Вопрос 52 Симптомы депрессивного состояния

К типичным (основным) симптомам депрессии относятся:

· Подавленное настроение, не зависящее от обстоятельств, в течение длительного времени (от двух недель и более);

· Ангедония — потеря интереса или удовольствия от ранее приятной деятельности;

· Выраженная утомляемость, «упадок сил», характеризующиеся стабильностью данного состояния (например, в течение месяца).

Дополнительные симптомы:

· Пессимизм;

· Чувство вины, бесполезности, тревоги и (или) страха;

· Заниженная самооценка;

· Неспособность концентрироваться и принимать решения;

· Мысли о смерти и (или) самоубийстве;

· Нестабильный аппетит, отмеченное снижение или прибавление в весе;

· Нарушенный сон, присутствие бессонницы или пересыпания;

Согласно диагностическим критериям МКБ-10, диагноз депрессивного расстройства определяется, если длительность симптомов составляет не менее 2-х недель. Однако диагноз может быть поставлен и для более коротких периодов, если симптомы необычно тяжёлые и наступают быстро.

Депрессия у детей встречается реже, чем у взрослых. Симптомы у детей таковы:

· Потеря аппетита;

· Проблемы со сном (кошмары);

· Проблемы с оценками в школе, которых до этого не наблюдалось;

· Проблемы с характером: отдаление, надутость или агрессивность.

По DSM-IV-TR:

Согласно диагностическим критериям DSM-IV-TR, на протяжении 2-х недель должны присутствовать 5 или более из нижеперечисленных 9-ти симптомов (и эти симптомы должны включать как минимум 1 из двух основных симптомов: депрессивное настроение и/или утрата интересов или удовольствия) [17]:

· депрессивное настроение (у детей и подростков может проявляться раздражительностью);

· значительное снижение удовольствия или интереса ко всем или почти всем видам деятельности;

· снижение веса и аппетита (возможно усиление аппетита и увеличение веса);

· инсомния (возможна гиперсомния);

· психомоторное возбуждение или торможение;

· снижение энергичности и повышенная утомляемость;

· чувство никчемности и сниженная самооценка или неадекватное чувство вины;

· заторможенное мышление или снижение способности концентрации внимания;

· суицидальные тенденции.

Вопрос 53 Основные направления реабилитации птср

Существует много направлений и методов, которые эффективно использовались и используются для коррек­ции ПТСР. а.л. Пушкарев, ва. Доморацкий, Е.Р Гордее-ва (2000) выделяют четыре направления методов:
Образовательное направление. Данное направление включает в себя информационную поддержку, обсуждение книг и статей, знакомство с основными концепциями фи­зиологии и психологии. Например, только простое знаком­ство с диагностической симптоматикой ПТСР помогает больным осознать то, что их переживания и трудности не уникальны, «нормальны» в сложившейся ситуации, и это дает им возможность осуществлять контроль за своим со­стоянием, выбирать средства и методы, которыми можно добиться выздоровления.

^ Холистическое направление. Вторая группа методов располагается в области целостного отношения к здоро­вью. Специалисты по формированию здорового образа жизни справедливо отмечают, что физическая активность, правильное питание, духовность и развитое чувство юмо­ра вносят большой вклад в выздоровление человека как единого целого. Врач, который обращает внимание своих пациентов на эти стороны целостного существования че­ловека, часто обнаруживает и активирует такие способнос­ти к восстановлению человека, которые были скрыты даже от него самого. Здоровый образ жизни — с достаточной фи­зической активностью, правильным питанием, отсутстви­ем злоупотребления алкоголем, отказом от наркотиков, избеганием употребления возбуждающих питательных веществ (например, кофеина), со способностью с юмором относиться ко многим событиям нашей жизни — создает основу для восстановления после тяжелых травматических событий, а также способствует продлению активной и сча­стливой жизни (Пушкарев, Доморацкий, Гордеева, 2000).
^ Социальное направление. Методы, направленные на формирование и увеличение социальной поддержки и соци­альной интеграции. Сюда также можно включить развитие сети самопомощи, а также формирование общественных организаций, оказывающих поддержку людям с ПТСР. Очень важна точная оценка социальных навыков, трени­ровка этих навыков, уменьшение иррациональных страхов, помощь в умении преодолевать риск формирования новых отношений. К этой категории относятся и формы органи­зации социальной работы, которые помогают течению процесса выздоровления.

^ Терапевтическое направление (фармакотерапия, пси­хотерапия) включает в себя собственно психотерапию, направленную на проработку травматического опыта, ра­боту с горем, разумное использование фармакотерапии для устранения отдельных симптомов.
Из методов самопомощи опишем несколько общих приемов, ведущих к ослаблению нежелательных реакций.

  • Стресс влияет на весь организм в целом, поэтому можно существенно снизить его отрицательные послед­ствия, если уделять здоровью больше времени, чем прежде.
  • Необходимо соблюдать режим труда и отдыха, пра­вильно питаться, заниматься спортом.
  • Необходимо заботиться об эмоциональном комфор­те и отводить больше времени на те дела, которые особен­но приятны. Неприятности могут усилить симптомы ПТСР.
  • Не следует избегать общения. Нужно чаще находить­ся среди людей, быть полезным другим. Активная соци­альная жизнь поможет ощутить душевный комфорт.
  • Не следует ожидать, что воспоминания уйдут сами по себе. Чувства останутся и будут беспокоить в течение длительного времени. Вот почему крайне важно иметь воз­можность поговорить по душам.


Если проявления посттравматического стрессового рас­стройства вы видите у близкого человека, коллеги, друга, то в этой ситуации можно помочь ему, соблюдая следую­щие правила:
• Постарайтесь создавать условия для «задушевного» разговора. Это необходимо для того, чтобы дать негатив­ным чувствам и переживаниям выйти наружу. Иногда мы боимся говорить с человеком о травмирующих событиях, которые произошли в его жизни, нам кажется, что это за­тронет его чувства, разбередит душевные раны, в то время как сам человек часто имеет желание выговориться, «из­лить душу». Однако ни в коем случае нельзя давить на че­ловека, если он не хочет говорить.

  • Будьте готовы к сильным эмоциональным реакци­ям человека, если вам удалось завести «задушевный раз­говор». Помните, что та «душевная боль» или агрессия, которую человек может «изливать» в вашем присутствии, к вам не имеет отношения. Вы просто помогаете человеку освободиться от нее.
  • «Не отталкивайте» человека, даже если он «оттал­кивает» вас. Продолжайте оказывать ему поддержку и вы­ражать свою любовь. Принимайте человека таким, какой он есть.
  • Важно создать вокруг человека спокойную, прини­мающую атмосферу, не создавая при этом особых условий из-за того, что он перенес травму, поскольку многих лю­дей это заставляет чувствовать себя неполноценными, оби­жает их, иначе человек не научится жить в новых условиях, а навсегда останется «жертвой обстоятельств».


Эти меры могут ослабить проявление проблемы, но вряд ли помогут преодолеть посттравматическое стрессовое расстройство, поэтому обращение к специалисту необхо­димо, чтобы преодолеть его целиком.
Вопрос 54 Психология утраты. Фазыгоревания

Фазы горевания, которые переходят одна в другую (Парке):

1. Оцепенение (шок)

2. Тоска (отрицание потери, агрессия)

3. Фаза хаоса и отчаяния, во время которой человек не может функционироватьна привычном уровне (похоже на ст. Депрессии)

4. Реорганизация жизни.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: