Организация - сознательно координируемое социальное образование с определенными границами, которое функционирует на относительно постоянной основе для достижения поставленной цели.
Банки, другие предприятия и учреждения, рабочая сила, поставщики, посредники, правительство, политическая и экономическая ситуации – всё это части внешней среды. Внешняя среда представляет для менеджера стихию, которая пытается поглотить его организацию и с которой он борется исключительно посредством решения внутренних проблем.
Внешняя среда для любой организации – это постоянный источник проблем, способность приспосабливаться к ней – условие выживания и развития организации.
Впервые понятие “внешней среды” было дано А.А. Богданова.
Внешняя среда – это набор реально существующих явлений и процессов, прямо или косвенно влияющих на деятельность организации, на уровень неопределенности и риска при принятии управленческих решений.
Внешнюю среду рассматривают как двухуровневую, состоящую из макросреды и микросреды.
|
|
Внешняя макросреда организации – это совокупность факторов, воздействующих на организацию, на которые организация воздействовать не может (законодательство, демография, состояние экономики, технологии и др.)
Внешняя микросреда организации – это совокупность факторов, воздействующих на организацию, на которые она также может воздействовать (конкуренты, потребители, поставщики и др.). (Ф. Котлер)
Основные свойства внешней среды:
s объемность, т.е. число входящих в нее элементов: большая объемность содержит более 7 элементов, средняя от 4 до 6, малая – до 4 элементов;
s сложность, определяется трудозатратами на обработку требуемого количества элементов внешней среды;
s подвижность, т.е. скорость обновления ее параметров;
s неопределенность, то есть неполнота или неточность информации о состоянии внешней среды.
Принципиальное значение для функционирования организаций имеет обратная связь (требования, предложения потребителей по внедрению новшеств и другая информация, поступающая изготовителю из сферы потребления). Открытые системы постоянно получают информацию из внешней среды, что помогает им к ней приспосабливаться и корректировать параметры организации.
Внутренняя среда организации – это совокупность взаимосвязанных внутренних переменных, характеризующих ситуацию внутри организации и влияющих на ее управляемость.
К переменным относятся:
s структура организации и система ее управления;
s коммуникации как каналы движения информации;
s персонал организации с его образованием, квалификацией, опытом, ценностями, интересами;
s корпоративная культура организации;
s финансовое состояние организации;
s состояние техники и технологии;
s социально – психологическая атмосфера и т.д.