Принцип свободы перемещения товаров в рамках ЕЭС в общем виде был сформулирован в Римском договоре. Согласно договору в рамках ЕЭС создавался общий рынок товаров. Для этого предполагалась выработка единой внешнеторговой политики, предусматривающей постепенное и последовательное устранение всех ограничений в торговле товарами между странами-членами сообщества и соответствующее создание сначала таможенного союза, затем общего и, наконец, единого рынка товаров на территории всего ЕС. Римский Договор провозгласил прогрессивную, медленную либерализацию с оговоркой stand still (т.е. запрещение любого возврата назад) и постепенное расширение импорта. Уже в начале 1961 г. все контенгирование в шести странах-членах ЕЭС было упразднено. С 1 января 1959 г. в три этапа, каждый по 4 года, страны начали отмену таможенных пошлин (30%, 30%, 40%). В действительности упразднение закончилось 1 июля 1977 г. Для присоединившихся к ЕС позднее государств устанавливались соответствующие переходные периоды. Например, для Греции он закончился в 1985 г., для Португалии - в 1993 г. Но и после этого в этих странах для некоторых товаров переходный период был продлен еще на 10 лет. Отмена таможенных пошлин не означала отмены таможенного контроля. Он сохранялся в силу статических, фискальных (налоги на затраты, парафискальные сборы), регламентационных (промышленные стандарты, охрана здоровья и общественной безопасности, борьба с контрабандой и подделками и т.д.) или финансовых (валютный контроль) причин. Другими словами в ЕЭС было создано множество нетарифных барьеров, препятствующих снятию таможенных границ внутри ЕЭС. Не последнюю роль в этом сыграли защитные оговорки, предусмотренные Римским договором. Они позволяли временно отступать от принципа свободы движения товара, в частности, если у государства возникают затруднения с платежным балансом, а также в случае внезапного кризиса. Сохранение таможенных границ было обусловлено и тем, что ликвидация в ЕЭС (к середине 1968 г.) внешнеторговых тарифов и квот во взаимной торговле уживалось с отсутствием унифицированных тарифов на внешних границах Сообщества. Решение этой проблемы было возможно только на основе единых базовых условий, отработки единых подходов к внешнеэкономической политике в целом и внешнеторговой в частности. Изначально европейская экономическая интеграция строилась на единстве двух элементов: либерализации торговли и либерализации рыночных отношений между странами-членами ЕЭС. Жизнь показала, что для создания единого рынка товаров этих отношений недостаточно. Необходима еще и гармонизация национальных внешнеторговых политик, в части снятия технических, количественных барьеров во взаимной торговле и выработка единой внешнеторговой политики по отношению к третьим странам. Последнее требовало устранения защитных оговорок из Римского договора (они были сняты в 1993 г. Единым европейским актом); практически полной передачи (делегирования) ряда полномочий по выработке и реализации внешнеторговой политики от национальных правительств наднациональным (общеевропейским) органам управления. В настоящее время компетенция ЕС в области внешнеторговой политики является всеобъемлющей. Таможенные регламентации находятся в ведении комитета экспертов под председательством представителей КЕС. Их применение полностью в компетенции международных таможенных служб. Однако в практике взаимной торговли стран-членов ЕС по-прежнему сохраняются различные технические проблемы. К их числу можно отнести нерегламентированную продолжительность процедуры таможенной очистки, различия санитарных, полицейских норм и т.п. Это может быть как следствием национальных особенностей, так и результатом скрытого протекционизма. Общая внешнеторговая политика весьма существенно затрагивала промышленную и сельскохозяйственную политику ЕЭС и через них во многом определяла социальную стратегию сообщества в целом и каждого ее члена. Результатом строительства общего рынка для сельского хозяйства ЕЭС стало превращение его к 1973 г из чистого импортера сельскохозяйственной продукции и продовольствия в «чистого второго» экспортера в мире этих групп товаров. При этом ЕС полностью обеспечивала свое население продуктами питания. Впоследствии выявились недостатки проводимой в то время сельскохозяйственной политики и внешнеторговой политики по сельскохозяйственной продукции и продовольствию. Благодаря строительству общего рынка товаров ЕЭС удалось преодолеть кризис перепроизводства в сельском хозяйстве (с 1973 по 1985 гг. их производство росло в среднем на 2% в год, а внутреннее потребление – только на 0,5% в год). Для этого общая сельскохозяйственная и внешнеторговая политика этого периода предусматривали, в частности снижение цен на товары, производство которых превысило установленные квоты. С этой же целью сокращалось использование сельскохозяйственных площадей; осуществлялось прогрессивное снижение индикативных цен; либерализовался импорт, а контроль сохранялся по отдельным его позициям. Последнее осуществлялось преимущественно под давлением третьих стран - мировых производителей продовольствия. Создание единого рынка товаров в ЕЭС было направлено и на преодоление наметившегося в 70-е – 80-е годы ХХ столетия технического отставания сообщества от США и Японии. Одной из мер преодоления отставания стало создание Европейской Валютной Системы (ЕВС), которая начала действовать в марте 1979 г., с единой расчетной валютной единицей – экю. Это позволило усилить конкурентоспособность ЕЭС на мировых рынках, обеспечить его валютную стабильность и экономический рост, создать валютно-финансовую основу для формирования единого рынка товаров. Однако этого оказалось недостаточно, что констатировал Единый европейский акт (1 июля 1987 г.). В нем, в частности, отмечалось, что к 1987 г. в ЕЭС был создан общий рынок, в котором полностью были сняты таможенные пошлины во взаимной торговле и установлен единый таможенный режим по отношению к третьим странам, но не было создано единого рынка. Меры по созданию общего рынка привели к достаточно высокой степени интегрированности стран-членов ЕС в торговле; придали динамизм, прежде всего, их взаимному обмену товарами (см. табл. 3). Таблица 3.
Источник: ООН, ЭКОСОС. Обзор мирового экономического и социального положения за 90-е годы. IMF Overview of the World Economy Annual Report, 1999; United Nations conference on Trade and Development Report, 1999; European Economy № 71, 2000, с .290-293. Как видно из приведенных данных за период с 1963 по 1990 гг. доля экспорта стран-членов ЕС в другие страны-члены (внутренний экспорт) в общем объеме в среднем составляла 66,3%, т.е. превысила уровень 1963 г. в 1,2 раза. Доля внутреннего импорта в общем объеме импорта ЕС изменилась с 50% в 1963 г. до 63,3% в 1990 г., т.е. увеличилась в 1,3 раза. В исследуемом периоде внутриблоковая торговля развивалась неравномерно, что в определенной степени может быть связано с успехами и неудачами в строительстве общего рынка и реализации свободы движения товара внутри ЕЭС. Но общая тенденция в развитии внутриблоковой торговли характеризуется ростом. Так в 1972 г. по сравнению с 1958 г. ее объемы увеличились более чем в 8 раз. С 1963 г. по 1987 г., когда ЕЭС насчитывал 12 стран-членов, объем взаимной торговли возрос более чем в 21 раз, а доля взаимной торговли составила около 60% (против 30% в 1958 г. и 50% в 1972 г.). Конечно, этот показатель дифференцируется от страны к стране. Однако даже самый маленький из них (45% в Великобритании) не может быть оценен как незначительный. В Нидерландах, Бельгии и Ирландии он превысил уровень 70%, а в остальных стран составил в среднем 50%. В 1987 г. внешняя торговля стран ЕС составляла 38% мировой торговли, а внешнеторговая квота примерно 27% ВВП стран-членов. Их экспорт достиг 950 млрд. долл. (у США – 250 млрд., Японии – 230 млрд. долл.). Главная причина – рост взаимной торговли. «Пики» в развитии взаимной торговли стран-членов ЕС были зафиксированы в 1992 г. Это связано с общей рецессией международной торговли и абсолютным снижением товарооборота с внешними партнерами. К 2000 г. доля внутриблокового экспорта и импорта достигла соответственно 70% и 60%, среднегодовые темпы развития «внутреннего» и «внешнего» оборота ЕС были примерно равными 10%, а с учетом поправки на колебания курса ЭКЮ – 11%. Однако динамика торгового оборота внутри ЕС отличалась большей стабильностью и предсказуемостью. Единый европейский акт констатировал, что ЕЭС не удалось создать единого рынка и что эта задача является первостепенной. Для конкретизации идеи создания общего рынка товаров КЕС разработал программу мероприятий, объединенных под общим названием «Белая книга». Она содержит 279 пунктов, которые группируют следующим образом: |