Институциональные механизмы развития партнерства и сотрудничества России и Европейского Союза

Соглашение о партнерстве и сотрудничестве вступило в силу 1 декабря 1997 г. В 1998 г. были образованы и приступили к работе предусмотренные им совместные с ЕС органы сотрудничества и создана трехуровневая институциональная система сотрудничества.

Первый уровень (политический) – встречи президента и председателя правительства РФ с руководством ЕК ЕС и государств – членов ЕС, Совет сотрудничества – на уровне министров иностранных дел.

Практика 1997-1998 гг. показала высокую эффективность политического уровня сотрудничества, который в значительной степени развивался более высокими темпами по сравнению с сотрудничеством в сфере торговли, экономики, науки и техники. Разноформатные встречи на высшем уровне между руководителями России и ЕС стали регулярными. Не реже чем 2 раза в год проходит встреча Президента РФ с председателем ЕК и главой государства, председательствующего в ЕС, в т.ч. в рамках встреч «большой восьмерки». С аналогичной частотой с указанными руководителями ЕС встречается председатель правительства РФ.

Частью политического уровня является Комитет парламентского сотрудничества – орган для взаимодействия парламентариев России и ЕС, который проводит свои регулярные заседания не реже 2-х раз в год.

Второй уровень (оперативный) – Комитет сотрудничества (действует на постоянной основе в рамках полномочий, переданных ему Советом, решая текущие проблемы взаимодействия, прежде всего связанные с реализацией СПС). Приступили к работе его вспомогательные органы – 9 многоотраслевых подкомитетов: по торговле и промышленности; по энергетике, ядерным вопросам и окружающей среде; по науке и технике, развитию людских ресурсов, и сотрудничеству в социальной сфере; по транспорту, телекоммуникациям и космосу; по углю, стали, горнодобывающей промышленности и сырью; по вопросам конкуренции, охраны прав интеллектуальной собственности, сближения законодательства, борьбы с преступностью; по таможенному и трансграничному сотрудничеству; по сельскому хозяйству и защите прав потребителей; по финансовым и экономическим вопросам и статистике.

Первые заседания всех 9 подкомитетов прошли в начале 1999 г. в Москве и показали свою достаточно высокую результативность. Скоординированы позиции России и ЕС по реализации Соглашения о партнерстве и сотрудничестве, намечен целый ряд новых направлений сотрудничества (в сфере энергетики, науки, сельского хозяйства и промышленности, транспорта и др.), достигнуты принципиальные договоренности по острым вопросам взаимной торговли (ядерная энергетика, сертификация и стандартизация).

Третий уровень (консультативный) предусматривает проведение срочных консультаций по любым вопросам взаимоотношений сторон. В качестве примера: в настоящее время идут российско-европейские консультации по торговле изделиями из стали и консультации по урегулированию торгового режима в отношении российского экспорта в ЕС товаров ядерного топливного цикла. Практикуется проведение консультаций в рамах подкомитетов Комитета сотрудничества.

Совместными усилиями России и ЕС институализируется диалог деловых кругов. Представители бизнеса Евросоюза играют активную роль в Совете по иностранным инвестициям при правительстве РФ. Создан совместный форум – «Круглый стол» деловых кругов России и ЕС. Работа «Круглого стола» проходит под патронажем правительства РФ и Комиссии ЕС. Председателями более 100 крупных европейских и российских компаний, официальные представители правительства России и ЕК принимают участие в обсуждении перспектив прямых инвестиций в российскую экономику, вопросов торговой политики, инициатив сотрудничества ЕС и России по формированию общеевропейского информационного пространства. По итогам работы заседаний «Круглого стола» принимаются «рекомендации сопредседателей участникам», содержащие обобщенный план действий деловых кругов России и ЕС до следующего заседания. Правовой базой сотрудничества России и ЕС являются прежде всего СПС, а также заключенные в его развитие соглашения (по текстилю, стали). Однако, стремясь придать взаимному сотрудничеству более целенаправленный и организованный характер, Россия и ЕС ищут новые способы координации. На своем первом же заседании (26-27 января 1998 г.) Совет сотрудничества России-ЕС утвердил Совместную рабочую программу реализации СПС. Она включает в себя 17 основных разделов, в т.ч.: создание институциональной структуры органов сотрудничества, сближение законодательств, совершенствование экономического законодательства (конкуренция, защита прав потребителей, стандарты и сертификация, интеллектуальная собственность, таможенное регулирование), сотрудничество в сфере торговли, отраслевое экономическое сотрудничество (промышленность, энергетика, транспорт, космос, охрана окружающей среды, наука, обучение и подготовка кадров), сотрудничество в правоохранительной сфере. При активной роли ЕС и пассивности со стороны России был разработан набор рабочих документов («фишки») с определением задач, которые требовалось решить, а также результатов, которые должны были быть достигнуты . Однако под воздействием различных факторов, в первую очередь отсутствия адекватной государственной институциональной структуры в России, которая бы обеспечивала координацию всех органов власти на направлении отношений с ЕС, на несколько месяцев был задержан запуск значительного объема работы по выполнению Совместной программы.

Опыт Совместной рабочей программы реализации СПС позволяет сделать ряд принципиальных выводов. В целом достигнут определенный прогресс, хотя степень продвинутости различается в зависимости от пунктов Совместной рабочей программы. В некоторых областях – в частности, таможня, промышленное сотрудничество, подготовка менеджеров и сотрудничество в области юстиции и внутренних дел – за год сделано много. В некоторых других областях, например охрана прав интеллектуальной собственности, космос и транспорт, состоялись многочисленные встречи экспертов и намечены перспективные направления расширения сотрудничества. В таких областях, как стандарты и подтверждение соответствия, охрана окружающей среды, ядерное сотрудничество, обмен мнениями только начат. Наконец, в сближении законодательства и вопросах антимонопольного регулирования до сих пор достигнуты пока незначительные результаты. Хотя соответствующие направления не включены в Совместную рабочую программу, отмечен значительный прогресс в энергетическом сотрудничестве и получил развитие макроэкономический диалог.

Представляется, что практика создания подобного рода совместных документов должна быть продолжена. Однако необходимо обеспечить более активное участие российской стороны в определении их основных положения, ориентируясь прежде всего на экономические и политические интересы России, а также выполнение обязательств в рамках СПС. Ключ к решению этой задачи - полномасштабное взаимодействие всех министерств и ведомств, вовлеченных в отношения с ЕС, а таковых большинство. Механизмом такого рода взаимодействия должна стать Правительственная комиссия по сотрудничеству с ЕС, образованная постановлением правительства РФ (от 3 марта 1998 г., №278).

Юридической базой координации деятельности государственных органов РФ при взаимодействии с ЕС является Перспективный план действий по выполнению СПС (утвержденный постановлением правительства от 21 июля 1998 г. №809). Данный план представляет собой таблицу, в которой в тематической последовательности (торговля товарами, услугами, отраслевое экономическое сотрудничество и т.д.) изложены обязательства России по СПС, указаны временные рамки их выполнения и ответственные государственные органы. Наглядность, функциональность и возможность оперативного и полномасштабного контроля за выполнением положений плана позволяют говорить о его высокой эффективности и практической ценности.

Общий итог диалога и сотрудничества между Россией и Западной Европой в 90-е гг. состоит в том, что, во-первых, обе стороны накопили большой практический опыт взаимодействия в новых политических и правовых рамках; во-вторых, они имеют теперь более ясное представление как о трудностях и нерешенных проблемах сотрудничества, так и о его приоритетных направлениях.

Для дальнейшей реализации имеющихся возможностей необходимо принимать во внимание два взаимосвязанных аспекта.

Во-первых, следует сконцентрировать усилия в тех областях, где уже в скором времени могут быть достигнуты практические результаты. Именно в этом ключе должна быть пересмотрена программа совместных действий России и ЕС с целью реализации Соглашения о партнерстве и сотрудничестве.
Во-вторых, надо стремиться к созданию более благоприятного психологического климата российско-европейских отношений, т.к. сотрудничество потребует длительных усилий и огромного терпения.

Читайте также:

Общая торговая политика. Либерализация международной торговли и роль ЕС в этом процессе

Свобода предпринимательства как результат реализации четырех принципов свободы единого рынка

Экономика стран Евро Союза

Федеративная Республика Германия. Экономика Германии

Европейская среда бизнеса. Интеграция бизнеса. Бизнес решения на европейском рынке

Вернуться в оглавление: Развитие экономики ЕС


double arrow
Сейчас читают про: