В качестве исходного уравнения для анализа принимают следующее соотношение выручки, издержек и прибыли:
Выручка – переменные затраты – постоянные затраты = прибыль.
Количество единиц продукции, которое необходимо продать, чтобы достигнуть критической точки:
Qkp=FC/(P-VC)
Графический метод дает наглядное представление о СVP-анализе и сводится к построению комплексного графика «затраты – объем производства – прибыль».
В прямоугольной системе координат строится график зависимости затрат и дохода от количества единиц произведенной продукции (рис. 8).
В точке критического объема производства К нет прибыли и нет убытка.
С увеличением критического объема снижается прибыль предприятия. Основными факторами, влияющими на величину критического объема производства, являются:
· увеличение постоянных затрат, приводящее к увеличению критического объема производства, соответственно с уменьшением постоянных затрат уменьшается критический объем производства;
· увеличение переменных затрат на единицу продукции при неизменной цене, приводящее к увеличению критического объема производства, соответственно с уменьшением переменных затрат на единицу продукции уменьшается критический объем производства;
|
|
· увеличение цены реализации при неизменных переменных затратах на единицу продукции, приводящее к уменьшению критического объема производства.
Очевидно, что критический объем производства уменьшается в том случае, если темп роста постоянных затрат меньше, чем темп роста маржинального дохода на единицу продукции.