Административное принуждение

Административное принуждение – один из видов государственно-правового принуждения, поэтому ему свойственны все признаки последнего. Это правоприменительная деятельность: она устанавливается государством, призвана обеспечить защиту правопорядка, реализуется в рамках охранительных правоотношений и др. Применение мер принуждения соответствующими органами и должностными лицами является результатом осуществления ими государственно-властных полномочий. Вместе с тем административное принуждение имеет присущие ему особенности.

Административное принуждение предназначено охранять управленческие отношения административно-принудительными средствами, т.е. выполняет карательную функцию.

Одновременно в целях правоохраны административно-принудительные меры выполняют функции иного рода – предупреждение и пресечение правонарушений. В самом широком смысле административное принуждение призвано обеспечивать исполнение правил поведения, выраженных в административно-правовых нормах.

Меры административного принуждения применяются в целях соблюдения не всех административно-правовых норм, а только тех, которые формулируют общеобязательные правила поведения в сфере государственного управления, не имеющие ведомственных границ (например, правила безопасности дорожного движения, санитарные правила, правила пожарной безопасности, природоохранные правила и др.).

Административное принуждение применяется, как правило, во внесудебном порядке непосредственно органами государственного управления (должностными лицами). В специально предусмотренных законом случаях отдельные административно-принудительные меры применяются судами, судьями.

Административно-принудительные меры применяются не всеми без исключения исполнительными органами (должностными лицами), а лишь теми, которые наделены специальными полномочиями по осуществлению административной власти, уполномоченными на выполнение правоохранительных функций органами внутренних дел (милицией), контрольно-надзорными органами, специальными инспекциями и т.д.

Административному принуждению (воздействию) подвергаются не только отдельные лица, но и организации (приостановление работы, изъятие незаконно полученного дохода или имущества, штраф и др.). Меры административного принуждения применяются к третьим лицам, т.е. к тем, кто не находится в непосредственном подчинении (ведении) у исполнительных полномочных органов (должностных лиц).

Административное принуждение охраняет не только административно-правовые нормы, но и нормы гражданского, трудового, земельного, экологического, таможенного, налогового права, реализация которых возложена на органы исполнительной власти. Административное принуждение осуществляется в рамках административно-процессуальных норм. Следует отметить еще одну принципиальную особенность административного принуждения. Если все иные виды государственного принуждения равнозначны по содержанию соответствующему виду юридической ответственности (уголовное принуждение – уголовной ответственности, дисциплинарное принуждение – дисциплинарной ответственности и т.д.), то понятия «административное принуждение» и «административная ответственность» не равнозначны.

Административное принуждение по своему содержанию (целям, фактическим основаниям, правовым последствиям применения и т.д.) шире административной ответственности.

Внешние формы принуждения могут быть самыми различными. Их разнообразие обусловливается характером обеспечиваемых отношений, целями, основаниями, способами применения принуждения. Немалую роль в решении вопроса о том, какие меры могут быть применены к конкретному субъекту, играет и его правовое положение. Так, например, военнослужащие не могут подвергаться административному аресту.

Конкретные формы административного принуждения приобретают характер личных, организационных, имущественных (материальных) ограничений. К личным ограничениям относится, например, административный арест лица, совершившего мелкое хулиганство. К организационным ограничениям относятся такие формы принуждения, как, например, закрытие торговых учреждений за нарушение санитарных норм. К имущественным ограничениям относится, например, принудительное взыскание штрафа.

Читайте также:

Сущность государственного управления

Административно-правовые отношения

Компетенция государственных органов

Наложение административных взысканий

Понятие государственной службы

Вернуться в оглавление: Административное право Беларусии


double arrow
Сейчас читают про: