|
Менеджер - профессионально подготовленный руководитель. Однако по своей эффективности руководства менеджеры различаются. От чего это зависит? Опрос выдающихся менеджеров США, Европы, Японии показал, что они в качестве важнейших факторов успеха в деятельности менеджера выделяют следующее: 1) Желание и интерес человека заниматься деятельностью менеджера. 2) Умение работать с людьми, умение общаться, взаимодействовать, убеждать, влиять на людей (коммуникативные качества). 3) Гибкость, нестандартность, оригинальность мышления, способность находить нетривиальные решения. 4) Оптимальное сочетание рискованности и ответственности в характере. 5) Способность предвидеть будущее развитие событий, предвидеть последствия решений, интуиция. 6) Высокая профессиональная компетентность и специальная управленческая подготовка. Как видно, первые 5 важнейших качеств преуспевающего менеджера представляют собой собственно психологические качества. Дальнейшее изучение личностных психологических качеств, обусловливающих эффективность руководства, позволило выделить следующие необходимые качества и черты личности (Р. Стоцилл): 1) Доминантность - умение влиять на подчиненных. 2) Уверенность в себе. 3) Эмоциональная уравновешенность и стрессоустойчивость 4) Креативность, способность к творческому решению задач, высокий практический интеллект. 5) Стремление к достижению и предприимчивость, способность пойти на риск разумный, 6) Ответственность и надежность в выполнении заданий, честность, верность данному обещанию и гарантиям. 7) Независимость, самостоятельность в принятии решений. 8) Гибкость поведения в изменяющихся ситуациях. 9) Общительность, умение общаться, взаимодействовать с людьми. Известный менеджер Л. Якокка считает: "Главная причина, по которой способным менеджерам не удается карьера, кроется в том, что они плохо взаимодействуют со своими коллегами и подчиненными". По мнению президентов 41 крупных японских компаний, менеджер-президент промышленной компании должен обладать качествами: энергичная инициативность и решительность(42%), долгосрочное предвидение и гибкость (34%), широта взглядов, глобальный подход (29%), упорная работа и непрерывная учеба (10%), способность полностью использовать возможности сотрудников (24%), готовность выслушивать мнение других (22%), способность создавать коллектив и гармоничную атмосферу в нем (20%), личное обаяние (22%), умение четко формулировать цели и установки (17%), умение правильно использовать свое время (15%), готовность использовать стиль управления, приветствующий сотрудничество (19%). Менеджмент выступает как система действий, обеспечивающих слаженную работу коллективов людей с оптимальными экономическими результатами. Цель менеджмента - создать эффективную организацию и затем менять ее так, чтобы она соответствовала меняющимся задачам и обстоятельствам.
|