Отличия стадии производства в порядке судебного надзора от стадии пересмотра судебных решений, не вступивших в законную силу

В отличие от пересмотра судебных решений, не вступивших в законную силу, в порядке судебного надзора пересматривается более широкий круг судебных решений, иных по своему характеру.

В этой стадии пересмотру подлежат судебные решения, вступившие в законную силу в соответствии со ст. 356 УПК.

Предметом пересмотра в порядке судебного надзора могут быть:

  • постановления мирового судьи и судьи районного суда;
  • приговоры мирового судьи, судов первой и апелляционной инстанций;
  • определения суда кассационной инстанции;
  • определения и постановления суда нижестоящей надзорной инстанции;
  • постановления судов, принятые в стадии исполнения приговора.

Среди лиц, имеющих отношение к возбуждению надзорного производства, следует различать:

  1. лиц, возбуждающих надзорное производство, поскольку стадия производства в порядке судебного надзора начинается с момента поступления в соответствующий орган жалобы, заявления, ходатайства, представления и т. п.
    В этом плане с просьбой о пересмотре дела в порядке надзора могут обратиться не только участники уголовного процесса, но и любые граждане, объединения, учреждения, организации, Уполномоченный по правам человека РФ;
  2. должностных лиц, возбуждающих судебное рассмотрение уголовного дела в порядке надзора.

Круг этих лиц ограничен и указан в ст. 371 УПК.

Протесты вправе приносить:

  1. Генеральный прокурор РФ, Председатель Верховного Суда РФ и их заместители — на приговоры (в том числе приговоры (или постановления) мировых судей, приговоры (или постановления) суда апелляционной инстанции), определения и постановления любого суда Российской Федерации, за исключением постановлений Президиума Верховного Суда РФ;*
  2. председатель суда областного звена, прокурор субъекта РФ — на приговор (или постановление) мирового судьи, приговор (или постановление) суда апелляционной инстанции, приговор и определение районного суда и определение Судебной коллегии по уголовным делам суда областного звена, рассмотревшей дело в кассационном порядке.

* Конституционный Суд РФ признал этот пункт ст. 371 УПК и ч. 3 ст. 374 УПК соответствующими Конституции РФ постольку, поскольку предусмотренные ими ограничения на пересмотр в порядке надзора постановлений Президиума Верховного Суда Российской Федерации не исключают возможности использования иных процессуальных средств исправления судебных ошибок. См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 2 февраля 1996 г. «О проверке конституционности пункта 5 части второй статьи 371, части третьей статьи 374 и пункта 4 части второй статьи 384 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР в связи с жалобами граждан К. М. Кульнева, В. С. Лалуева, Ю. В. Лукашева и И. П. Серебренникова»//Комментарий к постановлениям Конституционного Суда Российской Федерации. М., 2000. Т. 2. С. 797.

Протесты на приговоры военных судов приносятся в порядке, установленном ФКЗ «О военных судах Российской Федерации». В соответствии с этим законом правом принесения надзорного протеста обладают Председатель Военной коллегии Верховного Суда РФ (ст. 11 ФКЗ «О военных судах Российской Федерации») и председатель окружного (флотского) военного суда (ст. 19 ФКЗ «О военных судах Российской Федерации»).

Протест в порядке судебного надзора — процессуальный документ надлежащего должностного лица, в котором излагаются сущность судебного решения, вступившего в законную силу, и основания, указывающие на необходимость отмены или изменения этого решения.

Закон не устанавливает форму и содержание протеста. Обычно в протесте излагаются сведения о:
а) суде, в который направляется протест;
б) наименовании опротестовываемого решения, суде, его постановившем, дате его постановления;
в) личности осужденного или оправданного, в отношении которого приносится протест;
г) законе, на основании которого принято решение;
д) виде и размере наказания;
е) содержании опротестовываемого судебного решения;
ж) сущности нарушений или ошибок, допущенных судом, принявшим соответствующее решение;
з) мотивах опротестования решения;
и) предложениях по принятию нового судебного решения.

В отличие от кассационного производства пересмотр судебных решений в порядке надзора осуществляют иные судебные учреждения.
В соответствии со ст. 374 УПК президиумы судов областного звена рассматривают дела по протестам на кассационные определения этих судов, вступившие в законную силу приговоры и определения районных судов, постановления судей районных судов о предании суду (назначении судебного заседания), вступившие в законную силу приговоры (или постановления) мировых судей и приговоры (или постановления) апелляционной инстанции районных судов.

Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ рассматривает дела по протестам на вступившие в законную силу приговоры и определения, вынесенные всеми судами республики, на постановления судей судов областного звена о назначении судебного заседания, если приговоры, определения, постановления не были предметом кассационного рассмотрения в Верховном Суде РФ, а также дела по протестам на постановления президиумов судов областного звена.

Президиум Верховного Суда РФ рассматривает дела по протестам на определения Кассационной коллегии Верховного Суда РФ и вступившие в законную силу приговоры и определения Судебной коллегии по уголовным делам и Военной коллегии Верховного Суда РФ, а также постановления судей Верховного Суда РФ о назначении судебного заседания.

Президиум окружного (флотского) военного суда рассматривает уголовные дела по протестам на приговоры, определения и постановления гарнизонных военных судов, вступившие в законную силу, а также на определения и постановления, принятые окружным (флотским) военным судом во второй инстанции (ст. 16 ФКЗ «О военных судах Российской Федерации»).

Военная коллегия Верховного Суда РФ рассматривает дела по протестам на приговоры, определения и постановления военных судов, вступившие в законную силу (ст. 9 ФКЗ «О военных судах Российской Федерации»). Среди них находятся вступившие в законную силу приговоры и определения окружных (флотских) военных судов, вынесенные в качестве суда первой инстанции, постановления судей о назначении судебного заседания, а также надзорные определения военных судов второго звена.

Эти положения указывают на то, что законодатель последовательно реализует правило о запрете пересмотра судебных решений надзорной инстанцией своих собственных решений.

Дела в порядке судебного надзора рассматриваются в Судебной коллегии по уголовным делам и Военной коллегии Верховного Суда РФ в составе трех членов суда, а в президиумах — в составе большинства их членов. Законность состава суда определяется запретом повторного участия судей в рассмотрении дела (ст. 60, 374 УПК). При этом член президиума суда, принимавший участие в рассмотрении дела по первой или второй инстанции либо в порядке надзора в составе Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ, не может участвовать в рассмотрении данного дела в составе президиума.

Если в рассмотрении данного дела в суде первой или кассационной инстанции принимало участие большинство членов президиума суда областного звена, а протест принесен председателем этого суда или прокурором субъекта РФ, лицо, принесшее протест, направляет дело соответственно Председателю Верховного Суда РФ или Генеральному прокурору РФ для обсуждения вопроса о принесении протеста в порядке надзора в Верховный Суд РФ. В тех случаях, когда протест по такому делу принесен Председателем Верховного Суда РФ, Генеральным прокурором РФ или их заместителями, дело передается на рассмотрение в порядке надзора в Судебную коллегию по уголовным делам Верховного Суда РФ.

Возбуждение надзорного производства и пересмотр обвинительного приговора, определения и постановления суда в связи с необходимостью применения закона о более тяжком преступлении, за мягкостью наказания или по иным основаниям, влекущим ухудшение положения осужденного, а также оправдательного приговора либо определения или постановления о прекращении дела допускается лишь в течение одного года с момента вступления их в законную силу (ст. 373 УПК).

По истечении года со дня вступления в законную силу судебных решений не могут быть пересмотрены и отменены решения, касающиеся, в частности, вопросов:
а) применения к осужденному акта амнистии;
б) применения отсрочки исполнения приговора или отклонения представления об отмене такой отсрочки;
в) непризнания осужденного особо опасным рецидивистом или исключения из приговора решения о таком признании вышестоящим судом;
г) исчисления срока отбывания наказания;
д) освобождения осужденного от отбывания наказания по болезни или инвалидности;
е) применения к осужденному условно-досрочного освобождения от наказания или замены неотбытой части наказания более мягким;
ж) направления или перевода осужденного для отбывания наказания в исправительное учреждение менее строгого режима;
з) снятия судимости и некоторых других вопросов.*

 

* Постановление Пленума Верховного Суда РСФСР от 5 декабря 1978 г. «О дальнейшем совершенствовании деятельности судов Российской Федерации по рассмотрению в порядке надзора жалоб по уголовным делам и пересмотру приговоров, определений и постановлений, вступивших в законную силу»//Сборник постановлений Пленумов Верховного Суда Российской Федерации (СССР, РСФСР) по уголовным делам. М„ 2000. С. 441.

Возбуждение надзорного производства и пересмотр судебных решений в пользу осужденного сроками не ограничены.

Дело по протесту на вступивший в законную силу приговор, определение или постановление рассматривается надзорной инстанцией в судебном заседании не позднее пятнадцати суток, а в Верховном Суде РФ — не позднее месячного срока с момента поступления дела с протестом (ст. 377 УПК).
В силу исключительного характера стадии производства в порядке судебного надзора суды надзорной инстанции обладают наибольшими полномочиями в сравнении с судами, осуществляющими правосудие в других контрольных стадиях.

Согласно ст. 378 УПК в результате рассмотрения дела в порядке надзора суд может:

  1. оставить протест без удовлетворения, а опротестованные судебные решения — в силе;
  2. отменить приговор и все последующие судебные определения и постановления и прекратить дело производством либо передать его на новое расследование или новое судебное разбирательство;
  3. отменить приговор (или постановление) суда апелляционной инстанции, кассационное определение, а также последующие судебные определения и постановления, если они были вынесены, и передать дело на новое кассационное рассмотрение;
  4. отменить определения и постановления, вынесенные в порядке надзора, и оставить в силе, с изменениями или без изменения, приговор суда, приговор (или постановление) суда апелляционной инстанции и кассационное определение;
  5. внести изменения в приговор (приговор мирового судьи), приговор суда апелляционной инстанции, определение или постановление суда первой или апелляционной инстанции.

При этом следует иметь в виду, что постановления президиума суда областного звена, вынесенные по результатам рассмотрения дела по протестам на приговор мирового судьи и последующие решения судебных инстанций, вступившие в законную силу, являются окончательными и пересмотру не подлежат (ст. 383 УПК).

Наконец, надзорное производство отличается от производства в других контрольных стадиях процессуальным порядком рассмотрения уголовных дел.

Читайте также:

Порядок производства осмотра и освидетельствования

Привлечение лица в качестве обвиняемого

Смешанная форма уголовного процесса и ее характеристика

Состязательная (обвинительная, исковая) форма уголовного процесса и ее характеристика

Понятие, сущность и значение стадии возбуждения уголовного дела

Вернуться в оглавление: Уголовный процесс


double arrow
Сейчас читают про: