Дизайн как самостоятельная проектно-художественная культура, имеет свой профессиональный язык -систему научных принципов и проектных методов, обеспечивающий весь творческий процесс создания дизайнерского произведения, начиная от эскизного представления первоначального замысла отдельного объекта и кончая рабочими чертежами и действующими моделями.
Центральное место среди профессиональных средств дизайнера по праву занимает графическое изображение. Оно помогает формировать, развивать и выражать проектный замысел, обеспечивает переход от мысленно созданного образа к работе с его предметно-знаковым воплощением. С помощью графического изображения дизайнер моделирует компоновку деталей проектируемого предмета, его форму, конструктивную схему, оптимальные технологические и эргономические параметры.
Поисковый рисунок и набросок
Как архитектор или художник, дизайнер в своей деятельности также использует такие традиционные проектно-графические средства, как рисунок или набросок для фиксации на бумаге, картоне или кальке перво начальной идеи будущего дизайнерского произведения, поиска и отбора оптимального варианта, оттачивания в многочисленных эскизах его узлов и деталей.
|
|
Для наброска, который выполняется за короткий промежуток времени, характерны определенная условность и лаконичность изображения: схватываются только основные элементы, раскрывающие основной замысел автора без проработки деталей.
За первоначальной идеей, выраженной в графическом наброске, следует длительный поиск формы будущего изделия. Его основным инструментом является поисковый рисунок, с помощью которого дизайнер как бы общается сам с собой. Рисуя, он многократно перепроверяет выбор того или иного дизайнерского решения, художественную композицию, функциональную компоновку и архитектонику формы, оттачивает стилистику ее отдельных деталей.
В поисковом рисунке изображение проектируемого объекта, его деталей и отдельных узлов, монохромное с привлечением минимума изобразительных средств. Как правило, такой рисунок носит линейно-конструктивный характер с показом невидимых элементов. Используется жесткая графика - рисунок пером, карандашом, фломастером. Ценность его заключается в том, что он позволяет быстро фиксировать появляющиеся в ходе проектного анализа идеи, служит средством проектного поиска.
Введение в процесс графического поиска изображения человека позволяет антропометрически обосновать проектируемое изделия. Так, например, определяются оптимальные параметры внутренних пространств помещений, кабин транспорта, форм мебели и др.
|
|
С художественной точки зрения поисковый рисунок, как правило носит незавершенный характер и предназначен "для служебного пользования", внутрицехового общения. Очень редко такие рисунки дизайнера можно увидеть на выставке. Отчасти это объясняется и тем, что объектом дизайнерского проектирования являются менее социально значимые вещи, чем в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве.
В то же время предварительные эскизы, наброски архитектора, художника или скульптора не только представляют собой рабочий материал, но и часто имеют самостоятельную художественную ценность и могут демонстрироваться в виде отдельного законченного художественного произведения. Достаточно вспомнить "архитектурные фантазии" Иохана Фишера, Джованни Пиранези, позже - С. Ноаковского, Э. Мендельсона, Я.Чернихова, эскизы и наброски художника А.А.Иванова к картине "Явление Христа народу", представляющие собой галерею персонажей будущей картины и экспонирующиеся в Третьяковской галерее в качестве самостоятельных работ, наброски М.Врубеля к картинам "Пан" и "Демон", эскизные модели будущей скульптуры В.Ву-течича "Родина-мать" на Мамаевом кургане и многие другие.
Для наглядного представления своих идей дизайнеры в поисковом рисунке часто используют графические приемы типа "снятая крыша" (если речь идет об интерьере), "открытая структура" или "взорванный вид", (если объектом дизайнерского проектирования является элемент предметной среды - например, бытовой прибор) и т.д.
Для исследования связи проектируемого объекта с предметной средой и человеком составляется ряд взаимосвязанных графических изображений - "видеолента".
Компьютерное моделирование
В последнее время в дизайнерском проектировании получила распространение компьютерная графика, дающая возможность моделировать объект с мельчайшими подробностями, делать за короткий срок большое количество вариантов.
Кроме того, современная трехмерная компьютерная графика позволяет моделировать восприятие объекта в движении, создавая мультфильм или видеофильм, максимально приближая его к восприятию человека в действительности и сводя ошибки проектировщика к минимуму. Компьютерная графика дает возможность посмотреть на объект в самом необычном ракурсе, заглянуть в самые "недоступные" места, в одно мгновение расчленить объект на составляющие и собрать его, выделить главные узлы и элементы, выигрышно продемонстрировать особенности и преимущества проектируемого объекта, являясь идеальным средством рекламы и обучения.
Кроме того, многие современные производственные технологии уже ориентированы на компьютерное проектирование, составляя с ним зачастую неразрывное целое.
Особенно это наблюдается в современной полиграфии и рекламном бизнесе, когда созданное дизайнером изображение на экране компьютера в считанные минуты превращается в тираж многоцветной листовки, брошюры или плаката.
В индустриальном дизайне самый сложный и трудоемкий процесс по изготовлению прессформ передается компьютерам, которые это делают с помощью лазерного ножа чрезвычайно быстро и точно по рисунку дизайнера.
Графические эскизы
Графический эскиз представляет собой следующую стадию работы над объектом проектирования, обобщающую в одном или нескольких графических образах весь процесс творческого поиска. Эскиз выполняется, как правило, полихромным, имеет законченный вид и служит одним из средств внутрицехового общения дизайнера с коллегами и с заказчиком.
Эскизы обсуждаются на художественных советах, согласовываются с заказчиками и производителями будущего изделия, демонстрируются на выставках, конкурсах, совещаниях. Поэтому они выполняются с особой тщательностью, с максимально фотографической точностью, приближая изображение к реальному виду будущего изделия. Здесь используются перспективные и аксонометрические полихромные изображения с передачей всех особенностей формы и материала, из которого изделие будет изготавливаться. Графические материалы для выполнения эскиза: отмывка акварелью, гуашь, темпера, нитрокраска, используется техника аэрографа, а также компьютерная графика. Такая графика с обязательной проработкой формы и деталей в цвете и "материале" получила название "демонстрационная". При этом объектом экспозиции здесь является не сама графика, а предмет, который с помощью этой графики изображается.
|
|
Проектная стадия, результатом которой является такой детальный эскиз, называется "эскизный проект". На ней зачастую проектная работа дизайнера и заканчивается.
Объемные макеты
Не менее распространенный метод работы над созданием объекта дизайна - макетирование. Макет - объемное изображение - дает представление о пространственной структуре, размерах и пропорциях объекта. С его помощью дизайнер может решать широкий спектр задач - от выявления оптимальных вариантов композиции и компоновки до исследования специальных аспектов (аэродинамические, эргономические, прочностные и пр.)
В процессе проектирования макет может выполнять разные функции: поисковую(рабочий макет), представи тельскую (демонстрационный макет), хотя деление это весьма условно.
В некоторых сферах дизайнерской деятельности, например, в автомобилестроении, макетирование отличается особой сложностью и ответственностью. Форма автомобиля проверяется только на макете в натуральную величину, выполненном со всеми мельчайшими подробностями [4, с. ].
Материалы поисковых макетов - пластилин, бумага, гипс, картон, позволяющие быстро, без особых временных затрат фиксировать идею. Для демонстрационных макетов и моделей используют также дерево, металл, пластмассы.
|
|
В отличие от поисковых, демонстрационные макеты призваны давать не только полное представление о внешнем виде изделия и его основных свойствах, включая объемно-пространственную структуру, но и наглядно представлять особенности функционирования изделия, с которыми в первую очередь сталкивается потребитель. Например, макет легкового автомобиля должен позволять распахивать двери, раскладывать сидения, открывать багажник и т.д. [5, с.152]. Такие макеты выполняются с особой тщательностью и чаще всего изготавливаются в специальных макетных подразделениях из более "представительных" материалов - дерева, пластмасс, металла.
Технические чертежи
Техническими чертежами' завершается проектная работа дизайнеров и конструкторов. Они необходимы для внутрицехового общения - определения спецификации элементов, трудозатрат на изготовление изделия. По техническим чертежам выполняются опытные экземпляры, а также запускается продукция в серию.