Студопедия
Обратная связь

Сколько стоит твоя работа?
Тип работы:*
Тема:*
Телефон:
Электронная почта:*
Телефон и почта ТОЛЬКО для обратной связи и нигде не сохраняется.

Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram 500-летие Реформации

Психологическое направление в социологии последней трети ХIХ столетия

К концу ХIХ столетия окончательно проявился кризис натуралистических теорий начального этапа развития социального знания. Это происходило на фоне общего кризиса классического рационализма. Первые социальные теории обвиняли в игнорировании индивида, в нивелировании индивидуальных отличий в интересах выстраивания целостных, непротиворечивых и стройных, но оттого слишком абстрактных концепций. Надо сказать, что работам Конта, Маркса, Спенсера действительно был свойственен определенный редукционизм (упрощение путем игнорирования частностей), обобщенность. Но нельзя забывать, что эти исследователи находились в самом начале пути становления науки об обществе.

Тем не менее, многие исследователи общества стремились преодолеть ограниченность первых теорий. Одним из направлений, завоевавших значительную популярность, и стала психологическая социология. К концу позапрошлого столетия успехи психологии были очевидны, поэтому нет ничего удивительного, что исследователи социальных феноменов (а общество - это люди) обратились именно к психологии. В рамках психологической социологии существовали несколько направлений. Главное значение среди них имели "психология народов", тесно связанная с этнографией; групповая психология, интеракционизм, ставящий во главу угла межындивидуальные взаимодействия.

Основной причиной появления "психологии народов" можно считать стремление исследователей найти в системе формировавшегося социологического знания достойное место такому ключевому феномену социального бытия, которым является культура; теоретически и практически исследовать связь между культурой и индивидуальным сознанием. Особую ценность этому направлению придала установка на сочетание этнографических, лингвистических, историко-филологических, психологических, антропологических исследований.

Довольно скоро стало понятно, что ни индивидуальная психология, ни абстрактные представления о неких тотальных феноменах наподобие "народного духа" не могут в достаточно полной и научно обоснованной форме объяснить социальные явления. Центром внимания стали массовые проявления человеческого поведения, механизмы коллективных процессов передачи социальных норм, убеждений, верований, адаптации к обществу.

Пытаясь отыскать ответы на подобного рода вопросы, французский исследователь Густав Лебон (1841-1931) (который, кстати, никогда не имел официальных научных степеней, но книги которого были настольными у большинства политиков ХХ столетия) разработал концепцию "психологии толп", считая, что в некоторых условиях индивидуальное поведение перестает определяться личностными мотивами самого деятеля и начинает направляться неким общим для данной группы индивидов "разумом", а вернее его отсутствием. Разумное критическое начало личности оказывается подавленным иррациональным массовым сознанием.
Лебон обнаружил и описал многие механизмы массового поведения людей, хотя и не смог достаточно толково объяснить их психологическую или социальную сущность. В частности, он обратил внимание на удивительные возможности определенного рода информации стремительно распространяться среди больших масс людей. Этому феномену Лебон дал название "социального заражения", объясняя с его помощью возникновение и распространение слухов, спонтанные массовые акции, например беспорядки, которыми зачастую и сегодня заканчиваются многие массовые мероприятия.

Но подобные, во многом умозрительные рассуждения не исчерпывали всего многообразия психологического направления в социологии. Большое внимание уделялось не только аморфной "толпе", но и конкретным группам, различным аспектам процесса межличностного взаимодействия, в первую очередь отмеченному Лебоном психологическому заражению (но уже на межличностном уровне), внушению, подражанию. По мнению другого французского исследователя Габриеля Тарда (1843-1904) элементарным социальным отношением является передача или попытка передачи определенного верования или желания. Он говорил, что подражание - это и есть общество. По мнению Тарда, всякое нововведение является результатом индивидуальных творческих усилий, который оказался адаптирован к существующим условиям и поэтому распространен путем многократного повторения (или "подражания") другими индивидами.

Таким образом, непосредственным объектом внимания исследователя становится уже не отдельно взятая личность или даже ее психологическая сущность, не группа, а сам процесс межличностного взаимодействия. Это направление получило наибольшее развитие в США, где попытка синтеза тардовского психологизма и органицизма Спенсера привела к формированию интеракционистского направления в социологии. В центре внимания интеракционизма находится процесс взаимодействия индивидов, которые, в свою очередь, выступают не в качестве абстрактных акторов (агентов взаимодействия), а как конкретная личность, социально обусловленная принадлежностью к определенным группам, связанная с определенными социальными ролями. То есть противостоявшие в более ранних концепциях индивид и общество создают единое целое: индивид обусловлен (определяем) своим социальным контекстом (происхождением, воспитанием, положением), то есть не может быть абсолютно автономным, в то время как общество - не что иное, как взаимодействие отдельных личностей. Результатом такого понимания природы социального стало возникновение уже в ХХ столетии социальной психологии.





 

Читайте также:

Личность в системе социальных связей

Критерии общества

Глобальное общество | Локальное общество

Классический этап развития социологии

Социальная структура общества

Вернуться в оглавление: Социология

Просмотров: 5090

 
 

54.80.148.252 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам.