Методи моделювання, ескізивання в професійній діяльності дизайнерів

Дизайн как самостоятельная проектно-художественная культура, имеет свой профессиональный язык -систему научных принципов и проектных методов, обес­печивающий весь творческий процесс создания дизай­нерского произведения, начиная от эскизного представ­ления первоначального замысла отдельного объекта и кончая рабочими чертежами и действующими моделями.

Центральное место среди профессиональных средств дизайнера по праву занимает графическое изображение. Оно помогает формировать, развивать и выражать проек­тный замысел, обеспечивает переход от мысленно со­зданного образа к работе с его предметно-знаковым воп­лощением. С помощью графического изображения дизай­нер моделирует компоновку деталей проектируемого предмета, его форму, конструктивную схему, оптималь­ные технологические и эргономические параметры.

Поисковый рисунок и набросок

Как архитектор или художник, дизайнер в своей деятельности также использует такие традиционные проектно-графические средства, как рисунок или набро­сок для фиксации на бумаге, картоне или кальке перво начальной идеи будущего дизайнерского произведения, поиска и отбора оптимального варианта, оттачивания в многочисленных эскизах его узлов и деталей.

Для наброска, который выполняется за короткий промежуток времени, характерны определенная услов­ность и лаконичность изображения: схватываются только основные элементы, раскрывающие основной замысел автора без проработки деталей.

За первоначальной идеей, выраженной в графичес­ком наброске, следует длительный поиск формы будуще­го изделия. Его основным инструментом является поис­ковый рисунок, с помощью которого дизайнер как бы общается сам с собой. Рисуя, он многократно перепрове­ряет выбор того или иного дизайнерского решения, ху­дожественную композицию, функциональную компонов­ку и архитектонику формы, оттачивает стилистику ее отдельных деталей.

В поисковом рисунке изображение проектируемого объекта, его деталей и отдельных узлов, монохромное с привлечением минимума изобразительных средств. Как правило, такой рисунок носит линейно-конструктивный характер с показом невидимых элементов. Используется жесткая графика - рисунок пером, карандашом, флома­стером. Ценность его заключается в том, что он позво­ляет быстро фиксировать появляющиеся в ходе проект­ного анализа идеи, служит средством проектного поиска.

Введение в процесс графического поиска изображе­ния человека позволяет антропометрически обосновать проектируемое изделия. Так, например, определяются оптимальные параметры внутренних пространств поме­щений, кабин транспорта, форм мебели и др.

С художественной точки зрения поисковый рисунок, как правило носит незавершенный характер и предназ­начен "для служебного пользования", внутрицехового общения. Очень редко такие рисунки дизайнера можно увидеть на выставке. Отчасти это объясняется и тем, что объектом дизайнерского проектирования являются менее социально значимые вещи, чем в архитектуре и декора­тивно-прикладном искусстве.

В то же время предварительные эскизы, наброски архитектора, художника или скульптора не только пред­ставляют собой рабочий материал, но и часто имеют самостоятельную художественную ценность и могут де­монстрироваться в виде отдельного законченного худо­жественного произведения. Достаточно вспомнить "архи­тектурные фантазии" Иохана Фишера, Джованни Пиранези, позже - С. Ноаковского, Э. Мендельсона, Я.Чернихова, эскизы и наброски художника А.А.Иванова к картине "Явление Христа народу", представляющие собой галерею персонажей будущей картины и экспони­рующиеся в Третьяковской галерее в качестве самосто­ятельных работ, наброски М.Врубеля к картинам "Пан" и "Демон", эскизные модели будущей скульптуры В.Ву-течича "Родина-мать" на Мамаевом кургане и многие другие.

Для наглядного представления своих идей дизайне­ры в поисковом рисунке часто используют графические приемы типа "снятая крыша" (если речь идет об инте­рьере), "открытая структура" или "взорванный вид", (если объектом дизайнерского проектирования является эле­мент предметной среды - например, бытовой прибор) и т.д.

Для исследования связи проектируемого объекта с предметной средой и человеком составляется ряд взаи­мосвязанных графических изображений - "видеолента".

Компьютерное моделирование

В последнее время в дизайнерском проектировании получила распространение компьютерная графика, дающая возможность моделировать объект с мельчайшими подробностями, делать за короткий срок большое коли­чество вариантов.

Кроме того, современная трехмерная компьютерная графика позволяет моделировать восприятие объекта в движении, создавая мультфильм или видеофильм, макси­мально приближая его к восприятию человека в действи­тельности и сводя ошибки проектировщика к минимуму. Компьютерная графика дает возможность посмотреть на объект в самом необычном ракурсе, заглянуть в самые "недоступные" места, в одно мгновение расчленить объект на составляющие и собрать его, выделить главные узлы и элементы, выигрышно продемонстрировать особенности и преимущества проектируемого объекта, являясь иде­альным средством рекламы и обучения.

Кроме того, многие современные производственные технологии уже ориентированы на компьютерное проек­тирование, составляя с ним зачастую неразрывное целое.

Особенно это наблюдается в современной полигра­фии и рекламном бизнесе, когда созданное дизайнером изображение на экране компьютера в считанные минуты превращается в тираж многоцветной листовки, брошюры или плаката.

В индустриальном дизайне самый сложный и трудо­емкий процесс по изготовлению прессформ передается компьютерам, которые это делают с помощью лазерного ножа чрезвычайно быстро и точно по рисунку дизайнера.

Графические эскизы

Графический эскиз представляет собой следующую стадию работы над объектом проектирования, обобщаю­щую в одном или нескольких графических образах весь процесс творческого поиска. Эскиз выполняется, как правило, полихромным, имеет законченный вид и служит одним из средств внутрицехового общения дизайнера с коллегами и с заказчиком.

Эскизы обсуждаются на художественных советах, согласовываются с заказчиками и производителями буду­щего изделия, демонстрируются на выставках, конкур­сах, совещаниях. Поэтому они выполняются с особой тщательностью, с максимально фотографической точно­стью, приближая изображение к реальному виду буду­щего изделия. Здесь используются перспективные и аксонометрические полихромные изображения с переда­чей всех особенностей формы и материала, из которого изделие будет изготавливаться. Графические материалы для выполнения эскиза: отмывка акварелью, гуашь, тем­пера, нитрокраска, используется техника аэрографа, а также компьютерная графика. Такая графика с обяза­тельной проработкой формы и деталей в цвете и "мате­риале" получила название "демонстрационная". При этом объектом экспозиции здесь является не сама графика, а предмет, который с помощью этой графики изображает­ся.

Проектная стадия, результатом которой является такой детальный эскиз, называется "эскизный проект". На ней зачастую проектная работа дизайнера и заканчи­вается.

Объемные макеты

Не менее распространенный метод работы над со­зданием объекта дизайна - макетирование. Макет - объем­ное изображение - дает представление о пространствен­ной структуре, размерах и пропорциях объекта. С его помощью дизайнер может решать широкий спектр задач - от выявления оптимальных вариантов композиции и компоновки до исследования специальных аспектов (аэро­динамические, эргономические, прочностные и пр.)

В процессе проектирования макет может выполнять разные функции: поисковую(рабочий макет), представи тельскую (демонстрационный макет), хотя деление это весьма условно.

В некоторых сферах дизайнерской деятельности, например, в автомобилестроении, макетирование отлича­ется особой сложностью и ответственностью. Форма ав­томобиля проверяется только на макете в натуральную величину, выполненном со всеми мельчайшими подробно­стями [4, с. ].

Материалы поисковых макетов - пластилин, бумага, гипс, картон, позволяющие быстро, без особых времен­ных затрат фиксировать идею. Для демонстрационных макетов и моделей используют также дерево, металл, пластмассы.

В отличие от поисковых, демонстрационные макеты призваны давать не только полное представление о внеш­нем виде изделия и его основных свойствах, включая объемно-пространственную структуру, но и наглядно представлять особенности функционирования изделия, с которыми в первую очередь сталкивается потребитель. Например, макет легкового автомобиля должен позволять распахивать двери, раскладывать сидения, открывать багажник и т.д. [5, с.152]. Такие макеты выполняются с особой тщательностью и чаще всего изготавливаются в специальных макетных подразделениях из более "пред­ставительных" материалов - дерева, пластмасс, металла.

Технические чертежи

Техническими чертежами' завершается проектная работа дизайнеров и конструкторов. Они необходимы для внутрицехового общения - определения спецификации элементов, трудозатрат на изготовление изделия. По техническим чертежам выполняются опытные экземпля­ры, а также запускается продукция в серию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: