Реализация управленческих функций

Управленческая деятельность - системообразующий фактор, обеспечивающий целостное функционирование, сохранение и развитие организации.

Организация (предприятие, фирма) - система сознательно координируемой деятельности двух и более людей, это именно система координируемых деятельностей, поскольку люди могут смениться, но институированная система ролей, организация сохранится.

Основные управленческие функции (Файоль) - циклически повторяющиеся процессы, которые обеспечивают достижение системы целей, эффективное функционирование, сохранение и развитие организации.

Психология управления изучает психологические закономерности реализации основных управленческих функций.  Управленческий цикл включает основные управленческие функции: планирование, организация деятельности, регулирование, контроль.

Планирование -  это начало и основа управленческой деятельности. Планирование предполагает рассмотрение прошлого развития, анализ настоящей ситуации и постановку реальных задач на будущее. Стратегическое планирование - управленческий процесс создания и поддержания соответствия между целями фирмы, ее потенциальными возможностями и шансами в сфере маркетинга.

Конкретизация планов осуществляется в тактических,  оперативных, текущих планах, рассчитанных на текущие месяцы, квартал, год.

Обобщенный бизнес-план фирмы включает финансовый план, план маркетинга, производственный план, инновационный план и т.д.

Эффективность деятельности руководителя и фирмы во многом зависит от того, насколько рационально он планирует свою работу, использует свое рабочее время. Организованность, умение планировать свою работу, составлять личный план - необходимы менеджеру.
Как только план составлен, необходимо подготовить, обеспечить его выполнение - в этом суть организации управления. Функция организации предполагает создание такой системы, в которую логично вписываются три компонента: работающий человек или группа людей; экономические отношения; технические средства. Хороший организатор - не тот, кто хорошо работает только сам, а тот, у кого хорошо работают подчиненные.

Среди конкретных форм организации деятельности можно выделить:
1)делегирование полномочий;
2)создание организационной структуры предприятия - структуры подчинения и ответственности;
3)регламентирование прав, обязанностей,  профессиональных функций работников (юридическое оформление прав и обязанностей в должностных инструкциях, трудовых контрактах);
4)нормирование трудозатрат и сроков выполнения определенных работ (установление научно обоснованных нормативов выполнения работ);
5)инструктаж работников;
6)принятие управленческих решений, выдача распоряжений, командование.

Делегирование полномочий  - передача части управленческих функций более низкому уровню, передача полномочий вниз, но с сохранением ответственности. Полномочия - право принимать решения. Полномочия дает должность.  Выделяют: 1)линейные полномочия - право решать все проблемы подразделения подчиненных; 2)штатные полномочия (право советовать, но не решать); 3)функциональные полномочия по решению определенной функции.

В структуре предприятия выделяют четыре подсистемы:  технологическая система поведения; формальная организационная структура определяет структуру подчинения и зафиксирована в нормативных документах; внеформальная структура не зафиксирована в документах, но решает деловые задачи на  основе  человеческих  связей; неформальная  межличностная структура отношений в коллективе. Руководитель является субъектом всех четырех подсистем.

Формальные структуры  бывают разных типов,  имею свои достоинства и недостатки:
1)линейно-иерархическая структура;
2)функциональная структура предполагает структуру подчинения и ответственности в зависимости от выполняемой функции;
3)линейно-функциональные структуры,
4)штабные структуры выступают как консультативный орган,
5)матричные структуры управления по проектам.

Контроль - одна из основных управленческих функций.  Если контроль плохой или отсутствует, то в целом снижаются результаты работы коллектива, предприятия, но с другой стороны, контроль - не панацея от безответственности и неспособности управлять. Выделяют три основные формы контроля:
1)текущий контроль по отклонениям;
2)упреждающий контроль;
3)результирующий контроль.

Для осуществления текущего контроля необходимы:
1)объективные и существенные показатели, которые контролируются;
2)наличие критериев отклонения;
3)наличие системы и процедуры контроля.

Принципы контроля

1)заблаговременность;
2)объективность;
3)контроль не должен быть тотальным,  мелочным;
4)экономичность, разумность контроля, он должен "оправдывать себя";
5)открытость контроля (подчиненные должны  знать что и как контролируют);
6)контроль должен прилагаться к любому участку работы, а не только к любимому;
7)контроль не должен рассматриваться как средство личного карательного отношения руководителя;
8)индивидуальный подход к подчиненным при осуществлении контроля.

По содержанию контроль может быть:
1)производственно-технологический контроль протекания  технологического процесса, 
2)маркетинговый контроль;
3)контроль за выполнением планов;
4)контроль прибыльности;
5)стратегический контроль (контроль соответствия стратегических установок фирмы имеющимся рыночным возможностям).

Мотивация и регулирование (взаимодействие с людьми) - решающий фактор успеха в управлении предприятием. Всемирно признанные авторитеты в области менеджмента подчеркивают: "Хозяйственные операции можно в конечном счете свести к обозначению тремя словами: люди, продукт, прибыль. На первом месте стоят люди. Если у вас нет надежной команды, то из остальных факторов мало что удастся сделать" (Якокка Л.). "Уважайте достоинство подчиненных, будьте к ним внимательны. Смотрите на них - а не на капиталовложения и не на автоматику - как на главный источник производительности" (Т. Питерс, Р. Уотермен). "Когда у вас уже есть штат, состоящий из подготовленных, умных и энергичных людей, в качестве следующего шага надо стимулировать их творческие способности" (А. Морита).

Как побудить людей работать хорошо, добросовестно, энергично, как повысить энергию подчиненных и направить ее на достижение целей организации, как повысить мотивацию. Эти вопросы всегда встают перед руководителем, и он должен иметь в виду две цели:
1)снизить уровень неудовлетворенности подчиненных, улучшив положение с регуляторами мотивации и 2)увеличить уровень удовлетворенности, усилив главные мотиваторы (которые реально увеличивают выделение энергии у подчиненных).

Выделяют следующие методы стимулирования результативности труда:
1)экономические методы
2)целевой метод (постановка перед подчиненными конкретных и новых трудовых целей повышает его эффективность);
3)метод расширения  и обогащения работ ("Расширить работу - это значит дать работнику больше работы того же типа, тогда как для обогащения труда ему поручают "более сложную" или "более высокого порядка" работу, более разнообразную, значимую, самостоятельную и т.п.);
4)метод соучастия или привлечения работников (партисипативный стиль) (работники участвуют в совместном принятии решений, что повышает их активность и удовлетворенность работой).

Результативность работы подчиненных зависит также от психологического климата в трудовом коллективе и стиля  управления, применяемого руководителем.

Читайте также:

Профориентация и профотбор

Психология темпераменты характер человека

Психика и ее развитие

Индивидуальные особенности личности

Группа и ее структурная организация

Вернуться в оглавление: Психология


double arrow
Сейчас читают про: