Зв’язки форми з функцією, конструкцією, матеріалом, технологією

Как материальное тело вещь подчиняется физическим законам и как таковая наиболее изучена. В то же время обработка орудиями труда вовлекает вещь в сферу трудового процесса, особенно сложную в его современной высокомеханизированной форме; сознательная обработка определяется целевой направленностью труда.

Внешне вещь выступает как пространственная структура. Границей, отделяющей эту структуру от внешней среды, служит форма. Форма через непосредственные зрительные ощущения и ассоциативные связи дает образ вещи. Форма обладает значительной автономностью и служит основным источником эстетического восприятия.

Связь с функцией

Термин функция употребляется в различных значениях, что вызвано сложностью его содержания, поэтому представляется необходимым взять за основу наиболее общее определение: функция — обобщенная задача, выдвигаемая в процессе эволюции. Конкретная функция непосредственно связана с конструктивными концепциями, и, говоря о взаимосвязи функции и конструкции, необходимо подразумевать именно конкретную функцию.

Так как функция во всех своих градациях социальна, то есть формируется исторически, то с известной условностью вещь, как структура функциональная, аналогична мгновенной фотографии с непрерывного процесса. Вещи присуща объективность фотографии и ее ограниченность — как и мгновенная фотография, изолированная вещь не дает представления о процессе. Логику вещи невозможно постичь вне истории вещи. Именно история вещи, отражающая обобщенную историю человечества, а не история вещей типа технической энциклопедии или каталога музея техники, является сейчас насущно необходимой. Как подготовительный этап особый интерес представляет частная история вещи по одной производной функции во всех ее конкретных функциях и конструктивном многообразии.

Конструкция. Равнозначность этого термина в зависимости от сферы приложения затрудняет исследования и заставляет принять наиболее общее определение:

Применительно к технике, конструкция — это материальная структура, несущая определенную конкретную функцию.

Характер связи между функцией и конструкцией не может быть определен (то есть однозначно выражен) через функцию, так как одна конкретная функция может быть реализована в различных единичных конструкциях — стилос и авторучка, — и недопустимо игнорировать наличие обратной связи между конструкцией и функцией: развитие конструктивной мысли, определяемое социальным заказом, оказывает влияние на реализацию производной функции в конкретных функциях.

Так как функция во всех своих формах выступает как социальная категория, связь между функцией и конструкцией может быть выражена только через социальную характеристику.

Чем точнее определены и сформулированы условия, объективно предъявляемые конструированию на конкретном историческом этапе, в конкретной обстановке, тем точнее будет определено внутреннее отношение конкретной функции к конструктивному спектру, тем полнее будет соответствие между ними.

Если конструктивный спектр под влиянием конкретных задач формирует индивидуальную конструкцию, то в силу значительной автономности формы роль частных условий, определяющих отношение «конструкция — форма», значительно возрастает. В специфических условиях характер отношения принимает вид «форма — конструкция», и тогда вещь становится объектом приложения формообразующих закономерностей изобразительного искусства в его декоративной форме — декоративная скульптура, декоративная керамика, ткань, посуда и пр., необходимые элементы, смягчающие рациональный, пуристский характер современного интерьера.

Дизайну, объективно связанному с массовым машинным производством, соответствует рационально (в соответствии с объективными научными данными) решаемое отношение «функция — конструкция — форма», тщательное предварительное исследование.

Технологии

В основу современного дизайна легли принципиальные изменения в технологии, теоретические и практические достижения конструктивизма и функционализма начала века. При всей ограниченности и противоречивости этих течений в результате острого столкновения идей на смену «красивости» сложилось представление о целесообразности как основной характеристике вещи. Целесообразность включает оптимальное соответствие конструкции (как органической части конструктивного спектра) конкретной функции и оптимальное соответствие формы как внешнего выражения конструкции закономерностям оптического восприятия и изменяющимся нормам эстетической оценки.

Дизайн отличается от всех видов стилизации тем, что при сохранении значительной автономности формы она находится во взаимной зависимости с конструкцией. Через «отношение» конструкция определяет спектр форм, через «отношение» форма влияет на конструкцию (где «отношение» определяется условиями, предъявляемыми проектированию утилитарными и эстетическими запросами массового потребителя).

Через многостороннее исследование условий, определяющих отношение, представляется возможным выяснить характер взаимозависимости «форма — художественный образ». Поскольку образ нельзя передать простым соединением слов-понятий, характер его образования можно определить только через сложное отношение: конструкция — форма — образ. Через исследование объективных условий, определяющих это отношение, представляется возможным выяснить характер взаимосвязи оптимально-конструктивного и эстетического. Наличие этой взаимосвязи наглядно подтверждается практикой (конструкции ряда природных тел: яйцо, раковина аммонита, кристалл и т. п.; параболические арки, шаровые емкости, геодезические купола и т. п.). Сложность исследования заключается в кажущейся несовместимости объективно рационального, присущего конструкции, и индивидуального характера чувственного восприятия и ассоциативных связей, рождающих образ.

Одним из существенных условий, формирующих отношение, является методика процесса проектирования.

Конструкция вещи непрерывно совершенствуется за счет двух параллельных процессов:

постепенное усовершенствование (модернизация) через усовершенствование отдельных узлов и деталей,

усовершенствование конструкции через пересмотр конструктивной концепции в целом.

Форма и материал. Функции формы

Создание новой вещи есть создание новой формы. Лишь реализованный, материализованный замысел (идея) несет в себе смысл, информацию.

Форма – есть реализация идеи в материале. Идея диктует выбор материала и создаваемый визуальный облик вещи (предмета, архитектуры и т. д.). «Материя – это то, из чего состоит данная вещь. А форма – это вид, который приобретает данная материя. Материя без формы – аморфное существо. Форма же придает вещи очертания и границы, обозначает внешние проявления и место среди других вещей. От нее зависит единичность той или иной вещи, ее принадлежность к группе вещей, типов, классов. Форма диктует характер вещи, ее индивидуальность относительно других вещей, наделяет качеством и содержанием.»

Форма — это стимул и цель, причина становления многообразных вещей из однообразной материи: материя — своего рода глина. Для того чтобы из нее возникли разнообразные вещи, необходим гончар — бог (или ум-перводвигатель). Форма и материя неразрывно связаны между собой, так что каждая вещь в возможности уже содержится в материи и путем естественного развития получает свою форму. Таким образом Аристотель подходит к идее единичного бытия вещи, явления: они представляют собой слиянность материи и эйдоса (формы). Материя выступает как возможность и как своего рода субстрат сущего. Мрамор, например, можно рассматривать как возможность статуи, он же есть материальное начало, субстрат, а высеченная из него статуя — это уже единство материи и формы. (

При взаимодействии человека с вещью форма воспринимается через тактильные ощущения. Материал дает возможность ощущать форму предмета через прикосновение. От его выбора зависит первое впечатления, а так же принятие или непринятие формы в дальнейшие секунды знакомства. «Восприятие формы и его материала можно разделить на следующие этапы:

1. наглядность. Один уже взгляд на форму позволяет составить первое представление о вещи и возможные будущие действия.
2. «ясная концептуальная модель. Дизайнер предлагает пользователю ясную концептуальную модель с предсказуемыми функциями.» При моделировании формы в нее закладывается смысл, который не должен противоречить с образом и наполне7нием всей системы (вещей, пространства, среды).
3. хорошее соответствие. Можно определить взаимодействие внешнего проявления формы и ее функции (кнопки телефона и их функции …)
4. обратная связь. Пользователь получает полную точную информацию о результате проделанных им действий.
Внешнее проявление формы и ее исполнение, выбор материалы, автоматически должны диктовать потребителю, что это за вещь, зачем она нужна и как ей пользоваться.»
У материала огромное количество свойств, каждое из которых несет в себе определенную информацию. Блеск, матовость, прозрачность-полупрозрачность, грубая – мягкая фактура. Материал может быть теплым или холодным, притягивать к себе взгляд или отталкивать. Все это необходимо учитывать, реализуя идею в материале.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: