double arrow

Сравнительный анализ групповой и индивидуальной форм психологической работы

Рано или поздно перед каждым психологом встает во­прос о том, как продуктивней оказать психологическую помощь человеку: через индивидуальную работу или пу­тем включения его в тренинговую группу. Разумеется, на

выбор окажут влияние и профессиональные предпочте­ния. Однако для решения этого вопроса попробуем все-таки уяснить те достоинства и недостатки, которые имеют групповая и индивидуальная формы психологиче­ской помощи. При анализе будем опираться на те преиму­щества психокоррекционной и психотерапевтической ра­боты в группах, которые выделены К. Рудестамом (1993).

Одним из главных преимуществ психологической ра­боты в группе является то, что групповой опыт противо­действует отчуждению. Такое отчуждение может возник­нуть при индивидуальной работе с психологом — ведь кли­ент, взаимодействуя только с консультантом, часто не мо­жет избавиться от ощущения, что его проблема единствен­ная в своем роде. Там, за стенами кабинета, — счастливые и беззаботные люди, не ведающие, как тяжело ему, одино­кому. Оказавшись в тренинговой или психотерапевтиче­ской группе, человек избегает непродуктивного замыка­ния в самом себе со своими трудностями и обнаруживает, что его проблемы не уникальны, что и другие переживают сходные чувства. Сплошь и рядом в группе человек встре­чает людей, у которых имеются такие проблемы, в сравне­нии с которыми собственная — это просто цветочки. А они — эти другие участники группы — живут, действуют и не теряют оптимизма. Для многих людей подобное откры­тие само по себе оказывается мощным психотерапевтиче­ским фактором. Однако, если жизненные трудности, пе­реживаемые человеком, в самом деле значительно серьез­ней, чем у других участников, то работа в тренинговой группе может оказаться для него менее полезной, чем ин­дивидуальные консультации.

Ещё одно важное отличие группового взаимодействия от диадического (в паре с психологом) состоит в том, что группа способна отразить общество в миниатюре, делает очевидными такие скрытые факторы, как давление парт­неров, социальное влияние и конформизм. По сути дела, в группе моделируется — ярко, выпукло — система взаимо­отношений и взаимосвязей, характерная для реальной жизни участников, а это дает им возможность увидеть и проанализировать в условиях психологической безопас­ности психологические закономерности общения и пове­дения других людей и самих себя, не очевидные в житей­ских ситуациях. Ведь в группе можно, например, заняться ролевыми играми и буквально воссоздать конкретные жизненные ситуации кого-то из участников. Скажем, по­ставить сцену привычного школьного конфликта, вклю­чающего несколько участников, и проиграть различные варианты его протекания, апробировать различные стра­тегии поведения. Смоделировать сложное пространство человеческих отношений в социуме почти невозможно при индивидуальной психологической работе — хотя бы потому, что «актеров» маловато.

В группе участники тренинга имеют возможность по­лучения обратной связи и поддержки от людей со сходны­ми проблемами. Под обратной связью в общении понима­ется процесс и результат получения информации о состоя­ниях партнера по общению и его восприятии поведения субъекта. В тренинговой группе, как правило, использует­ся безоценочная обратная связь, то есть такое сообщение, исходящее от участников, которое отражает, прежде всего, чувства, переживаемые человеком при восприятии пове­дения другого. Например, так: «Когда я вижу, как ты обра­щаешься к Сергею, мне становится стыдно и обидно». Ни­каких «ярлыков» и никаких утверждений типа «Знаешь, Вася, ты человек нахальный и недалекий» не допускается. В реальной жизни далеко не все люди имеют шанс полу­чить искреннюю, безоценочную обратную связь. Бывает, что мнений и суждений о себе и на работе, и дома человек наслушался уже вдосталь. Но суждения эти категоричные, явно оценочные, предвзятые, пристрастные не могут быть приняты человеком — срабатывает защитный психологи­ческий механизм отрицания. Случаются и ситуации, когда в обыденной жизни человек просто не имеет возможности услышать хоть какое-то мнение о себе — нет рядом людей, которым можно полностью довериться. Нет близких, спо­собных на полную искренность. Да и небезопасно это — не всегда и близкие нас щадят. В-тренинговой группе создает­ся ситуация, позволяющая увидеть свое отражение в гла­зах других людей, отлично понимающих сущность твоих переживаний, поскольку сами они переживают почти то же самое. Каждый человек может выступить для нас «зер­калом», дающим нам наше отражение. Наверное, есть сре­ди этих «зеркал» и «кривые». Но появляющаяся в тренин­говой группе возможность «смотреться» в целую галерею «живых зеркал» является, по-видимому, самым важным преимуществом групповой психологической работы, не достижимым никаким другим способом. Когда человек

взаимодействует только с психологом при индивидуаль­ной консультации, он тоже может получить обратную связь. Но при этом у него отсутствует выбор — мнение-то лишь одно. В группе мнения могут быть высказаны очень разные, и тут уж человек сам может решать, с какой обрат­ной связью согласиться, а какую отвергнуть.

При получении психологической помощи через группу человек может обучаться новым умениям, экспериментиро­вать с различными стилями отношений среди равных парт­неров. Если в реальной жизни подобное экспериментирова­ние всегда связано с риском непонимания, неприятия и даже наказания, то тренинговые группы выступают в качест­ве своеобразного «психологического полигона», где можно попробовать вести себя иначе, чем обычно, «примерить» но­вые модели поведения, научиться по-новому относиться к себе и к людям — и все это в атмосфере благожелательности, принятия и поддержки. Группа дает возможность «репети­ции поведения» в тех или иных ситуациях с тем, чтобы в да­льнейшем перенести лучшие из найденных вариантов в свою реальную жизнь. В случае индивидуальной работы «эк­спериментирование» со стилями взаимоотношений заклю­чается только в проговаривании и обсуждении с психологом возможных последствий их переноса в реальность. Но пред­варительной апробации в кругу разных по типу людей (что возможно в тренинговой группе) не происходит.

В группе участники могут идентифицировать себя с другими, «сыграть» роль другого человека для лучшего по­нимания его и себя и для знакомства с новыми эффектив­ными способами поведения, применяемыми кем-то. В ре­зультате идентификации, то есть отождествления себя с другим человеком, сознательное уподобление себя ему, возникают эмоциональная связь, сопереживание, эмпа-тия. Не вызывает сомнения важность этих переживаний в плане содействия личностному росту и развитию самосо­знания. Участники группы не являются «учениками веду­щего», они учатся друг у друга способам преодоления трудностей, эффективным умениям общения и взаимо­действия, перенимают ценности и взгляды, если сочтут их приемлемыми для себя. Механизм идентификации, явля­ющийся, как известно, одним из механизмов стихийного развития личности, становится в группе надежной опорой происходящих с людьми изменений. Работа с глазу на глаз с психологом, разумеется, также включает в себя идентификацию. Однако здесь снова обнаруживаем тот же недо­статок: индентифицироваться клиенту кроме как с психоло­гом больше не с кем, а всегда ли личность психолога насто­лько устраивает клиента? В группе все же личности разные, и у каждого можно найти нечто, с чем можно отождествиться.

Взаимодействие в группе часто создает эмоциональное напряжение, которое помогает прояснить психологиче­ские проблемы каждого. Этот эффект не возникает при ин­дивидуальной психокоррекционной и психотерапевтиче­ской работе — во всяком случае, в той степени, в которой это можно обнаружить во время тренинговой работы. Со­здавая дополнительные трудности и сложности для ведуще­го, психологическое напряжение в группе может (и дол­жно) ифать конструктивную роль, подпитывать энергетику фупповых процессов. Задача ведущего — не дать напряже­нию выйти из-под контроля и полностью разрушить отно­шения в группе. Продуктивные конфликты помогают про­яснить отношения между людьми, научить их выражать подлинные чувства, способствуют нахождению неординар­ных способов взаимодействия, задают динамику фуппово-го развития. При индивидуальной психологической работе конфликты между психологом и клиентом рассматривают­ся обычно как деструктивное явление или трактуются с психоаналитических позиций как эффект переноса.

Группа, по-видимому, в большей степени, чем инди­видуальное консультирование, облегчает процессы само­раскрытия, самоисследования и самопознания. Такое утверждение связано с тем фактом, что иначе, чем через других людей, эти процессы в полной мере невозможны. Открытие себя другим и открытие себя самому себе позво­ляют понять себя, изменить себя и повысить уверенность в себе. Работа в тренинге открывает перед участником груп­пы возможности, вероятно, недоступные ему в других условиях: взаимодействуя в специально созданных усло­виях с другими людьми, человек свободно обращается со значениями и смыслами и тем самым раскрепощает свои интеллектуальные ресурсы. Он расширяет поле своего со­знания, укрепляет веру в свои силы, развивает творческие способности, талант к общению, закладывает этические и нравственные основы практического поведения.

Как и при актуализации в реальной жизни, человек в тренинге идет по пути личностных открытий — он совер­шает самооткрытие. Такое самооткрытие порождает само-

раскрытие — для других. Для того чтобы человек оказался способен раскрыть себя другим сначала он должен от­крыть себя себе — таким, каким он является в своей экзи­стенциальной сущности. Конечно же, такое самооткры­тие еще поверхностно и неясно. Взаимодействие с други­ми позволяет ему прояснить туманный образ своего Я. В случае индивидуальной работы с психологом этот процесс может быть более растянут во времени.

И, наконец, сравнение групповой и индивидуальной форм психологической работы было бы неполным без об­ращения к экономическому аспекту. Если психолог ведет частную практику, то психологическая помощь через группу для него более выгодна — и по времени, и по итого­вой оплате. Важно, что групповая форма предпочтитель­ней и клиентам: участникам дешевле работа в тренинге, чем индивидуальная терапия (и для многих тренинговая работа гораздо более эффективна).

Большинство психотерапевтов и психологов сходится во мнении, что участниками тренингов могут становиться практически все люди, не страдающие тяжелыми психиче­скими расстройствами. Вместе с тем, заметим, что есть люди, которые совершенно не расположены к работе в фуп-пе. Обратим внимание на вопрос о том, кого не следует включать в тренинги и для кого более предпочтительной оказывается индивидуальная психологическая помощь. Со­гласно мнению целого ряда специалистов, не подходят для участия в фупповой работе люди с очень высокой тревожно­стью, излишне эмоциональные, способные к сильным про­явлениям афессивности, люди с низкой самооценкой (за исключением специальных тренингов уверенности в себе), конфликтные личности. Скорее всего, ярко выраженные интроверты будут чувствовать себя в фуппе неуютно.

Со всеми людьми, имеющими указанные особенно­сти, вероятно, более эффективной будет индивидуальная психологическая работа.

Читайте также:

Практический психолог как творец

Теория деятельности А. Н. Леонтьева

Краткая характеристика основных психотерапевтических направлений

Основные отрасли психологии

Вернуться в оглавление: Введение в профессию «психолог»


Сейчас читают про: