Студопедия
Обратная связь

Сколько стоит твоя работа?
Тип работы:*
Тема:*
Телефон:
Электронная почта:*
Телефон и почта ТОЛЬКО для обратной связи и нигде не сохраняется.

Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram 500-летие Реформации

Основные боги пантеона древнеегипетской религии. Космогония в Древнем Египте

Надо отметить, что в Египте почиталось множество богов, настолько много, что когда один из фараонов, живший 2000 лет до н. э., приказал построить Ламарес (Лабиринт), то в нём предлагалось расположить помещения для 3 тыс. богов. Поэтому-то уместно указать лишь на наиболее почитаемых богов, которые были центральными в тех номах, которые играли первостепенную роль в политической и экономической жизни страны.

Бесспорно, обращает на себя внимание то, что в древнеегипетской религии боги наделены физическими признаками как людей, так и животных. С. Булгаков по этому поводу замечает: «Египетская религия своим обоготворением животных, а ещё более – сознательным соединением человека и животного в образах богов с наибольшей остротой ощутила эту всеживотность человека или, что то же, человечность животного мира. Грань, отделяющая человека от животного, не безусловная, но относительна, постоянно передвигается…». Из египетских богов особое место занимает бог Атум, который есть бог вечности и ничто, его имя можно перевести как всё и ничто. Он существует вечно, существовал даже до сотворения мира и будет существовать после гибели мира. Он вбирает в себя всё сущее, включая вечность.

Что же касается концепций сотворения мира, надо отметить: имелось несколько школ, по-разному представлявших этот процесс. Основные школы, предложившие развитые космогонические учения, находились в городах Гелиополь, Гермополь и Мемфис. Первые две школы в вопросе начального периода сотворения мира имели схожие мнения. В центре космогонии мы обнаруживаем бога-демиурга, творящего мир «собственными силами», не используя никаких подручных материалов. Обычно в начале процесса мир представляет собой бесконечный первобытный океан, неупорядоченный водный хаос, в котором затем возникает первобытный холм – одна из ипостасей бога-демиурга. Часто этот холм называется сияющий камень или Бенбен, (по-египетски бен означает подниматься, выныривать). Бенбен таит в себе возможность возникновения всего, что будет в мире. После этого начинается процесс творения богов и мира, который в разных учениях имеет неодинаковые толкования. Гелиопольские жрецы считали, что мир выделился из первичного праокеана Нун. Вначале из него вышел Атум, сотворивший первых богов. Они-то и устроили мир таким, каков он есть. Гермопольская школа утверждала, что изначально из праокеана выделилось восемь богов, составлявших четыре пары. Они и организовали мир.

Принципиально отличается космология школы в Мемфисе, которая является наиболее древней. В Мемфисе основным богом был Птах, происхождение которого по-прежнему остаётся спорным. Согласно преданию, первый храм в Египте был построен фараоном Менесом в честь Птаха. Жрецы Мемфиса считали, что бог Птах сотворил богов и всё сущее словом, творческой волей, рождённой в его сердце. В храмовых песнопениях, посвящённых Птаху, указывается: «Нет отца, породившего тебя, и нет матери, давшей тебе рождение. Ты создал себя сам, без помощи какого-либо другого существа». Волю Птаха олицетворял бог Сиа. Творящее слово Птаха – бог Ху, а магическую силу слова – бог Хека. В последующем развитии религиозных воззрений имя Осирис часто использовалось как иное имя Птаха, а как следует из текстов, высеченных на стенах коридоров пирамид в Саккаре, означает создатель трона. Мемфисское учение было известно египтянам, по меньшей мере, в III тыс. до н. э. Здесь огромную роль играют слова и их созвучия. В мемфисской космогонии слово и мысль становятся главными инструментами творения мира богом. Опора на «игру слов», за которой стоит вовсе не игра, а вера в творящую силу речи, заметна и в других описаниях. Например, в гелиопольском сказании фраза «Я еще не изрыгнул Тефнут» опирается на созвучие «тефни»«я изрыгнул» и Тефнут. Процесс начала творения передаётся в этом тексте звуковыми ассоциациями между «Хепра» – бог Солнца, «хепер» – существовать, «хепру» – «существования». Возможно, что здесь само произнесение имени приводит к порождению сущности, названной им.

Из этих трёх школ особое место занимали мемфисская и гелиопольская. Если первая особое внимание отводила богу Птаху – владыке земли – и в его лице поклонялось земле, то в Гелиополе (Город Солнца) на первое место ставили солнечного бога Ра. Различия в понимании богов предопределили характер представлений жрецов о загробном мире и жизни человека после смерти. Если в Мемфисе люди перед смертью надеялись, что воскреснут в ином мире и будут там жить, как Осирис, который умер, но не исчез. Грешники же будут съедены чудовищем. При этом все эти видения загробной жизни или гибели от чудовища по попустительству Осириса имели вполне материальную форму. Зато поклонники Ра делали акцент на духовном бытии, стремясь посредством своих нравственных деяний заслужить себе место в ладье Ра. Те, кто находился в солнечной ладье, становились частью Ра, жили в боге и с богом, однако сохраняли свою индивидуальность, не растворялись в божестве и наслаждались божественным чудесным светом как самостоятельные существа в виде сияющих духов. Тем не менее мера благочестия и порочности людей различна, что предопределило их представления об отличиях загробных миров. Так, одни люди попадают на счастливые поля, могут навещать земные места (правда, к вечеру они должны успеть на ладью Ра, так как ночью на земле они уязвимы перед злыми духами). Другие оказывались в тёмном, мрачном месте, которое освещается лишь один раз в сутки, когда мимо него проплывает ладья Ра. Прямые же враги Ра – всякие нечестивцы, развратники, богохульники, осквернители храмов – оказываются в столь ужасном месте, что и думать о нём страшно. Так или иначе, но враги Ра не погибают от чудовища, а оказываются в вечных муках. Жрецы бога Ра были периодически настолько могущественны, что имели более существенное влияние на общественную жизнь Египта, нежели мемфисские жрецы. В честь Ра возводились храмы, отличающиеся отсутствием крыш. Строительство храмов Ра было прекращено после VI династии, когда политическое могущество Гелиополя было подорвано.

Особое значение в египетской религии имели боги Осирис и Исида, причём именно они играли в египетских мистериях главную роль. На первый взгляд непонятно: почему египтяне не ввели в мистерии богов Ра, Нут или Гебу, которые гораздо старше Осириса и Исиды? Для ответа на этот вопрос следует понять, что египтянин, выполняя религиозные мистерии, стремился победить смерть и прийти в вечность. Поэтому ему необходим был тот бог, у которого имелся бы опыт переживания своей смерти и воскрешения или опыт прямого участия в воскрешении. Осирис же был убит и расчленён богом Сетом на 14 частей, которые Сет бросил в Нил на съедение крокодилам. Однако те, боясь гнева Исиды, не стали есть части тела Осириса. Супруга же Осириса, Исида, разыскала эти части, сложила их вместе и рыдала над телом Осириса. Надо отметить, что плач сестёр Исиды и Нефтиды по Осирису звучит поэтично:

«Плачем мы по владыке. Не исчезла любовь к тебе средь нас! О муж, владыка любви, о севера царь, господь вечности! Взлети к жизни, о князь бесконечности! О брат мой, владыка, отошедший в край Безмолвия! Вернись же к нам в прежнем облике твоём! Приди же в мире, в мире! Севера царь, владыка, приди в мире! Да узрим мы лик твой как прежде, как жаждала я видеть тебя».

Этот плач был услышан богом Ра, который направил к ним Анубиса. Анубис с помощью Тота соединил разрубленные части тела Осириса и спеленал его полосками льняного полотна. Исида в виде голубки начала летать над телом брата, и воздух с её крыльев вошёл в ноздри Осириса, после чего тот вновь обрёл жизнь и воскрес в своём теле. Ещё ранее у Исиды родился сын Гор (Хор), который воспитывался у девственной богини Уаджет. Именно Гор победит Сета. Осирис же после победы Гора над Сетом воцарился в мире усопших.

Если говорить отдельно об Исиде, то она изначально воплощала Великую Мать и, вероятно, носила имя Нейт, о которой в гимнах поётся так: «Непостижимая – Славья! Божественная, твои покровы остались нетронутыми». В наиболее древних текстах говорится о её борьбе за могущество, которое она коварством получила от Ра, познав его истинное имя. Однако потом её образ стал принимать добрые черты и символизировать чистоту, нетронутость тела, а также сестринскую и материнскую любовь. Символом Исиды был царский трон, знак которого часто помещается на голове богини. Исида фактически олицетворяла женское начало, выражавшее чистоту тела, девство, что, тем не менее, вполне согласуется с фактом того, что она родила сына Гора, не имеющего отца. Её сын стал выражением мужского начала. Роль же Нефтиды в древнеегипетских текстах широко не освещена. Нефтида (греч.), или Небетхет (егип., владычица дома), в египетской мифологии младшая из детей Геба и Нут. Она изображалась в образе женщины с иероглифом своего имени на голове.

Религиозная реформа Аменхотепа IV (Эхнатона)

Древнеегипетская религия оказалась весьма устойчивой. Так, в XIV в. до. н. э. Аменхотеп IV попытался реформировать религию, введя культ единого бога Атона. Первоначальное имя фараона (Аменхотеп) означает Амон доволен, а имя, принятое им в ходе проведения религиозной реформы, – Эхнатон – переводится как дух Атона или угодный Атону. Главной идеей, приносимой этим богом, был принцип света как начала мира. Сам Атон изображался в виде диска Солнца. В данном случае Эхнатон стремился подчеркнуть, что как природа Солнца непостижима для человека, так и бог Атон непостижим для людей, но дарит им тепло и жизнь. В 128 километрах южнее Фив был основан город Ахетатон, в местечке, получившем название Амарна. Кроме того, крупные храмы в честь Атона были построены в Фаюме, под Мемфисом, в Гелиополе и Гермополе. В храмах Атон никогда не ставил свои статуи, поскольку считал это идолопоклонством. Надо признать, что воззрения Эхнатона лишены каких-либо суеверий и наполнены глубоким религиозным смыслом. Однако новая религия не принималась большей частью населения и вызвала негодование жрецов, которые семь раз устраивали заговоры против фараона. Заговоры были раскрыты и окончились неудачей, но фараон всегда прощал заговорщиков. Необходимо отметить то, что Эхнатон вообще был крайним противником всякого лишения жизни, данной человеку Атоном. Даже когда из пограничных гарнизонов пришли тревожные известия об усилении войск врага и необходимости в подкреплении, фараон прислал своим военноначальникам молитвы к Атону. Впрочем, это не помешало Эхнатону сформировать эффективное военное командование, которое малыми силами обеспечивало порядок на границах Египта. Поэтому-то в армии к Эхнатону относились весьма лояльно и видели в нём сильного фараона. Всё же, приходится заметить то, что, в целом, в Египте среди знати было мало людей, разделявших взгляды Эхнатона. Самой преданной ему оказалась его жена Нефертити – женщина, в которой духовная красота и чистота прекрасно гармонировали с её телесным обликом. После смерти Эхнатона египтяне возвратились к прежней религии, а культ Атона постарались предать забвению, город же Ахетатон был разграблен и оставлен.





 

Читайте также:

Представления о человеке в иудаизме

Ведическая антропология

Символ Веры

Общая типологизация культур

Вернуться в оглавление: КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Просмотров: 2315

 
 

54.80.132.10 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам.