Готика

Готика ( ит. gotico, были немецкого происхождения племени готов). Готический стиль - это художественный стиль, оказался заключительным этапом в развитии средних веков культуры стран Западной Европы (между серединой XII и XVI веков). Термин «Готика» введен в эпоху Возрождения как уничижительное обозначение всего средневекового искусства, считавшегося «варварским».

 

Происхождение (История) Готики

Готическая роза собора в Тронхейме, Норвегия

 

Готика зародилась в Северной части Франции (Ильде-Франс) в середине XII в. и достигла расцвета в первой половине XIII в.

Готика развивалась в странах, где господствовала католическая церковь, и под ее эгидой феодально-церковной основы сохранялись в идеологии и культуре эпохи Готики. Готическое искусство оставалось преимущественно культовым по назначению и религиозным по тематике: оно было соотнесено с вечностью, с «высшими» иррациональными силами.

 

Стиль готики

Известно, что готический художественный стиль, определился в своих типичных чертах во время развития западноевропейской средневековой художественной культуры. Беря начало в середине XII в. в северных и центральных областях Франции на территории Иль де Франса, он получил общеевропейское распространение и прошел ряд самостоятельных этапов эволюции и национальных версий.

Расцвет средневековой художественной культуры возникли на базе интенсивного социального движения широких народных масс, которые вызвали еще задолго до формирования искусства мощные идеологические течения. Художественная культура уходит корнями непосредственно к самодеятельной практики социального низа. Таким образом, стремление личности на внимание к себе подготовило основу для появления новых форм и способов самовыражения в художественной культуре.

С ростом численности городов и возвышением роли, которую они играли, росла потребность в новых формах организации труда.Ремесленники в городах объединялись в союзы и цеха. Укрепление городских ремесел способствовало формированию городской культуры.

Во многих городах на базе церковных и приходских школ возникали университеты, как новые формы культурно-просветительских учреждений. Они способствовали развитию образованности и постепенно меняли мышление средневекового человека. Усиливается дух рационализма, дух любознательности, устанавливается тенденция к исследованию нового. Росла индивидуализация мироощущения каждой личности. Постепенно университеты превратились в своеобразные интеллектуальные центры.

  • Собор Парижской Богоматери

  • Собор в Шартре, Франция

  •  
  • Реймский собор, Франция


Готические стили в архитектурном искусстве

Отверстие для ключа и ручка.Город Монс, Бельгия.

Любек, Германия, готические голштинской ворота.

Реймский собор, южный фасад.

Венец часовен, собор Св. Реми, Реймс.

 

Для готики характерны символико-аллегорический тип отображения. От романского стиля готика унаследовала главенство архитектуры в системе искусств и традиционные типы зданий.

Особое место в искусстве готики западноевропейских стран занимал городской собор - высший образец синтеза архитектуры, скульптурыи живописи (преимущественно витражей ). Несравним пространство собора, вертикализм его башен и сводов, подчинение скульптуры ритмам динамичности архитектуры, многоцветное сияние витражей оказывали сильное эмоциональное воздействие на верующих.

Развитие искусства готики отражало и кардинальные изменения в структуре средневекового общества: начало формирования централизованных государств, рост и укрепление городов, выдвижение светских сил, торговых и ремесленных, а также придворно-рыцарских кругов. По мере развития общественного сознания, ремесла и техники, ослабевали устои средневековых религиозно-догматических мировоззрений, расширялись возможности познания и эстетического осмысления реального мира; складывались новые архитектурные типы и тектонические системы. Интенсивно развивались градостроительство и гражданская архитектура, преимущественно замковая и фортификационное.

Городские архитектурные ансамбли западноевропейских стран включали культовые и светские здания, крепости, мосты, колодцы.

Главная городская площадь часто обстраивалась домами с аркадами, торговыми и складскими помещениями в нижних этажах. От площади расходились главные улицы, узкие фасады двух-, реже трехэтажных домов с высокими, фронтонами выстраивались вдоль улиц и набережных. Города окружались мощными стенами с багатоприкрашенимы проездными башнями. Замки феодалов постепенно превращались в сложные комплексы крепостей, дворцовых и культурных сооружений.

Обычно в центре города западноевропейских стран, господствуя над его застройкой, находился собор, становившийся средоточием как церковного, да и городской жизни. В нем наряду с богослужением устраивались богословские диспуты, разыгрывались мистерии, происходили собрания горожан.

Собор мыслился своего рода сводом знания (главным образом богословского), символом Вселенной, а его художественный строй, сочетавший торжественное величие со страстной динамикой, изобилие пластических мотивов со строгой иерархической системой их соподчинения, выражал не только идеи средневековой общественной иерархии и власти божественных сил над человеком, но и растущее самосознание горожан, каркас из столбов (в зрелой Готике - пучка колонн ) и стрельчатых арок, опирающихся на них.

Структура здания складывается из прямоугольных ячеек ( травей ), ограниченных 4 столбами и 4 арками, которые вместе с арками-нервюрами образуют остов крестового свода, заполненного облегченными небольшими сводами - распалубками.

Храм в готическом стиле. Схема

Боковой распор свода главного нефа (или нави) передается с помощью опорных арок ( аркбутанов ) на наружные столбы - контрфорсы.Освобожденные от нагрузки стены в промежутках между столбами прорезаются арочными окнами. Нейтрализация распора свода за счет вынесения наружу основных конструктивных элементов позволила создать ощущение легкости и творческое величие усилий человеческого коллектива.

Во Франции каменные готические соборы - получили свою классическую форму. Как правило, это 3-5 - нефные базилики с поперечным нефом - трансептом и полукруговым обходом хора ( «деамбулатория» ), к которому примыкают радиальные часовни («венец капелл»). Их высокий и просторный интерьер обычно озарен цветным мерцанием витражей. Впечатление неудержимого движения ввысь и к алтарю создается рядами стройных столбов, мощным взлетом остроконечных стрельчатых арок, ускоренным ритмом аркад верхней галереи (трифория ). Благодаря контрасту высокого главного и полутемных боковых нефов возникает живописное богатство аспектов, ощущение беспредельности и величия храмового пространства.

На фасадах соборов варьируются стрельчатые арки и богатые архитектурно-пластические декорации, детали - узорные вимперги, фиалы, Краббе и т.д. Статуи на консолях перед колонками порталов и в их верхней арочной галерее, рельефы на цоколях и в тимпанахпорталов, а также на капителях колонн образуют цельную символическую сюжетную систему, в которую входят персонажи и эпизоды Священного писания, аллегорические образы. Лучшие достижения готической пластики - декор, статуи фасадов соборов в Шартре, Реймсе, Амьене, Страсбуре проникнуты одухотворенной красотой, искренностью и благородством.

Читайте также:

Отель

Портал

Деконструктивизм в архитектуре

Классицизм в Украине. Неоготика

Часовня

Вернуться в оглавление: Архитектура


double arrow
Сейчас читают про: