Источник: Hall and Landry, 1997 7 страница

Для развития им нужны внешние импульсы — снаружи или сверху. То, что IBAдостигла благодаря влиянию и независимости, оставаясь вне политической системы, сегодня уже находится под угрозой. Теперь, когда она закрыта, можем ли мы быть уверены, что дух изменений в достаточной степени укрепился в регионе?

Критики утверждают, что IBA должна была меньше полагаться "эффект маяка" и уделять больше внимания систематической модернизационной работе. Сегодня, в отсутствие IBA, есть опасения, что «старая гвардия», до сих пор частично оставшаяся на местах, отвоюет прежние позиции и вернется к привычной практике.

Вызывает беспокойство и малая доля инициатив снизу. В начале IBAнамеревалась поддержать множество маленьких проектов с общественным участием, но это оказалось слишком сложно, требовало временных затрат и не давало манифестационных результатов.

Именно необходимость демонстрировать яркие примеры вынудила организацию уделять всё больше внимания материальным инфраструктурным проектам, например, строительству и реконструкции зданий.

Промышленная культура не так уж легко превращается в постиндустриальную. Рабочие, воспитанные в покорности под крылышком крупных корпораций, не могут за одну ночь - и даже за 10 лет - превратиться в людей предприимчивых.

Поэтому одной из ярких визитных карточек IBA стал поиск новых функций для заброшенных промышленных объектов.

Эмшер: куда же дальше?

Сегодня под влиянием IBA возник новый генеральный план развития туризма и образа Рура. Эта стратегия содержит три главных элемента: промышленную культуру, современные развлечения и необычные культурные мероприятия.

\151\

"Маршрут индустриальной культуры" (Route of industrial culture), одно из средств интеграции региона, включает восемнадцать символически значимых объектов. Каждый из них раскрывает какую-то тему, будь то жилье для рабочих, улучшение окружающей среды или новое использование промышленных зданий.

{V: Ещё раз заметим, что это увлечение старыми промышленными зданиями есть неосознаваемое понимание их дороговизны, - сверхдороговизны основных фондов!}

Общий замысел - представить Рур как крупнейший в мире национальный парк индустриальной культуры. В сравнении с ним другие городские парки, такие как Кастлфилд в Манчестере с 4,5 миллионами посетителей или Лоуэлл с его 3 миллионами, покажутся просто карликами.

Этот символический парк будет живым организмом. Его задача -высветить проблемы, с которыми столкнулось индустриальное общество, а затем перенести внимание на структурные урбанистические изменения и пути, по которым индустриальное общество могло бы пойти.

Чего достигла IBA?

Проект "IBA — Эмшер-Парк" оказался очень творческим, но, конечно, глубокая оценка реального влияния IВА может быть дана лишь по прошествии времени.

IВА обладала стратегическим видением: каждый проект занимал свое место в обшей картине, где происходила интеграция его экологического, экономического, социального и культурною измерений. В результате складывалась общая философия, которая служила рассмотрению вопросов и поиску решений, идущих вразрез с рутиной.

Неотъемлемой частью этой философии был взгляд на устойчивость как на комплексное понятие, включающее культуру, экономику и общественную жизнь, а также экологию. Нетрадиционные объединения, например, идея работы в парке или на угольных шахтах, превращенных в центры дизайна, формировали широкий и творческий взгляд на вещи.

Невероятные сочетания отразились и в идее слабости как источника силы, в частности, в отношении к проблемам деградации окружающей среды как к возможности производств новых продуктов.

\152\

Развитию проекта Эмшера способствовало и то, что в 1960-е в этом районе открылось несколько университетов, где могли пройти испытание различные теории. Компетенции, приобретенные в университетах обеспечили предпосылки для регионального развития. Введение же строгих экологических стандартов дало толчок к экономическому развитию, ибо вынуждало компании искать новые решения.

Индустриальные объекты были превращены в источник гражданской гордости. В этом смысле IBA была зоной исследования и развития, без неё (без логотипа IBA) проекты не привлекли бы внимания и не получали бы доступ к финансированию.

Качество этого бренда поддерживается и теперь и вызывает символический резонанс. Доказательство тому - такие проекты как ежевечернее световое шоу на сталелитейном заводе в ландшафтном парке Дуйсбург-Норд. Проекты такого рода противопоставляют старое и новое, прошлое и будущее, провоцируя споры.

Важнейшей составляющей продвижения образа IBA была сила характера и лидерские качества его директора Карла Гансера: относительная свобода Гансера была необычной и вытекала из того обстоятельства, что в прошлом он тоже работал в правительстве и понимал принцип его работы.

\153\

Его опора на лидеров для продвижения и воспроизведения различных проектов имела очень важное значение для координации и развития децентрализованной программы. Неофициальные послы программы в значительной мере обеспечили успех всего начинания.

Были ли побочные результаты?

Программа Эмшера была задумана как набор синергических проектов в рамках единого плана. Эта особенность IBA быстро получила признание. Многие проекты промышленного развития не состоялись бы без IBA.

Создание в научном парке Рейнэльбе крупного центра демонстрации солнечных панелей привело к открытию в городе фабрики по производству солнечных панелей. Центр прикладных технологий в Глалбахе привлек фирму-изготовителя медицинских инструментов со штатом из 15 человек; сейчас у них 150 сотрудников.

Меняются подходы и в частном секторе. В свое время критерии качества IBA казались причиной увеличения себестоимости. Сегодня компании осознают, что их экономическая и социальная ценность определяется высокими притязаниями.

\154\

Политическое лобби, оказавшее в свое время поддержку IВA, нашло себе новое поле приложения сил. Так, стратегия развития туризма в регионе уходит корнями в IBA. Бывший заместитель Карла Гансера, покинувший IBA в 1996 году, сделал это ради создания аналогичной организации в Саксен-Анхальте. Одна из важнейших составляющих наследия IBA - культивирование памяти через развитие. Благодаря этому долгосрочные культурные изменения могут происходить теперь легче.

Три символа Эмшер-Парка

Особенно значимо новое использование промышленных сооружений в Эмшер-Парке. Превращение крупнейшего в Европе газгольдера в Оберхаузене, высотой 120 м и шириной 67 м, в выставочный центр было закончено в 1994 году.

Символ сразу стал достопримечательностью региона. Первая выставка, прошедшая здесь в 1994-95 годах, "Feuer und Flamme" ("Огонь и Пламя"), привлекла 500 000 посетителей; вторая выставка, посвященная кино и медиа, указывала на будущее.

Поиск нового применения достопримечательностей привел к созданию по соседству крупнейшего в Германии торгового центра "CentrO". Вторым изменением было превращение самой большой в Европе угольной шахты, Цехе Цольверейн в центр отдыха, конференций и промышленного дизайна.

Новый центр включил в себя старые постройки, - сохранив даже кое-где копоть прошлого и брошенные инструменты, лежавшие повсюду со времен закрытия шахт. Один из популярных ресторанчиков в регионе обязан своей уникальностью старой котельной, в которую он встроен. Старые угольные копи - аттракционо для посетителей.

\155\

Третьим в этом ряду стало превращение стального рудника в Дуйсбурге - Майдерихе в ландшафтный парк Дуйсбург-Норд. Световое шоу, каждый вечер проецируемое на стены старых промышленных построек, невозможно забыть. Поставленное Джонатаном Парком из Pink Floyd, оно превращает когда-то закрытую территорию фабрики в еженощное зрелище для посетителей.

Крупнейший клуб альпинистов в Северной Германии базируется в парке и использует стены фабрики как поверхность утесов. А местная ассоциация подводного плавания осваивает спасательные техники в заполненных водой газгольдерах, где были затоплены старые вагонетки и прочий мусор.

Вечерний концерт проходит в одном из ангаров. В дневное время семьи прогуливаются по этому промышленному пейзажу, как по любому другому парку. Природная среда восстановлена по предложениям пяти всемирно известных команд ландшафтных дизайнеров.

В 1991 году специальный комитет определил победителей и рекомендовал в дальнейшем развивать проект по пяти тематическим линиям: "новая жизнь природы", "индустриальный музей", "площадка для приключений", "народный парк" и "форум культуры".

Семена инноваций: городская пилотная программа Европейской комиссии

Программа в действии

Конкурс городской пилотной программы (Urban Pilol Programme), был единственной структурированной международной программой стимулирования городских инноваций. Он был объявлен в 1990 году, и в период 1990-96 годов были осуществлены в обшей сложности 33 "городских пилотных проекта" (Urban Pilot Projects).

В июле 1997 года Комиссия объявила второй тур конкурса, на котором из 503 поступивших заявок были отобраны 26 проектов. Общая сумма поддержки составила 70 миллионов долларов США и покрыла около 40% проектных затрат. Проекты должны были быть завершены к 2000 году.

\156\

Программа была направлена на исследование новых путей раскрытия экономического потенциала городов со всеми их проблемами. Целью программы была поддержка стратегий обновления городов. Критерии отбора проектов были весьма широкими.

Среди проектов были:

планы противодействия моральному устареванию инфраструктуры;

необычные решения проблем социального неравенства;

идеи возрождения умирающих исторических центров;

мероприятия по борьбе с загрязнением окружающей среды и недостатком экологической осведомленности населения;

новые транспортные решения;

способы максимизации культурных, географических и исторических достоинств городов среднего размера;

преодоление разрыва между исследовательской и производственной деятельностью;

новые формы использования заброшенных промышленных территорий;

применение новых технологий для улучшения функционирования городов и решения институциональных и законодательных вопросов, необходимых для продвижения инноваций.

При этом особо приветствовали комплексные решения, повышающие конкурентный дух, направленные на борьбу с социальным неравенством и способствующие устойчивому развитию городов.

Примеры комплексного подхода

В Копенгагене предпринята попытка объединить экологические технологии с обновлением города. Проект был связан с "конверсией"' Окснехаллена, бывшего рынка в захудалом районе Вестербро, почти половина из 45 000 жителей которого живут на пособие. Здание стало Центром урбанистических эко-технологий (Centre for Urban Eco- Technology) для демонстрации и экологического строительства, а также тренингов и проектов по обеспечению занятости.

\157\

Дополнительные рабочие места стали катализатором дальнейшего развития рыночной сферы. В Порту в Португалии была профинансирована регенерация Байро да Се одного из наиболее старых и бедных исторических районов города.

Главной целью стало оживление этой зоны при бережном отношении к её наследию и местной культуре. Ремонт зданий, благоустройство и освещение кварталов были связаны с серией мер, таких как услуги для пожилых и молодежи или развитие туристической и культурной деятельности.

Была реформирована система управления территорией и создан центр, обеспечивавший прямые связи с местными жителями — это здесь было новшеством. Получение Порту статуса объекта мирового наследия способствовало успешной реализации этою проекта.

Еще одним приоритетом программы была конкурентоспособность городов. В английском городке Стоук был открыт Центр керамическою дизайна - "Сушильня" (Hothouse Centre for Ceramic Design), расположенный в старой школе. Основываясь на городских традициях производства керамики, этот центр стимулирует связи между культурными индустриями, музеями и керамической промышленностью.

Венеции, напротив, потребовалось отойти от традиционной промышленности и обратиться к новым видам деятельности, обеспечивающей занятость населения — ради этого был создан сервисный центр морских технологий (Marine Technology Service Centre).

Старый арсенал площадью 16000 м2, превращенный в научно-технологический парк, включает в себя не только этот комплекс, но и исследовательский центр по изучению новых материалов, реставрации и охране среды.

В Роттердаме целью Inner Cities Programme стало ускорение "социальной реабилитации" района Кон ван Зюйд. Местный рынок труда был расширен благодаря тренинговым проектам, а также за счет создания сервисных компаний, занятых, например, на уборке и реконструкции торгового центра.

\158\

Кроме того, для улучшения образа территории и привлечения сюда людей были организованы районные команды по обслуживанию и надзору за жилыми домами и обеспечению уличной безопасности.

Проект в немецком Нойнкирхене продемонстрировал, как экологические и культурные соображения могут способствовать созданию новых рабочих мест и устойчивому развитию. Бывший чугунолитейный завод сегодня превратился в символ социальной истории города; старый манеж в его предместьях превратился в культурный центр, а в другом здании разместился музейный архив, взявший на себя обязательство документировать промышленную историю города и региона.

Улучшение окружающей среды на заброшенных промышленных территориях привело к очищению пейзажа. Была создана инфраструктура для привлечения компаний и размещения их на участках, появившихся благодаря рекультивации пустырей и свалок.

Хотя оба тура программы "Городской пилотный проект" были направлены на комплексное улучшение материальной среды городов, во втором туре на передний план выдвинули более "мягкие" подходы, предполагавшие участие общественности и преодоление социальной изоляции отдельных групп населения.

Широкое признание получили два фактора:

- потенциал культуры как катализатора инноваций и

- позитивная роль информационных технологий в городском обновлении.

В Хаддерсфилде, Хельсинки, Рандерсе в Дании и Фридрихшайне в Берлине культура была использована как движущая сила возрождения. Так, "Стеклянный дворец" (Lasipalatsi) в Хельсинки объединил парные темы культуры и технологии в программе по внедрению интернета и цифровых медиа в общественный обиход.

Например, телефонные киоски, предлагают посетителю экран, веб-камеру и микрофон, выступают цифровой версией Уголка ораторов в Гайд-Парке, позволяющей людям сообщить всё что угодно любому жителю мира, готовому смотреть и слушать через интернет. Другой киоск позволяет прохожим создать собственную веб-страничку за 3 доллара.

\159\

Во всех случаях потребовалось организовать новые управленческие структуры, а для большинства проектов были созданы новые формы партнерства.

Хотя городская политика и не входит в число вопросов, решаемых на уровне Европейского Союза, "Руководство к действию" (Framework for Action), предложенное в конце 1998 года в Вене, было составлено под влиянием программы "Городской пилотный проект".

В результате проблемы городов поднялись на верхние строчки повестки дня стран-участниц. Уроки городских пилотных проектов были учтены в механизме финансовой поддержки Союза и в URBAN — программе-преемнике, получившей бюджет 800 миллионов долларов США на период 2001-2006 годов.

Взвешенная оценка

Когда Европейский Союз финансирует творческие городские начинания, это обеспечивает им доверие. Осязаемый жест, состоявший в нарушении рутинного режима финансирования, стал наглядным сигналом для европейских городов, многие из которых в этой ситуации впервые столкнулись с Европейской Комиссией и, как результат, сумели повысить собственный статус. Влияние городских пилотных проектов было сильнее в условиях малых и средних городов.

Заметным эффектом этой программы стало взаимное обучение. Знакомство авторов 26 проектов друг с другом, совместные встречи дважды в год, создание сайта, циркуляция новостных бюллетеней способствовали формированию чувства, что все они вместе отправились в исследовательскую экспедицию.

Если появлялись вопросы, на которые никто не мог ответить, помогало сознание, что в сети существует группа поддержки.

Даже опытные участники обогатились за счет простых проектов, благодаря необходимости формулировать и передавать свои знания.

\160\

Ноу-хау, приобретенное датским городом Рандерс в процессе объединения мультикультурных групп в рамках проекта "Чудо" (The Wonder) было перенесено в похожий проект во Фридрихшайне в Берлине; двусторонний обмен опытом состоялся и между экологической инициативой Лестера и туринским проектом "Жить, а не уезжать"' (Livingnot Leaving).

Оценка целостных программ принесла плоды и в таких странах как Греция, Португалия или Испания, хотя там междисциплинарные подходы в это время были еще необычны.

Необходимость закончить проект в назначенный срок усиливала инновационный процесс.

Среди положительных особенностей было и требование планировать свои действия, продумывая стратегию завершения с самого начала, а также приводить проекты в соответствие с другими городскими программами и внедрить идеи в сеть местных институтов, тем самым создавая гарантии, что проект выживет.

Что самое важное, - программа способствовала реализации идей, которые в иных обстоятельствах развивались бы медленнее, если бы вообще получили развитие. Одним из примеров служит программа "Творческий город" в Хаддерсфилде, другим — проект "Чудо" по восстановлению рыночной площади Андсрверке в Рандерсе.

Если говорить о недостатках, то нужно сказать, что процесс двигался слишком медленно. Заявки второго тура были поданы в апреле 19% года, но победители не были названы до июля 1997 года. Последующая переработка заявок была запрещена.

Пришлось вносить исправления в процессе реализации проектов, а это вызывало бюрократический хаос и бесконечные задержки. Как заметил кто-то из участников: "Принятие решения может занять целый год. Это жуткий процесс расставления всех точек над ‘i’ и уточнения всех деталей".

\161\

Тем временем ответственные за проекты должны были подписывать контракты и осуществлять платежи. Счастливчикам помогли преодолеть денежный кризис местные советы, но такой выход не всегда возможен для неправительственных организаций.

Хотя проекты и были инновационными, процедуры отчетности остались насквозь бюрократическими. Нормой были ежемесячные отчеты, покрывающие в мельчайших деталях все разделы и статьи доходов и расходов (которые должны были быть ещё и соотнесены с меняющимся тогда курсом евро!). Рутинная работа отнимала невероятное количество административного времени.

Можно задать вопрос, способна ли такая организация как Европейская Комиссия стимулировать партнерские связи и взаимное обучение? Её структура не отличается гибкостью, а её сотрудники не славятся воображением.

Организации такого рода тяжелы на подъем, у них нет опыта творчества и необходимого праздничного духа, способствующего изобретательности.

Новаторская природа программы "Городской пилотный проект не очень-то воздействовала на внутренний стиль работы этой организации, при том, что члены Еврокомиссии наблюдали конкретные творческие проекты в развитии, и это вроде бы не могло не повлиять на них в личном плане. Существовала тенденция избегать рисков даже в программе, касающейся инноваций.

Например, действовало негласное правило, что должен быть соблюден баланс между проектами из разных стран - членов сообщества (даже в ущерб креативности).

"Осуществимость" была ключевым критерием, заранее снявшим с дистанции большинство из 503 заявок. Соблюдение сроков было первостепенным требованием, несмотря на медлительность самой Комиссии в принятии решений.

Бюрократы выбирали те организационные формы, которые им были привычны, одобрив всего лишь несколько инициатив, основанных на неожиданных организационных формах.

\162\

Они отдавали предпочтение «опробованным экспериментам» (весьма противоречивое словосочетание!). Правила финансирования ограничивали разнообразие допустимых проектов (были исключены жилищное строительство и здравоохранение).

Существовало пристрастие к строительным инициативам и предубеждение против более новаторских проектов, ориентированных на делегирование полномочий, сетевое взаимодействие и повышение квалификации.

Три года были слишком коротким сроком для завершения проектов, но Комиссия неизменно отдавала предпочтение обновлению материальной среды городов, которое могло служить «наглядным доказательством успешности проекта».

\163\

Глава 5. Фундамент креативного города

Предпосылки внедрения креативности в "генетический код" города

Ряд условий необходим для раскрытия творческого потенциала города. Можно начать с разнообразных личностных факторов, таких как стимулирующая городская среда, чувство безопасности, свобода от неуверенности и тревоги.

Эти и иные факторы необходимы для творческого мышления, вынашивания идей и осмысления целей. Полезно различить "конкретные" факторы и нематериальные условия. Существует, по меньшей мере, семь групп таких факторов, каждая из которых обладает своим набором отличительных свойств:

1. Личностные качества

2. Воля и лидерские способности

3. Человеческое разнообразие и доступ к различным талантам

4. Организационная культура

5. Местная самобытность

6. Городские пространства и обьскты

7. Динамика сетевых взаимоотношений

Значение каждой из предпосылок можно понять, задав вопрос, смог бы город проявить свою креативность в её отсутствие. Разумеется, города могут творчески развиваться при наличии лишь нескольких из факторов, но наилучших результатов они достигают, когда факторы задействованы в полном наборе.

\164\

Отсутствие, например, политической воли или организационной культуры может представлять риск и само по себе создаст дополнительные творческие проблемы. Достичь креативности в масштабах города не просто, ибо требует объединения разнообразных действующих лиц, посредников и групп интересов, имеющих разное образование и происхождение, разные надежды, потенциал и культуру.

Креативный город отличается от творческой организации: здесь гораздо большее значение имеют взаимодействие, видение будущего и динамика сетевых отношений.

Осознать кризис и принять вызов

Способность к творчеству не развиваемся в пустоте. Новаторская реакция рождается из осознания проблем. Невозможно стать новатором в среде, где все всем довольны.

Отправной точкой для выработки творческих решений всегда становится признание того факта, что город столкнулся с вызовом, требующим каких-то действий. Без этого не возникнет ни политическая воля, ни ощущение крайней необходимости творческих решений.

В благополучных ситуациях генерация инноваций практически невозможна — именно поэтому в бизнесе возникла концепция "тотальное управление качеством", опирающаяся на понятие «необходимого постоянного улучшения»; города могли бы использовать эту модель.

Трудно сказать, какие именно кризисы порождают творческую реакцию. Но даже признание кризиса труднее дастся городам, привыкшим к успеху, склонным вспоминать времена былой славы и искать там образцы поведения.

Некоторые кризисы просто угрожают городу гибелью. Такова была ситуация в Глазго, где после устойчивого творческою развития в XVIIIи XIXстолетиях наступил период упадка. Прошло почти 70 лет, прежде чем город попытался отреагировать на эту ситуацию, и то лишь благодаря внешним воздействиям, насильственному привлечению специалистов и ресурсов.

\165\

Успешным городам нужно предвосхищать проблемы, чтобы не скатиться к упадку Стимул - угроза конкуренции. И новые критерии эффективности могут нацелить на новые достижения.

Если городское сообщество осознает влияющую на него смену парадигм, оно уже готово размышлять о возможных действиях. Появление идеи устойчивого (достойного) развития повлияло буквально на все аспекты городской жизни, обеспечило исторический перелом на всех уровнях и породило поток инноваций.

Но это только начало. Показатели, измеряющие степень осознания городом своей ситуации, включают наличие стратегического планирования, доступной обществу прогностической информации, а также применение методик, построенных по принципу "тотального управления качеством".

Личностные качества

Творческие организации и города невозможны без творческих личностей, готовых к интеллектуальному (концептуальному) осмыслению проблем.

Они постоянно учатся и поэтому всё время создают и пересоздают окружающую их действительность, используя существующие возможности и открывая новые.

Они умеют расставлять приоритеты и служат грантами того, что рутина не станет барьером на пути инноваций. Творческие личности должны быть расставлены на главных позициях. Успех города зависит от критической массы людей, обладающих открытым сознанием и интеллектуальной смелостью.

\166\

Горстка креативных людей способна изменить город, если они занимают стратегические позиции и обладают влиянием — не обязательно властью. Трансформация Барселоны, Глазго или Эмшера осуществлялась на первых порах усилиями менее чем десятка таких людей.

Разные способности — разные роли

Будучи двигателем, творческие личности ничего не достигают без других людей, - людей, способных тестировать, проверять, адаптировать, раскрывать и объяснять — короче говоря, без людей, готовых осуществить их идеи на практике.

Творчески мыслящие люди не всегда практичны или способны воодушевить и повести других за собой. Но не стоит попадать в ловушку, - «возводить одних людей в ранг 'мыслителей и творцов', присваивая остальным статус ‘наемных рабочих’, 'обслуживающего персонала'.

Такой взгляд отрицает саму возможность творческой организационной культуры, представляющей собой союз облеченных доверием личностей. Необходимо признать, что существуют различные типы креативности: одни связаны со способностью генерировать идеи, другие - со способностью их использовать» (Rickards, 1996).

Ключевую роль может сыграть кто угодно: управляющий проектом регенерации территории, или директор местного футбольного клуба, или менеджер социальных программ, или мать, ведущая группу поддержки для пострадавших от насилия, или бизнес-союз, нашедший новые возможности для инвестиций.

Творческое действие может принимать любую форму и произрастать из любого источника, но его эффект зависит oт воображения лидеров государственной, частной и общественной сферы.

Творческим людям города нужно знать о существовании друг друга, чтобы развивать совместную деятельность и обеспечивать взаимную поддержку.

\167\

Воля и лидерство

Характеристики воли

Креативный город нуждается в людях, имеющих не только волю к творчеству, но и волю к достижению успеха путем перемен, поскольку неготовая к сотрудничеству воля может быть даже опасной. Воля может проявить себя в результате осознания проблем - тогда только люди берут на себя ответственность за городской проект.

Воля развивается и тогда, когда мы идентифицируем себя со своим городом и ясно видим цели, которые нужно достичь. Её можно формировать сознательно, создавая образы будущего и черпая в них вдохновение.

Ассаджиоли описывает семь характеристик дремлющей воли. Формирование воли требует:

управления динамикой и интенсивностью;

дисциплины и контроля;

концентрации, сосредоточенности и внимания;

решительности, готовности и желания принимать решения;

настойчивости, упорства и терпимости;

инициативности и отваги;

и, наконец, - способности организовывать, интегрировать и синтезировать.

Этот координирующий процесс порождает "интеллектуальную энергию", без которой проявления воли не достигнут эффекта (Assagioli, 1973).

Но одной воли недостаточно. Она должна быть уравновешена великодушием, способностью сопереживания. Нужна "добрая воля", предполагающая использование власти. Поэтому люди, работающие над изменением городов, должны направлять и взвешивать свою волю в рамках демократических городских структур.

Характеристики лидерства

Существуют обычные лидеры, лидеры-новаторы и лидеры-визионеры.

Первые просто выражают потребности возглавляемой ими группы.

Лидер-новатор исследует местную ситуацию, чтобы выявить проблемы и потребности и привнести свежее понимание.

\168\

Лидеры-визионеры используют силу принципиально новых идей – неожиданных, но очевидных (визуальных) идей, говорящих сами за себя.

В творческом городе можно обнаружить лидеров всех трёх типов. При этом ключевая роль местной власти и агентств городского развития заключается в создании целостной картины будущего, которая позволит местным лидерам действовать масштабно, а не преследовать узко-групповые интересы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: