Влияние рекламы на покупательское поведение
Убедительность рекламы
Убедительность оценивает эффективность рекламы по тому, влияет ли она на намерение потребителей купить товар определенной марки. Основная форма теста на убедительность или на изменение отношения такова: потребителей сначала спрашивают, что, вероятно, они купят. Затем им показывают рекламу торговой марки. После этого их снова спрашивают, что они намерены купить. Результаты анализируются, чтобы определить, возросло ли их намерение купить в результате просмотра рекламы.
Побудительность рекламы во многом определяется ее мотивационным воздействием, изучение силы которого представляет чрезвычайно сложную задачу. Исследование в данном случае носит длительный характер в виде неструктурированного интервьюирования. Результаты исследования носят чрезвычайно субъективный характер, в значительной мере зависящий от личности интервьюера, выбранного метода анализа и интерпретации полученных результатов.
В конечном итоге эффективность рекламной кампании определяется совершенными покупками. Известно, что мнение респондента может расходиться с поведением. Поэтому необходимо задавать вопросы о потребительском поведении, например: какую марку категории N вы купили в последний раз? Какую марку предпочитаете? и т.д.
Эффективность влияния рекламы на покупательское поведение можно оценить на основании возврата купонов - специальных талонов, прилагаемых к рекламному объявлению и дающих право на льготную покупку или бесплатное получение товара. Желая получить такой купон, люди следят за рекламными объявлениями и читают их. Когда потребители возвращают эти купоны производителю, выражая желание либо поближе познакомиться с товаром, либо вступить в дискуссию, они тем самым проявляют свой интерес к тому, что рекламируется. Возвращенные купоны, которые свидетельствуют о желании купить товар или получить скидку, - мерило реального покупательского спроса. Но если за возврат купона обещано достаточно соблазнительное вознаграждение, есть опасность, что откликнутся даже те, кто совершенно не заинтересован в товаре. Многим просто хочется хоть что-нибудь получить бесплатно.
Хочется отдельно вынести главу об оценке рекламы в интернете. Почему? Во-первых, это принципиальное качественное отличие этих методов от каких-либо других; во-вторых, быстрый рост сегмента интернет-рекламы (57% роста в первом полугодии 2011 года по отношению к аналогичному периоду 2010 года).
Основное преимущество рекламы в интернете состоит уже в том, что она изначально намного дешевле других видов рекламы.
Если для распространения информационной продукции вы используете вместо традиционных - электронные каналы коммуникации, то сразу снижаются затраты на всю сопутствующую деятельность - на телефонные разговоры, пересылку факсов, полиграфию и т.п.
А также, за счет предоставления необходимой информации, обеспечивается предпродажная и послепродажная поддержка потребителей, а при создании виртуального магазина не нужны все те затраты, что связаны с магазином традиционным (аренда и оборудование торгового помещения и т.п.)
Кроме того, можно утверждать, что, кроме снижения затрат, присутствие фирмы в Интернет посредством Web-сервера может принести прибыль за счет:
· повышения имиджа торговой марки компании;
· продвижения товаров фирмы;
· привлечения новых потребителей;
· добавления нового канала распространения продукции, улучшения сервисного обслуживания текущих и потенциальных потребителей.
Разрабатывая рекламную кампанию для начала нужно изучить факторы, влияющие на эффективность рекламы:
· Место размещения на странице (реклама может быть не видна пользователю без дополнительной прокрутки экрана в браузере), размер рекламы, формат рекламы - эти параметры влияют на "заметность" и степень воздействия на пользователя;
· Тематика ресурса, демо-портрет аудитории и т.д. влияют на то, насколько мы попадаем в целевую аудиторию, какое отношение у нее изначально будет к рекламе;
· Качество работы сервера, от которых зависит качество и скорость загрузки сайта;
· Корректная работа службы редиректа на сайт рекламодателя (такое бывает с баннерными сетями);
· Неучтенные посещения, создающие погрешности при оценке (пользователи могут достать страницу и/или баннеры из кэша, и сервер не зафиксирует запрос и показ баннера);
· Разрешение экрана пользователя (при более низком, чем в рекламном сообщении - оно может быть не видно).
При выборе места для размещения рекламы компания предоставляет клиенту на рассмотрение набор различных рекламных площадок, в котором рекламодатель имеет доступ к следующей информации:
1. посещаемость сайта;
2. его индекс цитирования (сколько ссылок на эту страницу ведет с других сайтов);
3. стоимость рекламных мест;
4. количество партнеров ресурса,
Всё это позволит оценить будущую эффективность рекламного сообщения.
Когда все факторы будут изучены, правильно выбрана аудитория и площадки для размещения, остается вычислить, какую реальную пользу все это приносит.
Чтобы понять насколько эффективно функционирует реклама в интернет, нужно подсчитать соотношение затрат на рекламную кампанию и ее результативности.
Где же взять данные для проведения анализа?
Технические данные для анализа:
1. Счётчики (Они размещаются непосредственно на сайте как правило в открытом доступе для всех посетителей);
2. Cookie-файлы (Файлы, содержащие различную динамическую информацию, сохраняющиеся на компьютере пользователя);
3. Log-файлы (Файлы, протоколирующие события разного характера, происходящие на сайте);
Их настройки задаются специальными программами и хранятся на сервере производителя сайта.
Первичными показателями, используемыми при оценке посещаемости рекламируемого сайта, являются ХИТ и ХОСТ
ХОСТ - это пользователь, просматривающий страницы. С уникальным пользователем ассоциируется уникальный IP-адрес компьютера, с которого выполняется доступ.
ХИТ - просмотр сайта.
Число хитов на сайте в единицу времени дает возможность оценки рекламной мощности сайта.
Кроме того, часть данных по рекламной кампании поступает непосредственно от сайтов, размещающих у себя рекламное сообщение. Это:
· график и схема размещения;
· количество показов, кликов (как минимум, с разбивкой по каждому из дней, по каждому из рекламных сообщений, по каждой схеме размещения);
· дополнительные данные. Это информация, полученная о посетителях, собранная в базу данных (к примеру, анкеты, регистрация, база IP-адресов и т.п.).
Внутри компании рекламодатель сам может проводить анализ звонков, поступающих заявок, покупок, контрактов и т.п.
Используя полученные технические данные, о которых говорилось выше, условно можно выделить 3 основных общепринятых обозначения показателей эффективности интернет-рекламы.
1. CTR (синоним - кликабельность, от англ. Click-Through Rate - показатель кликабельности, по-русски может называться "откликом") - основной показатель эффективности интернет-рекламы:
CTR={число кликов}/{число показов},
где "клик" - одно нажатие на рекламное сообщение, "показ" - одно предъявление рекламного сообщения посетителю веб-сайта. CTR измеряется в процентах, и является важным показателем эффективности работы рекламного сообщения.
2. CTB (Click-To-Buy ratio) - показатель эффективности интернет-рекламы, измеряемый как отношение:
CTB={число покупателей}/{общее число посетителей}
Показатель CTB отражает конверсию посетителей в покупателей, его иногда называют коэффициентом конверсии.
3. CTI (Click-To-Interest) - показатель эффективности интернет-рекламы, измеряемый как отношение:
CTI={число заинтересованных посетителей}/{общее число посетителей}
Заинтересованным считается тот посетитель сайта, который пролистал несколько его страниц, либо вернулся сюда снова, либо запомнил адрес сайта и факт его существования.
CTR зависит от вида рекламного сообщения и обстоятельств его показа. CTB и CTI зависят от сервера рекламодателя.
Все приведенные выше показатели эффективности исследуют поодиночке, сочетают друг с другом, и в соответствии с результатами анализа воздействуют на ход рекламной кампании интернет-проекта.
Разумеется это непростая работа, требующая трудовых затрат. Обычно такую работу доверяют специалистам, которые предоставляют по желанию клиента либо отдельные данные, либо уже готовые подсчеты.