Композиція в дизайні. Види композиції. Досягнення єдності – основний закон композиції

Композиция (compositio — лат.) в переводе буквально означает со-расположение. Мы под этим

термином понимаем сочинение вообще, упорядоченное соединение элементов.

Основные виды композиции.

Условно различают три основных вида композиции:

· Фронтальную
· Объёмную
· Глубинно-пространственную

Фронтальная композиция - элементы формы распределены в одной плоскости в двух основных направлениях – вертикальном и горизонтальном.

Фронтальные композиции в свою очередь могут быть:

· Двумерными – составленными из плоскостных элементов.

Трехмерными – содержащие в своём поле объёмные изображения. Смешанными - составленные из плоскихи объёмных элементов.

Каждая композиция из выше перечисленных может быть:

· Линейная – составленная из линий разного характера и разной толщены.

Большое значение имеет насыщенность линейных изображений, динамика, ритм и пластика.

Такие композиции обладают большими выразительными возможностями.

Объёмная композиция - представляет собой форму, имеющую относительно замкнутую поверхность и воспринимаемую со всех сторон. Объёмная композиция всегда взаимодействует с окружающей средой, так как в ней находиться!

Среда может увеличить или уменьшить выразительность одной и той же композиции.

Существует несколько видов объёмных композиций: Напольная, Настольная, Настенная, Подвесная. Каждая из перечисленных композиций может быть:

· Декоративного назначения (представляет собой только эстетическую ценность).

Декоративно-утилитарного назначения (имеющая, ещё и практическое применение). Выразительность и ясность восприятия объёмных композиций зависит;

· От вида образующей форму поверхности, От того, как расположены и взаимосвязаны между собой элементы формы, От высоты горизонта (восприятие объёмной формы при низком горизонте создаёт впечатление её монументальности). От точки восприятия (с приближением зрителя к предмету увеличивается перспективное сокращение его граней). Глубинно – пространственная композиция складывается из материальных элементов, объёмов, поверхностей и пространства, которое их окружает, а так же интервалов между ними. Ощущение глубины усиливается, когда включаются элементы, расчленяющие пространство на ряд последовательных планов. Используют глубинно-пространственную композицию в решении интерьеров, городской и ландшафтной среды, площадей, микрорайонов и т.п. Следует напомнить, что разделение композиции на фронтальную, объёмную и глубинно-пространственную - условно потому, что эти виды композиции находятся в постоянном взаимодействии, и на практике мы имеем дело одновременно с сочетанием их различных видов.

· Фронтальная и объёмная композиции входят в состав глубинно-пространственной;

Объёмная композиция часто складывается из замкнутых фронтальных поверхностей (вид спереди + вид сбоку + вид сверху + вид снизу + вид сзади = объём) и является при этом неотделимой частью пространственной среды.

Для определения различных видов композиционного строя и для определения различных зависимостей пользуются:

средствами композиции: ритм, контраст, нюанс, масштаб и масштабность, пропорции и пропорциональность

свойствами и качествами композиции: композиционное равновесие, симметрия и асимметрия, динамичность, статичность

категориями композиции: тектоника, объёмно-пространственная структура.

Изучение законов композиции не может заменить природных данных и творческой интуиции.
Умение хорошо рисовать не равнозначно знанию художественно-конструкторской грамоты.

Три главных формальных признака композиции:

- целостность;

- подчиненность второстепенного главному, то есть наличие доминанты;

- уравновешенность.

Если изображение или предмет целиком охватываются взглядом как единое целое, явно не распадается на отдельные самостоятельные части, то налицо целостность как первый признак композиции. Целостность нельзя понимать как непременно некий спаянный монолит; это ощущениесложнее,

между элементами композиции могут быть промежутки, пробелы, но все-таки тяготение элементов друг к другу, их взаимопроникновение зрительно выделяют изображение или предмет из окружающего пространства. Целостность может быть в компоновке картины по отношению к раме, может быть как колористическое пятно всей картины по отношению к полю стены, а может быть и внутри изображения, чтобы предмет или фигура не распадались на отдельные случайные пятна.

Целостность — внутреннее единство композиции. Если изображение или предмет целиком охватываются взглядом как единое целое, явно не распадается на отдельные самостоятельные части, то налицо целостность как первый признак композиции.

Главный элемент композиции обычно сразу бросается в глаза, именно ему, главному, служат все другие, второстепенные, элементы, оттеняя, выделяя или направляя взгляд при рассматривании произведения. Это смысловой центр композиции.

Уравновешенность — основа гармонии в произведении.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: