Понятие государственной службы

Одним из важнейших видов целенаправленной деятельности человека, а также общества и государства является служба. Это понятие в разных значениях употребляется: как вид деятельности человека, как социально-правовой институт, как система специальных органов государства, как духовная деятельность и т. д. Служба состоит в управлении, осуществлении государственной деятельности, обеспечении самого управления, социально-культурном обслуживании людей.

Особым видом службы является государственная служба, которая органично связана с ролью государства в жизни общества, с его задачами и функциями, формами деятельности.

Государственная служба, с точки зрения места в государственной организации, начинается там, где устанавливается должность. Последняя неотрывна от организации государственного аппарата, установление должностей завершает ее. Государственно-служебная должность – это часть организационной структуры государственного органа (организации), обособленная и закрепленная в официальных документах (штатах, схемах должностных окладов и др.), с соответствующей частью компетенции государственного органа (организации), предоставляемой лицу – государственному служащему в целях ее практического осуществления.

Государственная служба трактуется в широком и узком смысле. В широком смысле она сводится к выполнению служащими своих обязанностей (работы) в государственных организациях: в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях, иных организациях. В узком смысле понимается выполнение работниками служебных обязанностей в государственных органах.

Государственная служба представляет собой вид трудовой деятельности, осуществляемой на профессиональной основе работниками государственных органов в целях выполнения задач и функций государства.

Государственная служба опосредствуется правом. Под государственной службой как правовым институтом следует понимать совокупность правовых норм, регулирующих отношения, которые складываются в процессе организации государственной службы и выполнения государственными служащими возложенных на них задач.

Общественные отношения, регулируемые данным правовым институтом, исключительно велики по своему объему и разнообразны по содержанию, что обусловлено ролью государства, широтой его функций. При характеристике их целесообразно разделить на две группы:

1) отношения, складывающиеся в ходе организации государственной службы;

2) отношения, складывающиеся в процессе практического осуществления государственной службы.

Институт государственной службы относится к числу сложных правовых институтов. Он объединяет, хотя и на основе однородности регулируемых отношений, нормы различных отраслей права. Преобладающее число норм, регламентирующих государственную службу, входит в административное право – нормы, регламентирующие организацию государственной службы и ее осуществление. Следовательно, эта часть административно-правовых норм является и институтом административного права. Значительная часть правовых норм этого института относится к трудовому праву – нормы, которые регулируют общие для рабочих и служащих вопросы трудовой деятельности, например, общие правила дисциплинарной ответственности рабочих и служащих.

Часть норм, входящих в институт государственной службы, относится к финансовому праву: нормы, регулирующие должностные оклады государственных служащих, начисление и взимание налогов и т.д.

Таким образом, институт государственной службы тесно связан со многими другими правовыми институтами отраслей права. Связь эта обусловлена, в конечном счете, тем, что государственная служба как институт государственно-правовой и организационно-правовой охватывает отношения, складывающиеся во всех сферах государственной деятельности.

Государственная служба делитсяна виды. Это деление обусловлено принципом разделения властей, особенностями сфер и областей государственной деятельности. В зависимости от принципа разделения властей различается государственная служба в органах представительной, исполнительной и судебной властей. Согласно Конституции Республики Беларусь следует выделить государственную службу в контрольно-надзорных органах – в Конституционном Суде Республики Беларусь, Прокуратуре, Комитете государственного контроля Республики Беларусь.

Государственная служба организуется и осуществляется с непременным учетом многообразия и специфики сфер государственной деятельности. В широком смысле к государственной службе относится служба в различных специализированных отраслях и сферах – военная служба, служба в органах внутренних дел, таможенных, налоговых органах, органах финансовых расследований и др.

Читайте также:

Требования, предъявляемые к актам государственного управления

Способы защиты прав граждан

Ведомственный (внутриведомственный) контроль

Государственные и негосударственные предприятия и учреждения

Виды административных процедур

Вернуться в оглавление: Административное право Беларусии


double arrow
Сейчас читают про: