузки, при соблюдении которых он будет работать с максимальной эффективностью.
6. Закон эффективного осмысления
Если работник будет обладать большим объемом знаний по конкретной тематике, то сможет наиболее эффективно осмыслить и применить новые знания на пользу организации
7. Закон устойчивость информации
Более устойчивое запоминание информации происходит в момент первого знакомства работника с данной информацией. Следовательно, желательно преподносить информацию сразу в понятной, полной и доступной форме.