|
Чтобы судить, насколько эффективен тот или иной руководитель, нужны, конечно, какие-то критерии, позволяющие такую оценку произвести. Подлинным критерием оценки деятельности руководителя служит конечный результат труда всего коллектива, в котором органически соединены результаты труда и руководителя, и исполнителей. Результаты труда, с экономической точки зрения, проявляются как прибыль предприятия, качество и количество продукции, экономичность (себестоимость), новшество продукции. Но помимо указанных критериев эффективность деятельности руководителя оценивается через психологические критерии: 1)удовлетворенность членов коллектива различными аспектами членства в нем (например, удовлетворенность отношениями с коллегами, с руководителем, условиями труда, заработной платой и т.д.), что проявляется в благоприятном либо неблагоприятном психологическом климате коллектива, в степени стабильности либо "текучести" кадров; 2)мотивация членов коллектива (желание людей трудиться и сохранять членство в коллективе); 3)авторитет руководителя в коллективе; 4)самооценка коллективом своей сплоченности, своей успешности функционирования. Для повышения эффективности руководства, чтобы предприятие "процветало", руководителю необходимо осуществлять ряд мер, использовать ряд принципов.
В производственной сфере: 1)выпуск продукции, пользующейся спросом; 2)передовое современное оборудование, современные технологии для обеспечения высокого качества и производительности; 3)снижение себестоимости; 4)автоматизация производства; 5)квалифицированные кадры; 6)контроль качества сырья и комплектующих узлов от поставщиков; 7)разумная финансовая политика. В организационной сфере: 1)организационная структура, адекватная особенностям предприятия; 2)централизация и единоначалие в системе управления; 3)разумное делегирование полномочий; 4)наличие службы маркетинга; 5)гибкое планирование 6)перспективные разработки 7)четкая регламентация прав и ответственности сотрудников; 8)четкое разделение труда; 9)воспитывать резерв управленческих кадров; 10)распределение работ с индивидуальным учетом интересов, компетентности, совместимости людей; 11)повышение квалификации кадров; 12)информационная система и компьютеризация базы управленческих данных; 13)продуманная система контроля результатов деятельности 14)научно обоснованные нормативы трудоемкости выполнения работ; 15)коллегиальная форма принятия управленческих решений; 16)поощрение инициативы низовых работников; 17)строгая трудовая и производственная дисциплина, основанная на соглашении между фирмой и ее работниками; 18)эффективное и гибкое стимулирование работников: а)справедливое материальное вознаграждение по результатам труда б)социальные льготы (жилье, медицинское обслуживание, детсады, спорт и культурный отдых, санатории, льготные кредиты и т.п.; в)обеспечение хороших условий и организации труда; г)моральное поощрение: признание ценности, деловой значимости сотрудника; д)признание личностной значимости сотрудника - уважительное, тактичное, справедливое отношение к подчиненным; е)возможность личностного роста, продвижение в карьере для сотрудников; ж)принятые правила, нормы деятельности (согласованные с подчиненными), известные правила поощрения и наказания; з)требовательность к дисциплине и качеству труда; и)обоснованность, справедливость наказания; к)конструктивность в разрешении конфликтных проблем; л)предоставление интересной работы сотрудникам с учетом их интересов и склонностей; м)ситуация соревнования, конкуренции; 19)создание благоприятного психологического климата в коллективе; 20)индивидуальный подход к подчиненным, ситуативный гибкий стиль руководства в зависимости от уровня развития подчиненных и коллектива.
|