При эксплуатации магистральных нефтепроводов зачастую бывает необходимо обеспечить напор на выходе нефтеперекачивающей станции, значение которого отличается от номинального напора насосов. В этих случаях применяются следующие методы регулирования работы насосных агрегатов: изменение диаметра рабочего колеса, изменение частоты вращения рабочего колеса, перепуск части жидкости с нагнетания насоса на всасывание.
Если первоначальная характеристика насоса с номинальным диаметров рабочего колеса
имела вид
, то при изменении диаметра рабочего колеса до
, характеристика насоса будет выглядеть следующим образом:
.
Если первоначальная характеристика насоса с номинальной частотой вращения
имела вид
, то при изменении частоты вращения до
, характеристика насоса будет выглядеть следующим образом:
.
В случае перезапуска
.
В качестве привода к магистральным и подпорным насосам обычно используют электродвигатели, мощностью от 800 до 12500 киловольт. Реже используются газотурбинные двигатели авиационного типа.






