Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Техническое содействие Европейского Союза России

Особое место в сотрудничестве между ЕС и Россией занимают программы Технического содействия Содружеству Независимых Государств (ТАСИС). Они призваны содействовать использованию в России и других странах Содружества западноевропейского know how в различных секторах рыночной экономики и управления на федеральном, региональном и местном уровнях.

Решение об учреждении системы технического содействия СССР было принято в Брюсселе в декабре 1990 г., и в следующем году началась реализация первой программы. После распада СССР были приняты и введены в действие три индикативные программы технического содействия России, рассчитанные, соответственно, на 1992, 1993-1995 и 1996-1999 гг. В течение 1991-1998 гг. на реализацию программ было выделено 1200 млн. ЭКЮ; эти средства пошли на разработку и осуществление более 2000 конкретных проектов. Кроме того, Россия является участником Региональных программ ТАСИС, рассчитанных на все или несколько государств Содружества.

Первоначально в качестве приоритетных были избраны пять областей содействия: производство и распределение продовольствия, энергетика (включая ядерную безопасность), транспорт, финансовые услуги и обучение. На практике программы ТАСИС вышли далеко за эти пределы и распространяются на такие сферы как приватизация, поддержка малых и средних предприятий, создание рыночной инфраструктуры, организация службы социальной адаптации и трудоустройства безработных, совершенствование структуры и деятельности местной администрации и т.д.

В декабре 1999 г. Совет ЕС одобрил новую программу ТАСИС на 2000-2006 гг. Ее бюджет утвержден в сумме 3138 млн. ЭКЮ, из которых около трети предназначено для России.

Кроме того, ежегодно подписываются специальная Программа по содействию России и другим государствам СНГ в повышении безопасности ядерных электростанций, Межгосударственная программа и Программа содействия приграничному сотрудничеству. В их рамках финансируются проекты для нескольких (как правило, не менее трех) стран СНГ.

 

Основными составляющими Международной программы являются:

  • проекты в области охраны окружающей среды (поддержка национальных экологических программ). Например, Программа действий в области экологии для всех стран СНГ, Программа Аральского моря, Программа для водных ресурсов Центральной Азии, Программа ликвидации последствий аварии Чернобыльской АЭС и др.;
  • проекты в области инфраструктуры (развитие транспортных и энергетических сетей). Например, программы ТРАСЕКА (развитие транспортных коридоров Центральная Азия – Европа), ИННОГЕЙТ (оптимизация нефте- и газопроводной инфраструктуры) (Россия участвует только в качестве наблюдателя, исходя из того, что в рамках данной программы ЕС и ряд других стран-членов СНГ пытаются осуществить планы строительства сетей газо- и нефтепроводов в обход России);
  • ряд других проектов в таких областях, как сельское хозяйство, производство продуктов питания, борьба с преступностью, в т.ч. с наркобизнесом.
    Программа приграничного сотрудничества начала действовать с 1996 г. Она осуществляется в сотрудничестве с другими программами ЕС, такими, как ИНТЕРРЕГ (ИНТЕРРЕГ – Инициатива ЕС о трансграничном сотрудничестве, включая энергетические сети. ИНТЕРРЕГ 2 была утверждена ЕК 15 июня 1994 г.).

Кроме того, средства программы ТАСИС используются для совместного финансирования других программ ЕС, располагающих собственным бюджетом:
Программа ЭКОС/УВЕРТЮР – поддержка мер по децентрализации административных функций и государственного управления в контексте перехода к рыночной экономике, Программа содействует также экономическому развитию регионов и региональной интеграции в Европе.

Программа «Коперник» – финансирование участия ученых и организаций стран ЦВЕ и бывшего СССР в совместных с организациями ЕС программах, которые могут быть использованы для перестройки экономики.

Программа ЕС ТАСИС активно сотрудничает с третьими странами и международными организациями с целью координации мер технического содействия, в том числе с американской программой USAID, с МБРР, МВФ (использование средств ТАСИС в проведении подготовительных мероприятий для получения займов), с G-8 – «большой восьмеркой» (проект ликвидации последствий аварии на ЧАЭС), с ЕБРР (на основе Бангкокского соглашения; соглашение о принципах сотрудничества между ЕБРР и КЕС, заключенное в октябре 1991 г., направлено на соединение консультативно-технического содействия ТАСИС и инвестиционных возможностей ЕБРР), консультативная поддержка ЕБРР), с Международным научно-техническим центром (МНТЦ) (создан в 1994 г. по инициативе США, ЕС, Японии и России). Цель МНТЦ – содействовать в переориентации ученых бывшего СССР, ранее занимавшихся разработкой оружия массового поражения, на реализацию гражданских программ. Секретариат Центра находится в Москве. Бюджет – 56 млн. экю (США – 26 млн. долл., Япония – 17 млн. долл., ЕС (программа ТАСИС – 20 млн. экю), с Международной ассоциацией содействия сотрудничеству с учеными стран СНГ (ИНТАС) (Ассоциация, объединяющая государства – члены ЕС, Норвегию и Швейцарию и имеющая целью содействовать совместным исследовательским проектам лабораторий стран СНГ и Европы) и др.

Оперативное руководство использованием средств, предоставляемым по программе ТАСИС, в ЕС возложено на КЕС (Гендиректорат 1А). В России общее руководство программой ТАСИС осуществляет национальный координатор, назначаемый правительством Российской Федерации (на уровне вице-премьера или министра экономики). Головным ведомством по вопросам программы ТАСИС является Минэкономики России. При Минэкономики действует Бюро по использованию консультационно-технического содействия ЕС, которое занимается вопросами обеспечения подготовки и реализации проектов.

С момента запуска программы ТАСИС (в 1991 г.) в России достигнут существенный прогресс в переходе к демократии и рыночной экономике. В этой связи перемены, произошедшие внутри страны и в ее отношениях с Европейским союзом (в связи со вступлением в силу Соглашения о партнерстве и сотрудничестве начали эффективно функционировать учрежденные им органы сотрудничества), должны найти свое отражение в ориентации программы. Основное направление – превратить ТАСИС в инструмент не содействия, а партнерства и сотрудничества.

Россией подготовлен ряд конкретных предложений по совершенствованию программы ТАСИС. Они затрагивают вопросы как повышения эффективности содействия, так и определения его приоритетных направлений.

В настоящее время программа ориентирована в основном на предоставление экспертных и консультативных услуг и содержит ряд искусственных ограничений. В частности, неоправданно занижена доля бюджета проектов, которая может быть использована на приобретение оборудования и финансирование работ и услуг российских экспертов (всего 20% от объема финансирования против 70% в рамках программы ФАРЕ).

Как свидетельствует международный опыт (в том числе практика реализации программы ФАРЕ), более эффективным является сопряжение такого рода услуг с предоставлением инвестиционных кредитов. Представляется целесообразным в этой связи теснее увязать ТАСИС с программами привлечения инвестиций и деятельностью различных международных финансовых институтов (ЕБРР, ЕИБ и др.).

По-прежнему ограничено участие российской стороны в процессе принятия решений (ЕК стремится все сосредоточить в Брюсселе). Российские предприятия и организации слабо привлекаются к реализации самих проектов. В результате Россия лишается источника получения дополнительных валютных доходов. Выбор в ЕС проектов для финансирования не всегда носит объективный характер. У российских получателей техсодействия имеются нарекания к деятельности отобранных ЕС западноевропейских участников проектов. Значительная часть средств идет на оплату западных экспертов (около 80% бюджета ТАСИС). Российская сторона практически отстранена от участия в мониторинге эффективности реализуемых проектов.

По мнению России, которое доведено до ЕК, основными приоритетными программами ТАСИС после 2000 г. должны стать торговля и промышленность, финансы и статистика, людские ресурсы, сельскохозяйственное производство, энергетика, транспорт и телекоммуникации, окружающая среда и др.
Часть этих проблемных вопросов с реализацией программы должна быть решена недавно вступившими в силу «Общими правилами, применимыми к техническому содействию ЕС России». Эффективным механизмом подготовки решений по реализации технического содействия может стать Объединенный консультативный комитет по ТАСИС, созданный в рамках общей структуры органов сотрудничества Россия-ЕС. Кроме того, имеется в виду создать в рамках Правительственной комиссии Российской Федерации по сотрудничеству с Европейским союзом специальную группу по использованию программы ТАСИС.





 

Читайте также:

Представления разных стран о ЕС. Конфликтные вопросы ЕС

Французская Республика.Экономика Франции

Гармонизация социальных условий в рамках Римского Договора

Европейская среда бизнеса. Интеграция бизнеса. Бизнес решения на европейском рынке

Политическая интеграция: история. задачи, методы

Вернуться в оглавление: Развитие экономики ЕС

Просмотров: 5288

 
 

34.204.169.76 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.