Студопедия
Обратная связь

Сколько стоит твоя работа?
Тип работы:*
Тема:*
Телефон:
Электронная почта:*
Телефон и почта ТОЛЬКО для обратной связи и нигде не сохраняется.

Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram 500-летие Реформации

Отличия стадии производства в порядке судебного надзора от стадии пересмотра судебных решений, не вступивших в законную силу

В отличие от пересмотра судебных решений, не вступивших в законную силу, в порядке судебного надзора пересматривается более широкий круг судебных решений, иных по своему характеру.

В этой стадии пересмотру подлежат судебные решения, вступившие в законную силу в соответствии со ст. 356 УПК.

Предметом пересмотра в порядке судебного надзора могут быть:

  • постановления мирового судьи и судьи районного суда;
  • приговоры мирового судьи, судов первой и апелляционной инстанций;
  • определения суда кассационной инстанции;
  • определения и постановления суда нижестоящей надзорной инстанции;
  • постановления судов, принятые в стадии исполнения приговора.

Среди лиц, имеющих отношение к возбуждению надзорного производства, следует различать:

  1. лиц, возбуждающих надзорное производство, поскольку стадия производства в порядке судебного надзора начинается с момента поступления в соответствующий орган жалобы, заявления, ходатайства, представления и т. п.
    В этом плане с просьбой о пересмотре дела в порядке надзора могут обратиться не только участники уголовного процесса, но и любые граждане, объединения, учреждения, организации, Уполномоченный по правам человека РФ;
  2. должностных лиц, возбуждающих судебное рассмотрение уголовного дела в порядке надзора.

Круг этих лиц ограничен и указан в ст. 371 УПК.

Протесты вправе приносить:

  1. Генеральный прокурор РФ, Председатель Верховного Суда РФ и их заместители — на приговоры (в том числе приговоры (или постановления) мировых судей, приговоры (или постановления) суда апелляционной инстанции), определения и постановления любого суда Российской Федерации, за исключением постановлений Президиума Верховного Суда РФ;*
  2. председатель суда областного звена, прокурор субъекта РФ — на приговор (или постановление) мирового судьи, приговор (или постановление) суда апелляционной инстанции, приговор и определение районного суда и определение Судебной коллегии по уголовным делам суда областного звена, рассмотревшей дело в кассационном порядке.

* Конституционный Суд РФ признал этот пункт ст. 371 УПК и ч. 3 ст. 374 УПК соответствующими Конституции РФ постольку, поскольку предусмотренные ими ограничения на пересмотр в порядке надзора постановлений Президиума Верховного Суда Российской Федерации не исключают возможности использования иных процессуальных средств исправления судебных ошибок. См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 2 февраля 1996 г. «О проверке конституционности пункта 5 части второй статьи 371, части третьей статьи 374 и пункта 4 части второй статьи 384 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР в связи с жалобами граждан К. М. Кульнева, В. С. Лалуева, Ю. В. Лукашева и И. П. Серебренникова»//Комментарий к постановлениям Конституционного Суда Российской Федерации. М., 2000. Т. 2. С. 797.

Протесты на приговоры военных судов приносятся в порядке, установленном ФКЗ «О военных судах Российской Федерации». В соответствии с этим законом правом принесения надзорного протеста обладают Председатель Военной коллегии Верховного Суда РФ (ст. 11 ФКЗ «О военных судах Российской Федерации») и председатель окружного (флотского) военного суда (ст. 19 ФКЗ «О военных судах Российской Федерации»).

Протест в порядке судебного надзора — процессуальный документ надлежащего должностного лица, в котором излагаются сущность судебного решения, вступившего в законную силу, и основания, указывающие на необходимость отмены или изменения этого решения.

Закон не устанавливает форму и содержание протеста. Обычно в протесте излагаются сведения о:
а) суде, в который направляется протест;
б) наименовании опротестовываемого решения, суде, его постановившем, дате его постановления;
в) личности осужденного или оправданного, в отношении которого приносится протест;
г) законе, на основании которого принято решение;
д) виде и размере наказания;
е) содержании опротестовываемого судебного решения;
ж) сущности нарушений или ошибок, допущенных судом, принявшим соответствующее решение;
з) мотивах опротестования решения;
и) предложениях по принятию нового судебного решения.

В отличие от кассационного производства пересмотр судебных решений в порядке надзора осуществляют иные судебные учреждения.
В соответствии со ст. 374 УПК президиумы судов областного звена рассматривают дела по протестам на кассационные определения этих судов, вступившие в законную силу приговоры и определения районных судов, постановления судей районных судов о предании суду (назначении судебного заседания), вступившие в законную силу приговоры (или постановления) мировых судей и приговоры (или постановления) апелляционной инстанции районных судов.

Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ рассматривает дела по протестам на вступившие в законную силу приговоры и определения, вынесенные всеми судами республики, на постановления судей судов областного звена о назначении судебного заседания, если приговоры, определения, постановления не были предметом кассационного рассмотрения в Верховном Суде РФ, а также дела по протестам на постановления президиумов судов областного звена.

Президиум Верховного Суда РФ рассматривает дела по протестам на определения Кассационной коллегии Верховного Суда РФ и вступившие в законную силу приговоры и определения Судебной коллегии по уголовным делам и Военной коллегии Верховного Суда РФ, а также постановления судей Верховного Суда РФ о назначении судебного заседания.

Президиум окружного (флотского) военного суда рассматривает уголовные дела по протестам на приговоры, определения и постановления гарнизонных военных судов, вступившие в законную силу, а также на определения и постановления, принятые окружным (флотским) военным судом во второй инстанции (ст. 16 ФКЗ «О военных судах Российской Федерации»).

Военная коллегия Верховного Суда РФ рассматривает дела по протестам на приговоры, определения и постановления военных судов, вступившие в законную силу (ст. 9 ФКЗ «О военных судах Российской Федерации»). Среди них находятся вступившие в законную силу приговоры и определения окружных (флотских) военных судов, вынесенные в качестве суда первой инстанции, постановления судей о назначении судебного заседания, а также надзорные определения военных судов второго звена.

Эти положения указывают на то, что законодатель последовательно реализует правило о запрете пересмотра судебных решений надзорной инстанцией своих собственных решений.

Дела в порядке судебного надзора рассматриваются в Судебной коллегии по уголовным делам и Военной коллегии Верховного Суда РФ в составе трех членов суда, а в президиумах — в составе большинства их членов. Законность состава суда определяется запретом повторного участия судей в рассмотрении дела (ст. 60, 374 УПК). При этом член президиума суда, принимавший участие в рассмотрении дела по первой или второй инстанции либо в порядке надзора в составе Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ, не может участвовать в рассмотрении данного дела в составе президиума.

Если в рассмотрении данного дела в суде первой или кассационной инстанции принимало участие большинство членов президиума суда областного звена, а протест принесен председателем этого суда или прокурором субъекта РФ, лицо, принесшее протест, направляет дело соответственно Председателю Верховного Суда РФ или Генеральному прокурору РФ для обсуждения вопроса о принесении протеста в порядке надзора в Верховный Суд РФ. В тех случаях, когда протест по такому делу принесен Председателем Верховного Суда РФ, Генеральным прокурором РФ или их заместителями, дело передается на рассмотрение в порядке надзора в Судебную коллегию по уголовным делам Верховного Суда РФ.

Возбуждение надзорного производства и пересмотр обвинительного приговора, определения и постановления суда в связи с необходимостью применения закона о более тяжком преступлении, за мягкостью наказания или по иным основаниям, влекущим ухудшение положения осужденного, а также оправдательного приговора либо определения или постановления о прекращении дела допускается лишь в течение одного года с момента вступления их в законную силу (ст. 373 УПК).

По истечении года со дня вступления в законную силу судебных решений не могут быть пересмотрены и отменены решения, касающиеся, в частности, вопросов:
а) применения к осужденному акта амнистии;
б) применения отсрочки исполнения приговора или отклонения представления об отмене такой отсрочки;
в) непризнания осужденного особо опасным рецидивистом или исключения из приговора решения о таком признании вышестоящим судом;
г) исчисления срока отбывания наказания;
д) освобождения осужденного от отбывания наказания по болезни или инвалидности;
е) применения к осужденному условно-досрочного освобождения от наказания или замены неотбытой части наказания более мягким;
ж) направления или перевода осужденного для отбывания наказания в исправительное учреждение менее строгого режима;
з) снятия судимости и некоторых других вопросов.*

 

* Постановление Пленума Верховного Суда РСФСР от 5 декабря 1978 г. «О дальнейшем совершенствовании деятельности судов Российской Федерации по рассмотрению в порядке надзора жалоб по уголовным делам и пересмотру приговоров, определений и постановлений, вступивших в законную силу»//Сборник постановлений Пленумов Верховного Суда Российской Федерации (СССР, РСФСР) по уголовным делам. М„ 2000. С. 441.

Возбуждение надзорного производства и пересмотр судебных решений в пользу осужденного сроками не ограничены.

Дело по протесту на вступивший в законную силу приговор, определение или постановление рассматривается надзорной инстанцией в судебном заседании не позднее пятнадцати суток, а в Верховном Суде РФ — не позднее месячного срока с момента поступления дела с протестом (ст. 377 УПК).
В силу исключительного характера стадии производства в порядке судебного надзора суды надзорной инстанции обладают наибольшими полномочиями в сравнении с судами, осуществляющими правосудие в других контрольных стадиях.

Согласно ст. 378 УПК в результате рассмотрения дела в порядке надзора суд может:

  1. оставить протест без удовлетворения, а опротестованные судебные решения — в силе;
  2. отменить приговор и все последующие судебные определения и постановления и прекратить дело производством либо передать его на новое расследование или новое судебное разбирательство;
  3. отменить приговор (или постановление) суда апелляционной инстанции, кассационное определение, а также последующие судебные определения и постановления, если они были вынесены, и передать дело на новое кассационное рассмотрение;
  4. отменить определения и постановления, вынесенные в порядке надзора, и оставить в силе, с изменениями или без изменения, приговор суда, приговор (или постановление) суда апелляционной инстанции и кассационное определение;
  5. внести изменения в приговор (приговор мирового судьи), приговор суда апелляционной инстанции, определение или постановление суда первой или апелляционной инстанции.

При этом следует иметь в виду, что постановления президиума суда областного звена, вынесенные по результатам рассмотрения дела по протестам на приговор мирового судьи и последующие решения судебных инстанций, вступившие в законную силу, являются окончательными и пересмотру не подлежат (ст. 383 УПК).

Наконец, надзорное производство отличается от производства в других контрольных стадиях процессуальным порядком рассмотрения уголовных дел.





 

Читайте также:

Порядок назначения и производства судебной экспертизы

Понятие следственных действий и их система

Структура и содержание судебного приговора

Меры пресечения в уголовном судопроизводстве

Состязательная (обвинительная, исковая) форма уголовного процесса и ее характеристика

Вернуться в оглавление: Уголовный процесс

Просмотров: 3689

 
 

54.166.245.10 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам.