Внутренняя и внешняя среды организации

Организация - сознательно координируемое социальное образование с определенными границами, которое функционирует на относительно постоянной основе для достижения поставленной цели.

Банки, другие предприятия и учреждения, рабочая сила, поставщики, посредники, правительство, политическая и экономическая ситуации – всё это части внешней среды. Внешняя среда представляет для менеджера стихию, которая пытается поглотить его организацию и с которой он борется исключительно посредством решения внутренних проблем.

Внешняя среда для любой организации – это постоянный источник проблем, способность приспосабливаться к ней – условие выживания и развития организации.

Впервые понятие “внешней среды” было дано А.А. Богданова.

Внешняя среда – это набор реально существующих явлений и процессов, прямо или косвенно влияющих на деятельность организации, на уровень неопределенности и риска при принятии управленческих решений.

Внешнюю среду рассматривают как двухуровневую, состоящую из макросреды и микросреды.

Внешняя макросреда организации – это совокупность факторов, воздействующих на организацию, на которые организация воздействовать не может (законодательство, демография, состояние экономики, технологии и др.)

Внешняя микросреда организации – это совокупность факторов, воздействующих на организацию, на которые она также может воздействовать (конкуренты, потребители, поставщики и др.). (Ф. Котлер)

Основные свойства внешней среды:

s объемность, т.е. число входящих в нее элементов: большая объемность содержит более 7 элементов, средняя от 4 до 6, малая – до 4 элементов;

s сложность, определяется трудозатратами на обработку требуемого количества элементов внешней среды;

s подвижность, т.е. скорость обновления ее параметров;

s неопределенность, то есть неполнота или неточность информации о состоянии внешней среды.

Принципиальное значение для функционирования организаций имеет обратная связь (требования, предложения потребителей по внедрению новшеств и другая ин­формация, поступающая изготовителю из сферы потребления). Открытые системы постоянно получают информацию из внешней среды, что помогает им к ней приспосабливаться и корректировать параметры организации.

Внутренняя среда организации – это совокупность взаимосвязанных внутренних переменных, характеризующих ситуацию внутри организации и влияющих на ее управляемость.

К переменным относятся:

s структура организации и система ее управления;

s коммуникации как каналы движения информации;

s персонал организации с его образованием, квалификацией, опытом, ценностями, интересами;

s корпоративная культура организации;

s финансовое состояние организации;

s состояние техники и технологии;

s социально – психологическая атмосфера и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: