double arrow

Понятие и виды индексов

Важное значение в статистических исследованиях коммерческой деятельности имеет индексный метод. Полученные на основе этого метода показатели используются для характеристики развития анализируемых показателей во времени, по территории, изучения структуры и взаимосвязей, выявления роли факторов в изменении сложных явлений.

Индекс – это относительная величина, показывающая во сколько раз уровень изучаемого явления в данных условиях, отличается от уровня того же явления в других условиях.

Статистический индекс — это относительная величина сравнения сложных совокупностей и отдельных их единиц. При этом под сложной понимается такая статистическая совокупность, отдельные элементы которой непосредственно не подлежат суммированию.

Основой индексного метода при определении изменений в производстве и обращении товаров является переход от натурально-вещественной формы выражения товарных масс к стоимостным (денежным) измерителям. Именно посредством денежного выражения стоимости отдельных товаров устраняется их несравнимость и достигается единство.

Виды индексов различают по следующим факторам:

  • по степени охвата элементов совокупности:
    • индивидуальные – характеризуют изменение только одного элемента совокупности;
    • сводные (общие) – отражают изменения по всей совокупности элементов сложного явления. Их разновидностью являются групповые индексы.
  • в зависимости от содержания и характера индексируемой величины:
    • индексы количественных показателей (например, индекс физического объема);
    • индексы качественных показателей (например, индекс цен, себестоимости, производительности труда).
  • в зависимости от методологии расчета:
    • агрегатные – могут быть рассчитаны как индексы переменного и постоянного состава;
    • средние из индивидуальных – получаются путем нахождения общих индексов с использованием индивидуальных.

Для удобства восприятия индексов в теории статистики разработана символика:
- q – количество единиц какого-либо вида продукции;
- p – цена единицы какого-либо вида продукции;
- z – себестоимость единицы какого-либо вида продукции;
- t – трудоемкость единицы какого-либо вида продукции

Читайте также:

Абсолютные и средние показатели вариации и способы их расчета

Малая выборка

Основные правила построения таблиц

Понятие выборочного наблюдения, отбор единиц в выборочную совокупность

Основные этапы статистического исследования

Вернуться в оглавление: Статистика


Сейчас читают про: