CALS- технологии

В настоящее время применение современных информационных технологий является одним из главных инструментов повышения качества выпускаемой продукции и эффективности промышленного производства. Ситуация на мировом рынке наукоёмкой продукции развивается в сторону полного перехода на безбумажную электронную технологию проектирования, изготовления и сбыта наукоёмкой продукции. В настоящее время невозможно будет продать на внешнем рынке продукцию машиностроения без соответствующей международным стандартам безбумажной электронной документации. Электронные технологии поддержки всех этапов жизненного цикла продукции называются CALS-технологиями. Применение CALS-технологий является чрезвычайно актуальной задачей для повышения конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей. Без применения современных технологий автоматизации у предприятий-производителей наукоёмкой продукции просто нет будущего. Дело в том, что, не владея этими технологиями, отечественные предприятия не смогут взаимодействовать на одном информационном языке с отечественными и зарубежными заказчиками и потребителями продукции. Но главное состоит в том, что применение CALS-технологий позволяет значительно снизить себестоимость производимой продукции при значительном одновременном повышении её качества и удобства эксплуатации. Таким образом, не применяя новых технологий, отечественные предприятия-производители наукоёмкой продукции становятся неконкурентоспособными на внешнем рынке, а в перспективе и на внутреннем рынке.

Минобрнауки Российской федерации было организовано выполнение комплекса научно-исследовательских работ, обеспечивающих эффективную реализацию указанных технологий в промышленности. В настоящее время Научно-исследовательским центром CALS-технологий «Прикладная логистика», созданным Минобрнауки России и Агентством по техническому регулированию, выполнены исследования, которые позволяют внедрять CALS-технологии для решения конкретных задач повышения качества и конкурентоспособности наукоёмкой продукции, производимой ведущими предприятиями-экспортерами.

По результатам работ, выполненных НИЦ CALS-технологий, проводилась апробация первых отечественных разработок в области CALS-технологий на предприятиях различных отраслей промышленности. Апробация проводилась в: АВПК «Сухой», АО «Туполев», на Воронежском механическом заводе, в авиационном производственном объединении Комсомольска – на - Амуре, Конструкторском бюро приборостроения (г. Тула), Центральном НИИ технологии судостроения (г. С-Петербург), Уфимском моторостроительном производственном объединении и др.

Первый опыт практического применения CALS-технологий свидетельствует, что отечественные предприятия могут использовать указанные технологии как средство кардинального решения проблемы повышения качества и конкурентоспособности производимой наукоёмкой продукции. Для того чтобы интеграция данных стала давать ощутимую отдачу, необходимо разработать продуманную стратегию её внедрения и чётко следовать ей.

На данный момент практически на всех предприятиях машиностроительного комплекса возникла необходимость создания безбумажного документооборота, в результате чего руководством были разработаны приказы «О переходе на безбумажный документооборот» или «Внедрение системы электронного документооборота», но структуры реализующей этот переход на большинстве предприятий фактически нет. В итоге подразделения связанные с автоматизацией - АСУП и САПР начали своими силами, т.е. не имея общего плана перехода на безбумажный документооборот, а часто и не взаимодействуя друг с другом, бессистемно разрабатывать и внедрять средства локальной автоматизации. Результатом такого подхода стало появление островков автоматизации плохо или совсем несвязанных между собой.

Отсутствие чёткой стратегии и структуры в первую очередь, и при недостаточных финансовых средствах во вторую (на самом деле вкладывать сильно ограниченные денежные ресурсы, во что попало нецелесообразно) привело к следующим проблемам:

· появлению разрозненной системы управления данными об изделии;

· отсутствию связи систем между собой;

· несогласованности применения различного ПО (программного обеспечения);

· необходимостью увеличения пропускной способности сети;

· работе в реальном времени;

· нерациональному использованию средств.

Для решения уже возникших проблем и проблем, неминуемо возникающих в будущем необходима стратегия. Чем раньше она будет сформирована, тем меньшее количество средств будет потрачено нерационально.

Автоматизация проектной деятельности – не самоцель. Комплексная (сквозная) автоматизация и информатизация рассматриваются как средство эффективного управления процессами (проектирование, технологическая подготовка производства, нормирование его и планирование, анализа качества изделий, их модификаций и т.д.) с целью производства конкурентоспособной продукции, повышения уровня его качества, соответствующего требованиям потребителя.

Сегодня инвестиции в информационные технологии предприятий дают даже больший экономический эффект, чем инвестиции непосредственно в производство. Эффективная автоматизация всех этапов производственной деятельности предприятия возможна только на основе единых сред – методической, организационной и информационной. При наличии единой информационной среды наличие единой программной среды и единой технической среды является желательным, но не определяющим условием.

Решение задачи создания единой информационной среды – это реализация концепции CALS (Continuos Acquisition and Life-Cycle Support), что переводится, как «непрерывное развитие и поддержка жизненного цикла»

Использование CALS-технологий позволяет предприятию производителю наукоемкой продукции:

усовершенствовать процессы в ходе жизненного цикла;

снизить сроки выпуска продукции на рынок;

заказчику — сократить стоимость заказа и дальнейшей его эксплуатации, учитывая, что стоимость поддержки наукоёмкого изделия в работоспособном состоянии равна или превышает стоимость его приобретения.

В настоящее время поставка готового изделия (особенно на экспорт) с большим объёмом традиционной бумажной документации существенно снижает его конкурентоспособность, поскольку делает невозможным взаимодействие с автоматизированными системами материально-технического снабжения для проведения профилактических и ремонтных работ.

Во всём мире де-факто (для обеспечения конкурентоспособности изделий) и де-юре (наличие нормативных документов по стандартизации, имеющих статус рекомендуемых) техническая документация на изделие должна быть представлена в форме интерактивных электронных технических руководств (ИЭТР).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: