double arrow

Виды и методы психологического консультирования

Как и другие направления деятельности практическо­го психолога, консультирование может быть классифици­ровано по разным основаниям:

1. По теоретической ориентации (психоаналитиче­ское, поведенческое, гуманистическое, геш-тальт-консультирование и т. д.);

2. По возрасту клиента (детское, подростковое, кон­сультирование взрослых и т. д.);

3. По пространственной организации (контактное, или очное, то есть беседа лицом к лицу, и дистант­ное, или заочное, которое, в свою очередь, подраз­деляется на телефонное, письменное, электрон­ное — через Интернет);

4. По количеству клиентов (индивидуальное или групповое);

5. По психологической проблематике (консультирова­ние по проблемам общения, по проблемам в эмоци­ональной сфере, по личностным проблемам и др.);

6. По сфере приложения (школьное, профессио­нальное, семейное и супружеское, бизнес-консу­льтирование и тг д.).

Г. А. Абрамова (1994) в качестве основного метода кон­сультирования называет интервью.Ею выделяются следу­ющие методы воздействия в процессе интервью:

1. Интерпретация;

2. Директива;

3. Информация;

4. Самораскрытие;

5. Обратная связь;

6. Логическая последовательность;

7. Резюме;

8. Открытые вопросы;

9. Закрытые вопросы;

10. Поощрение;

11. Пересказ;

12. Отражение чувств.

По мнению В. Ю. Меновщикова (1998), особое значение в консультировании имеют техники нерефлексивного (уме­ние молчать)и рефлексивного (умения давать обратную связь) слушания.К приемам рефлексивного слушания относятся:

1. Выяснение;

2. Перефразирование;

3. Отражение чувств;

4. Резюмирование;

5. Уточнение;

6. Пересказ;

7. Дальнейшее развитие мыслей собеседника;

8. Сообщение о восприятии партнера;

9. Сообщение о восприятии самого себя; 10. Замечания о ходе беседы.

Легко заметить сходство многих пунктов из приведен­ных списков. Приведем таблицу из работы В. Ю. Менов­щикова (1998), иллюстрирующую употребление разных приемов на разных стадиях консультативного процесса.

Стадии и приемыконсультирования

Таблица 2

Читайте также:

Теория деятельности А. Н. Леонтьева

Профессиональная деятельность психолога

Психодиагностика как одно из направлений деятельности практического психолога

Специфика психодиагностической и психокоррекционной работы с семьями

Теоретические и методологические основыпсихологического консультирования

Вернуться в оглавление: Введение в профессию «психолог»


Сейчас читают про: