Признак классификации | Виды рекламы |
Объект рекламирования | Товарная |
Престижная | |
Направленность | Реклама возможностей |
Реклама потребностей | |
Характер и особенности | Информативная |
рекламного обращения | Убеждающая |
Напоминающая | |
Способ воздействия | Рациональная |
на целевую аудиторию | Эмоциональная |
Сконцентрированность | Селективная |
на определенном сегменте | Массовая |
Охватываемая территория | Локальная |
Региональная | |
Общенациональная | |
Международная | |
Источник финансирования | Реклама от имени отдельных туристских фирм |
Совместная реклама | |
Средства распространения | Реклама в прессе |
Печатная реклама | |
Аудиовизуальная реклама | |
Радио- и телереклама | |
Рекламные сувениры | |
Прямая почтовая реклама | |
Наружная реклама | |
Компьютеризованная реклама |
Кроме того, при классификации рекламы используется множество критериев. Критерий классификации рекламы по типу ее спонсора, инициатора коммуникации позволяет выделяить следующие разновидности подобной рекламы: от имени производителя, от имени торговых посредников, от имени частных лиц, от имени правительства и других общественных институтов.
|
|
В зависимости от типа целевой аудитории выделяют: рекламу на сферу бизнеса [business-to-business] (для производственных потребителей, использующих рекламируемые товары в качестве сырья и комплектующих изделий; для торговых и других типов посредников и т. п.); рекламу на индивидуального потребителя.
Критерий сконцентрированности на определенном сегменте аудитории позволяет различать селективную (избирательную) рекламу, четко адресованную определенной группе покупателей (сегменту рынка); массовую рекламу, не направленную на конкретный контингент.
В зависимости от размеров территории, охватываемой рекламной деятельностью, выделяются следующие виды реклам: локальная реклама (масштабы - от конкретного места продажи до территории отдельного пункта); региональная реклама (охватывает определенную часть страны); общенациональная реклама (в масштабах всего государства); международная реклама (ведется на территории нескольких государств); глобальная реклама (иногда охватывающая весь мир).
В зависимости от предмета рекламной коммуникации бывает: товарная реклама (формирование и стимулирование спроса на конкретный товар или товарную группу); престижная реклама (реклама, способствующая формированию имиджа конкретной фирмы или организации); реклама идеи; реклама личности; реклама территории (города, региона или страны).
|
|
Стратегическая цель, которую преследует рекламная кампания, позволяет выделить рекламу, формирующую спрос; стимулирующую сбыт; способствующую позиционированию и перепозиционированию товара и т. д.
По способу воздействия на воспринимающие системы человека различают: зрительную рекламу (витрины, световая, печатная реклама и т. п.); слуховую (радиореклама, реклама по телефону и т. д.); зрительно-обонятельную (ароматизированная листовка); зрительно-слуховую (теле-, кино- и видеореклама) и др.
По характеру воздействия на аудиторию выделяют жесткую и мягкую рекламу. Жесткая реклама близка по характеру к средствам стимулирования сбыта и используется в комплексе с ними. По форме представляет собой агрессивный нажим на покупателя с целью заставить его купить рекламируемый товар. Мягкая реклама не только сообщает о товаре, но и формирует вокруг него благоприятную атмосферу.
В зависимости от используемых средств передачи рекламного обращения выделяют рекламу печатную (полиграфическую); в газетах и журналах; на телевидении; на радио; наружную щитовую рекламу; компьютерную.
Данная классификация достаточно условна, так как между отдельными типами рекламы нет четко выраженных границ.
Классифицируя рекламу, следует кратко охарактеризовать наиболее распространенные ее виды.
Политическая реклама. Многие исследователи считают, что сам термин и соответственно понятие политической рекламы возникли в США как гарантия американского демократического направления (курса) страны на право общественности принимать участие в общественной жизни. В идеале ее цель - не грубое навязывание определенного мнения, а при условии честной конкуренции продвижение какого-либо кандидата с дальнейшей перспективой на "установление двустороннего общения и достижения взаимопонимания в общественном мнении, в принципиальных вопросах, касающихся политики, экономики и культуры страны". Политическая реклама призвана улучшать и положительно воздействовать на международные отношения, внутриполитические и более локальные, как, например, отношения между компанией и потребителями.
Социальная реклама является одним из видов рекламной деятельности, по многим параметрам отличающейся от коммерческих рекламных акций. Можно слышать множество споров и разногласий по поводу эффективности и необходимости такого рода рекламы, тем не менее она есть, и, хотя статистика часто говорит не в ее пользу, она имеет право на существование.
Такого рода реклама приносит прибыль определенным государственным организациям, но все же она по праву может быть названа социальной, поскольку обеспечивает благосостояние государства в целом, следовательно, и населения, проживающего на его территории.
Стильная реклама направлена на создание образов и символов. Она должна стремиться формировать желания потребителя, определять стиль жизни и мышления. Ярким примером является реклама BMW в периодических, деловых журналах со слоганом: "BMW седьмой серии — философия вашей жизни". Иначе говоря, стильная реклама, чтобы считаться таковой, должна обладать рядом черт и особенностей. Во-первых, обязательно наличие индивидуального образа и оригинальных средств его выражения в ходе реализации рекламной акции. Этот образ должен быстро запоминаться потребителем, быть эффектным и ярким. Во-вторых, для рекламы такого рода товаров должно быть тщательнейшим образом выявлено позиционирование представляемого в ней бренда. Это важнейший залог успеха стильной рекламы, гарантирующий, что средства, направленные на создание и раскрутку бренда, а заодно и товара, не потрачены впустую. Жесткое позиционирование позволит увеличить отдачу на каждую единицу вложенных в рекламную кампанию средств, оно гарантирует, что рекламу увидит, прежде всего, тот слой общества, который она и призвана привлечь в качестве покупателей определенного товара. В-третьих, в ходе осуществления стильной рекламной кампании необходимо тщательное медиапланирование. Обычно стильная реклама игнорирует такой показатель, как широта охвата потребителей, ее более интересует широта охвата целевой аудитории. Такого рода реклама редко размещается на телевидении, но ее часто можно увидеть в специализированных журналах и газетах (например, для деловых людей), а также на рекламных щитах в определенных районах города. Кроме того, такая реклама воплощается в различного рода презентациях, адресных рассылках по почте и других формах. И, наконец, в-четвертых, стильность и запоминаемость такой рекламы достигается использованием нестандартных образов, оригинальных цветовых и шрифтовых сочетаний, запоминающегося звукоряда. Все эти выразительные средства должны нести в рекламном сообщении столько информации, сколько целевой потребитель в состоянии усвоить.
|
|
Стремясь увеличить объем продаж, следовательно, поднять потребительский спрос, агентства для достижения этих целей очень часто используют имиджевую рекламу. Она основывается на авторитете известных личностей или своем собственном и стремится вызвать у покупателя желание следовать примеру этих самых лиц. Таким образом, рекламируя имидж, компания продает товар. Имиджевая реклама включает в себя следующие способы воздействия на потребителя: пропаганда того образа жизни, к которому многие стремятся, акцентирование внимания на индивидуальности личности, а также использование уже утвердившихся и имеющих авторитет объектов для подражания. На выбор этих способов влияет тот потребитель, на которого агентство ориентируется. Использование в имиджевой рекламе авторитета известных личностей позволяет быстрее вызвать у потребителя желание соответствовать имиджу данного индивида, а следовательно, приступить к использованию предлагаемого товара. Наиболее ощутимым авторитетом обычно обладают звезды эстрады и кино, поскольку, являясь кумирами, они уже имеют своих поклонников, стремящихся во всем им подражать.
|
|