Западноевропейская интеграция

Наиболее развитая в мире интеграционная группировка – Европейский союз, расширив свое членство с 6 до  ----------стран, прошла все основные этапы интеграционного процесса. ЕС образовался из трех интеграционных сообществ - Европейского объединения угля и стали, Европейского сообщества по атомной энергетике и Европейского экономического сообщества, созданных в 50-х годах.

Этапы формирования интеграции:

Этап зоны свободной торговли (1958-1969 гг.). в соответствии с Римским договором были постепенно отменены таможенные пошлины и количественные ограничения на взаимную торговлю, установлен общий таможенный тариф и введена общая таможенная политика в отношении третьих стран. По мере того как либерализовалась двусторонняя торговля, между странами-членами интеграции возникли частичные зоны свободной торговли, причем каждая из них сохраняла свой национальный таможенный тариф в отношении третьих стран. С 1962 г. была введена в действие единая сельскохозяйственная политика. В 1963 г. ряд развивающихся стран вступили в ассоциированные отношения с ЕС. В 1965 г. три европейских сообщества приняли решение о слиянии своих исполнительных органов.

Этап таможенного союза (1968-1976 гг.) – этап активного развития преимуществ таможенного союза и внешнеторговой политики по отношению к третьим странам, сначала в рамках шести стран-основателей, а позже – в рамках постоянно расширяющегося ЕС. Целенаправленная единая сельскохозяйственная политика дополняется в этот период единой политикой в области охраны окружающей среды и в области исследований и технологического развития. К этому же этапу относится начало интеграции в валютно-финансовой сфере: в 1972 г. было введено совместное плавание валют некоторых стран-членов ЕС в определенных пределах («валютная змея»), а с 1979 года начала функционировать валютная европейская система.

Этап общего рынка (1987 –1992 гг.). на основе единого европейского акта, а также подписанного в 1985 году документа о программе создания внутреннего рынка страны ЕС  ликвидировали оставшиеся барьеры на пути передвижения товаров и факторов производства. В этот период страны ЕС перешли к осуществлению уже не просто согласованной, а единой политики в отдельных отраслях – энергетике, транспорте, вопросах социального и регионального развития.

Этап экономического союза ( с 1993 г. - по настоящее время). Усиление политической интеграции и форсированное развитие валютного союза. На первом этапе (1990 – 1993 гг.) валюты всех стран ЕС включаются в совместное плавание в рамках европейской валютной системы и устраняются валютные ограничения; на втором этапе (1994 – 1998 гг.) создается Европейский валютный институт и усиливается координация макроэкономической политики; на третьем этапе (с 1999 г.) сначала взаимно фиксируются курсы валют , а затем вводится единая валюта и создается единый европейский центральный банк. На этом же этапе вступает в силу соглашение о едином экономическом пространстве.
Наиболее крупным достижением интеграционного процесса в рамках ЕС стало создание к концу 1992 года единого внутреннего рынка, в результате чего свобода внутриинтеграционного передвижения товаров и услуг не только дополнилась свободой перемещения капитала и рабочей силы, но и серьезными мерами согласования внутриэкономической политики стран-членов.

Управление ЕС осуществляют пять главных институциональных органов – Европейский Совет, Комиссия ЕС, Совет министров, Европейский парламент и Суд ЕС.

Европейский парламент – представительный и консультативный орган ЕС. Имеет право выносить вотум недоверия Комиссии ЕС, накладывать вето на постановления в определенных областях (охрана окружающей среды, культура, образование, молодежная политика).
Европейский Совет – директивный орган ЕС, собирающийся на периодические заседания (не реже двух раз в год) в составе глав государств и правительств стран-членов ЕС. Принимает решения по ключевым вопросам интеграции – прямые выборы в Европейский парламент, принятие новых членов, создание европейской валютной системы, реформа единой сельскохозяйственной политики, отношения с третьими странами, - которые являются обязательными для исполнения всеми другими органами ЕС.

Совет ЕС – межправительственный орган ЕС. В зависимости от обсуждаемых вопросов собираются на уровне министров. Решения принимаются большинством голосов, по отдельным вопросам требуется консенсус.

Комиссия ЕС – надгосударственный исполнительный орган ЕС. Состоит из членов, назначенных правительствами стран ЕС в личном качестве на пятилетний срок. Комиссия управляет повседневной деятельностью ЕС, готовит предложения для рассмотрения Советом ЕС, осуществляет контроль за выполнением решений Совета национальными правительствами.

Суд ЕС  - верховная судебная инстанция ЕС. Суд наблюдает за единообразием применения правовых документов ЕС, определяет соответствие законодательству  правовых актов Комиссии и Совета и выносит решения по вопросам применения законодательных норм ЕС, если такие вопросы передаются на его рассмотрение национальными судами стран ЕС.

Политика в области сельского хозяйства. Поскольку сельскохозяйственная продукция стран ЕС недостаточно конкурентоспособна на мировом рынке, одной из главных проблем интеграции является создание благоприятных условий для национальных производителей. В результате осуществления согласованной аграрной политики все страны ЕС получили возможность продавать свою продукцию по ценам, значительно превышающим среднемировые, в отдельных случаях на  30% и более. Единая политика обеспечивает  абсолютный приоритет закупок сельскохозяйственной продукции у фермеров стран ЕС перед импортом. В последние годы важнейшим направлением этой политики стали сдерживание перепроизводства сельхозпродукции и поддержка мелких фермеров.

Единая аграрная политики – согласованные действия стран ЕС по обеспечению стабильности поставок сельхозпродукции по стабильным ценам, повышению производительности сельского хозяйства, поддержанию жизненного уровня фермеров и их семей и поддержанию разумного уровня розничных цен.

Основные элементы единой аграрной политики следующие:

- единые цены на сельскохозяйственную продукцию внутри ЕС и единый механизм их поддержания. Минимально допустимые цены на важнейшие сельскохозяйственные продукты определяются заранее. Если рыночные цены падают более чем на 10% ниже этого уровня, органы ЕС осуществляют гарантированные закупки данного продукта, обеспечивая поддержание уровня цен. В ЕС используется несколько видов цен. Ориентировочные (контрольные, справочные) – цены, которые страны ЕС считают необходимым поддерживать на национальных рынках во внутрирегиональном обороте. Цены вмешательства – цены, по которым скупаются или продаются излишки сельхозпродукции, когда колебания цен на них достигают установленных пределов от уровня ориентировочной цены. Внешнеторговые (пороговые, шлюзовые) – цены реализации сельхозтоваров на внешнем рынке, орудие аграрного протекционизма.

- свобода торговли сельхозпродукцией внутри ЕС, отсутствие тарифных и количественных ограничений. Единые правила внешней торговли сельскохозяйственной продукцией с третьими странами и единый таможенный тариф. При импорте действует система компенсационных сборов, защищающая производителей от конкуренции со стороны тех стран, где издержки производства сельхозтоваров ниже, чем в ЕС. При экспорте сельхозпродукции в третьи страны производители получают субсидии от органов ЕС, которые позволяют им продавать продукцию по более низким мировым ценам.

- единое финансирование сельского хозяйства через Европейский фонд ориентации и гарантии сельского хозяйства (ФЕОГА), на поддержание которого идет более половины бюджета ЕС. Средства для ориентации предназначены для повышения продуктивности и модернизации сельскохозяйственного производства, а средства гарантии, которые составляют ¾ суммы фонда, направляются непосредственно на поддержание цен. Средства фонда формируются за счет компенсационных сборов, взимаемых за импорт сельхозпродукции из третьих стран, отчислений от пошлин на ввозимые промышленные товары, прямых взносов из бюджета ЕС, поступлений от налога на добавленную стоимость.

Совместные финансовые институты

Европейский фонд развития – предоставляет финансы для стабилизационных фондов и венчурный капитал. Финансирует Стабекс – фонд стабилизации доходов от экспорта, Сисмин – фонд стабилизации добывающей промышленности, предоставляет чрезвычайную помощь в случае природных бедствий, финансирует помощь беженцам и структурные преобразования в странах, осуществляющих экономические реформы.

Европейский инвестиционный банк – образованный в соответствии с Римским договором главный инвестиционный институт ЕС, созданный за счет взносов стран ЕС в уставный капитал и мобилизации средств на мировом рынке капиталов, инвестируемых в приоритетные проекты в странах ЕС. Главная задача банка – способствовать выравниванию уровней экономического развития  стран ЕС путем финансирования проектов в менее развитых странах, а также поддержка проектов общеевропейского масштаба в области транспорта, связи, охраны окружающей среды, энергетики.

Читайте также:

Мировой рынок и международное движение товаров

Валовый национальный продукт

Кредитор

Индустриальное общество

Прямые международные инвестиции

Вернуться в оглавление: Экономика


double arrow
Сейчас читают про: