В отличие от пересмотра судебных решений, не вступивших в законную силу, в порядке судебного надзора пересматривается более широкий круг судебных решений, иных по своему характеру. В этой стадии пересмотру подлежат судебные решения, вступившие в законную силу в соответствии со ст. 356 УПК. Предметом пересмотра в порядке судебного надзора могут быть:
Среди лиц, имеющих отношение к возбуждению надзорного производства, следует различать:
Круг этих лиц ограничен и указан в ст. 371 УПК. Протесты вправе приносить:
* Конституционный Суд РФ признал этот пункт ст. 371 УПК и ч. 3 ст. 374 УПК соответствующими Конституции РФ постольку, поскольку предусмотренные ими ограничения на пересмотр в порядке надзора постановлений Президиума Верховного Суда Российской Федерации не исключают возможности использования иных процессуальных средств исправления судебных ошибок. См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 2 февраля 1996 г. «О проверке конституционности пункта 5 части второй статьи 371, части третьей статьи 374 и пункта 4 части второй статьи 384 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР в связи с жалобами граждан К. М. Кульнева, В. С. Лалуева, Ю. В. Лукашева и И. П. Серебренникова»//Комментарий к постановлениям Конституционного Суда Российской Федерации. М., 2000. Т. 2. С. 797. Протесты на приговоры военных судов приносятся в порядке, установленном ФКЗ «О военных судах Российской Федерации». В соответствии с этим законом правом принесения надзорного протеста обладают Председатель Военной коллегии Верховного Суда РФ (ст. 11 ФКЗ «О военных судах Российской Федерации») и председатель окружного (флотского) военного суда (ст. 19 ФКЗ «О военных судах Российской Федерации»). Протест в порядке судебного надзора — процессуальный документ надлежащего должностного лица, в котором излагаются сущность судебного решения, вступившего в законную силу, и основания, указывающие на необходимость отмены или изменения этого решения. Закон не устанавливает форму и содержание протеста. Обычно в протесте излагаются сведения о: В отличие от кассационного производства пересмотр судебных решений в порядке надзора осуществляют иные судебные учреждения. Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ рассматривает дела по протестам на вступившие в законную силу приговоры и определения, вынесенные всеми судами республики, на постановления судей судов областного звена о назначении судебного заседания, если приговоры, определения, постановления не были предметом кассационного рассмотрения в Верховном Суде РФ, а также дела по протестам на постановления президиумов судов областного звена. Президиум Верховного Суда РФ рассматривает дела по протестам на определения Кассационной коллегии Верховного Суда РФ и вступившие в законную силу приговоры и определения Судебной коллегии по уголовным делам и Военной коллегии Верховного Суда РФ, а также постановления судей Верховного Суда РФ о назначении судебного заседания. Президиум окружного (флотского) военного суда рассматривает уголовные дела по протестам на приговоры, определения и постановления гарнизонных военных судов, вступившие в законную силу, а также на определения и постановления, принятые окружным (флотским) военным судом во второй инстанции (ст. 16 ФКЗ «О военных судах Российской Федерации»). Военная коллегия Верховного Суда РФ рассматривает дела по протестам на приговоры, определения и постановления военных судов, вступившие в законную силу (ст. 9 ФКЗ «О военных судах Российской Федерации»). Среди них находятся вступившие в законную силу приговоры и определения окружных (флотских) военных судов, вынесенные в качестве суда первой инстанции, постановления судей о назначении судебного заседания, а также надзорные определения военных судов второго звена. Эти положения указывают на то, что законодатель последовательно реализует правило о запрете пересмотра судебных решений надзорной инстанцией своих собственных решений. Дела в порядке судебного надзора рассматриваются в Судебной коллегии по уголовным делам и Военной коллегии Верховного Суда РФ в составе трех членов суда, а в президиумах — в составе большинства их членов. Законность состава суда определяется запретом повторного участия судей в рассмотрении дела (ст. 60, 374 УПК). При этом член президиума суда, принимавший участие в рассмотрении дела по первой или второй инстанции либо в порядке надзора в составе Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ, не может участвовать в рассмотрении данного дела в составе президиума. Если в рассмотрении данного дела в суде первой или кассационной инстанции принимало участие большинство членов президиума суда областного звена, а протест принесен председателем этого суда или прокурором субъекта РФ, лицо, принесшее протест, направляет дело соответственно Председателю Верховного Суда РФ или Генеральному прокурору РФ для обсуждения вопроса о принесении протеста в порядке надзора в Верховный Суд РФ. В тех случаях, когда протест по такому делу принесен Председателем Верховного Суда РФ, Генеральным прокурором РФ или их заместителями, дело передается на рассмотрение в порядке надзора в Судебную коллегию по уголовным делам Верховного Суда РФ. Возбуждение надзорного производства и пересмотр обвинительного приговора, определения и постановления суда в связи с необходимостью применения закона о более тяжком преступлении, за мягкостью наказания или по иным основаниям, влекущим ухудшение положения осужденного, а также оправдательного приговора либо определения или постановления о прекращении дела допускается лишь в течение одного года с момента вступления их в законную силу (ст. 373 УПК). По истечении года со дня вступления в законную силу судебных решений не могут быть пересмотрены и отменены решения, касающиеся, в частности, вопросов:
* Постановление Пленума Верховного Суда РСФСР от 5 декабря 1978 г. «О дальнейшем совершенствовании деятельности судов Российской Федерации по рассмотрению в порядке надзора жалоб по уголовным делам и пересмотру приговоров, определений и постановлений, вступивших в законную силу»//Сборник постановлений Пленумов Верховного Суда Российской Федерации (СССР, РСФСР) по уголовным делам. М„ 2000. С. 441. Возбуждение надзорного производства и пересмотр судебных решений в пользу осужденного сроками не ограничены. Дело по протесту на вступивший в законную силу приговор, определение или постановление рассматривается надзорной инстанцией в судебном заседании не позднее пятнадцати суток, а в Верховном Суде РФ — не позднее месячного срока с момента поступления дела с протестом (ст. 377 УПК). Согласно ст. 378 УПК в результате рассмотрения дела в порядке надзора суд может:
При этом следует иметь в виду, что постановления президиума суда областного звена, вынесенные по результатам рассмотрения дела по протестам на приговор мирового судьи и последующие решения судебных инстанций, вступившие в законную силу, являются окончательными и пересмотру не подлежат (ст. 383 УПК). Наконец, надзорное производство отличается от производства в других контрольных стадиях процессуальным порядком рассмотрения уголовных дел. |