double arrow

Втілення національної своєрідності у дизайні Фінляндії

Развитие дизайна началось в Финляндии уже в конце ХIХ века и на протяжении этого времени начала складываться своя скандинавская философия дизайна, которая и привела к современному финскому дизайну, конкурентному и занимающему одно из ведущих мест среди стран, лидирующих в этом направлении. Развитие дизайна всегда связано с развитием экономики, и без государственной поддержки дизайн не способен занять того места, которое он занимает сегодня.

Стратегия современной Финляндии — вывести финский дизайн в мировые лидеры и, соответственно, быть конкурентным на рынках мира по продаже своих товаров и услуг.

Как же финны решают этот вопрос? Во-первых, идет успешное развитие образования в области дизайна, который становится частью бизнес-образования, во-вторых, идет продвижение дизайна в средний и малый бизнес путем создания новых центров для совместной работы по взаимодействию новых технологий и дизайна с учетом мировых направлений в этом и своего подхода к национальным особенностям дизайна, в-третьих, включение дизайна в стратегию своего бизнеса, тем самым, обеспечивая еще лучшее качество своих услуг и товаров.

Все больше фирм обращаются к профессиональным дизайнерам с хорошим образованием в конкретной области дизайна, будь то керамика, стекло, текстиль, дерево, интерьер…, к тем, которые знают свое дело и решают это профессионально.

И не случайно, что все больше внимания в Финляндии уделяется вопросу менеджмента в этой области, включающего специализацию, обеспечивающую взаимодействие всех звеньев процесса разработки какого-то конкретного изделия или конкретной услуги…
Уже через год половина средних и малых фирм Финляндии воспользуется дизайнерами высокого уровня.

Финны любят свои вещи, которые отвечают их северному вкусу, менталитету и понятию стильного и совершенного, но и в других странах тоже любят финскую продукцию и хотят воспользоваться финскими услугами, значит, они отвечают общему стандарту красивого и качественного.

Финская эстетика дизайна родилась не на пустом месте: финское северное жилище и его убранство уже отвечало тем линиям, цвету, формам, материалу…, которые и положили основу той современной эстетики дизайнерского мастерства. Именно оттуда пришла и сегодняшняя финская мебель, так полюбившаяся миру, со знанием структуры дерева и благородства его как материала. И такие известные финны, как Альвар Аалто, художник-дизайнер, стал классиком в области дизайна по дереву. Не менее талантлив и Ээро Саринен, создав свои деревянные художественные модели, в частности, стул-тюльпан.

Дизайн имеет глубокие корни в культуре Финляндии. Финский дизайн стал популярен в 1950-х, когда новые методы массового производства и недорогие материалы дали толчок развитию нордического дизайна, концепция которого заключается в создании красивых и одновременно функциональных предметов обихода, доступных всем. Сегодня дизайн в Хельсинки проявляет себя повсюду: от городской архитектуры, внешнего вида и образа жизни столичных жителей до стиля, в котором финские компании заявляют о себе на весь мир.

Современные дизайнеры Финляндии

Вирпи-Вессанен-Лаукканен создаёт почти сказочные произведения, а именно, платья. И делает она это из пёстрых конфетных обёртов. Работа может длиться годами. Также Вирпи коллекционирует кукол, занимается фотографией. Также дизайнер ведёт преподаватльскую деятельность: знакомит детей и взрослых с искусством в школах и высших учебных заведениях. С 1983 года Вирпи принимает участие в выставках как в Финляндии, так и за рубежом. Пишет статьи о художественном воспитании.

Эса Весманен - молодой дизайнер интерьера. Эса Весманен специализировался на изучении истории кухонных помещений и их создании.

Клаус Хаапаниеми - графический дизайнер года 2008 по мнению Ассоциации дизайнеров Ornamo и Grafia за инновацию, художественную ценность. Дизайнер живёт и творит в Лондоне. Занимается тем, что рисует комиксы, иллюстрирует книги и уважаемые журналы. Также создаёт принты для ведущих представителей мира моды. Среди них Cacharel, Diesel, TopShop, Levi's. Клаус Хаапаниеми активно участвует в выставках в Хельсинки, Сеуле, Осло, Лондоне. На стиль дизайнера повлияли такие явления культуры, как финские национальные традиции, Калевала, славянская и японская культуры.

Архитектура

Процесс осознания национальной самостоятельности, затронув все области финской культуры, стал основой для формирования национальной художественной школы 19 в. В архитектуре и живописи возрождались традиции народного ремесла, деревянной резьбы, средневековой монументальной живописи и зодчества, характерным стало обращение к темам национальной истории и фольклора. Старый центр Хельсинки построен в основном по проектам Карла Энгеля в первой половине 19 в. Этот замечательный памятник архитектурного стиля ампир имеет большое сходство с ансамблями Санкт-Петербурга. В начале 20 в. в финской архитектуре ярко проявился национальный романтизм, упрочивший связь между зданием и его природным окружением. Сами здания отличались живописно-декоративной трактовкой архитектурных форм, воскрешающей образы финского фольклора; в строительстве широко использовались местный природный камень. Наиболее известные произведения — здания Национального музея Финляндии, Национального театра, Скандинавского банка и железнодорожного вокзала в Хельсинки. Ведущими фигурами этого движения были Элиель Сааринен, Ларс Сонк, Армас Линдгрен и Герман Гезеллиус. Национальный романтизм прочно вошёл в историю мировой архитектуры.

Функционализм, введённый в Финляндии Алваром Аалто и Эриком Брюггманом в межвоенный период, пропагандировал свободную организацию объёмов и пространств, асимметрию композиций, удобство планировки. Здание телефонной станции и кафедральный собор в Тампере, созданные Ларсом Сонком, считаются шедеврами этого направления. Были построены практичные и комфортабельные жилые дома, школы, больницы, магазины, промышленные предприятия. Эстетическая ценность этих зданий заключена в самой их конструкции, выполненной без излишней орнаментации.

В послевоенный период основное внимание уделялось проблемам массового жилищного и общественного строительства. Простота и строгость архитектурных форм наряду с широким использованием современных строительных конструкций (застройка городов-спутников Хельсинки Тапиола и Отаниеми) характерны для творчества многих выдающихся мастеров (Алвар Аалто, Эрик Брюггман, Вильо Ревелл, Хейкки Сирен). Под влиянием идей структурализма появились жилые комплексы с компактной застройкой асимметричных, геометрически четких групп домов (район Кортепохья в Ювяскюле, район Хакунила в Хельсинки и др.). Признанные современные архитекторы — Рейма Пиетиля, Тимо Пенттила и Юха Лейвискяя — лауреат премии Карлсберга 1995, Тимо Сарпанева — победитель многих международных конкурсов в области


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: