Университеты Западной Европы были трех типов: университеты, устроенные по образцу Парижского университета; итальянские университеты; английские университеты

Парижский университет состоял из четырех факультетов: артистического, богословского, юридического и медицинского. Он управлялся корпорацией преподавателей, которые из своей среды выбирали деканов факультетов и ректора. Большинство университетов Европы создавались по образцу Парижского университета.

Итальянские университеты были самыми свободными университетами Европы, их управление осуществляли сами студенты, выбирая из своей среды деканов факультетов и ректора, сами же студенты приглашали профессоров для чтения лекций.

Первые английские университеты возникли на базе монастырских школ в Оксфорде и Кембридже. Главным отличием английских университетов от других состояло в том, что здесь шло фактически индивидуальное обучение: здесь студенты обучались в группах по два-три человека.

Таким образом, с XI в. в Западной Европе начинает складываться автономная средневековая система образования, состоящая из «начальных» школ (народные, цеховые, гильдейские), «средних» (ученые школы) и «высших» школ (университеты).

16. Раннесредневековая литература как историко-антропологический источник.

Раннесредневековая литература представляет собой очень важный источник информации для историка, так как сохранилось очень мало письменных источников Истории раннего средневековья и тем более историко-антропологических источников.

Самыми ранними сочинениями, оказавшими наибольшее влияние на последующую средневековую литературу стали христианские Евангелия (I век), религиозные гимны Амвросия Медиоланского (340—397), работы Августина Блаженного («Исповедь», 400 год; «О граде Божием», 410—428 годы), перевод Библии на латинский язык, осуществлённый Иеронимом (до 410 года) и другие труды Латинских Отцов Церкви и философов ранней схоластики

Огромную роль играют различные сказания, легенды и мифы народов Европы.

Например литература Скандинавов.

Скальдическая поэзия (Skaldekvad) — разновидность поэзии древней Скандинавии. Поэтическое творчество скандинавов и исландцев принято делить на два кардинально различающихся рода: на эддическую и скальдическую поэзию. В то время как эддическая поэзия отличается простотой формы и содержанием эпического характера и близка к фольклору, поэзия скальдическая обладает нарочито изощрённой формой и часто весьма бедным содержанием.

Скальд — древнескандинавский поэт-певец. Скальды жили преимущественно при дворах и дружинах конунгов и творили в период с IX по XIV в. Основными жанрами их поэзии были: драпа (боевая песня, прославлявшая подвиги конунга, его дружины и выражали героические идеалы), нид и отдельная виса. За хорошее произведение скальд мог получить целое состояние.

Песни скальдов, исполнявшиеся самими поэтами без музыкального сопровождения, сохранялись в течение ряда столетий в устной традиции

Основной жанр скальдической поэзии — хвалебная песнь

В скальдических произведениях невозможно обнаружить ни следа художественного вымысла. Поэзия для скальдов — способ констатации фактов, представляющих внехудожественный интерес и лежащих вне сферы их творчества. Скальды могут только сообщить факты, непосредственными свидетелями которых они были.

Известностью пользовался также рассказ о ниде скальда Торлейва Раудфельдарсона. Норвежский ярл Хакон отобрал у Торлейва товары, сжег его корабль и повесил его спутников. Переодевшись нищим, Торлейв пробрался в палаты ярла и получил разрешение сказать сочиненные им стихи. Ярлу сначала показалось, что Торлейв прославляет его и Эйрика, его сына. Но вдруг на ярла напал страшный зуд, и он понял, что стихи Торлейва — «скрытый нид». В палате стало темно, все оружие пришло в движение, многие были убиты, а ярл упал без сознания. У него отгнила борода и волосы по одну сторону пробора, и он долго пролежал после этого больной.

Эдда Сэмунда, Песенная Эдда — сборник древнеисландских песен о богах и героях скандинавской мифологии и историй

Песня о богах и героях, условно объединяемые названием «Старшая Эдда»

Старшая Эдда представляет собой сборник архаичных по своей форме и сути, но сформировавшихся в различное время песен.

Не все песни возникли в Исландии: среди них имеются песни, восходящие к южногерманским прототипам; в «Эдде» встречаются мотивы и персонажи, знакомые по англосаксонскому эпосу; немало было, видимо, принесено из других скандинавских стран.

. Мифы о богах, рассказы о Хельги, Сигурде, Брюнхильд, Атли, Гудрун были общенародным достоянием, и человек, пересказывавший или записавший песнь, даже пересоздавая ее, не считал себя ее автором. Перед нами – эпос, но эпос очень своеобразный. Это своеобразие не может не броситься в глаза при чтении «Старшей Эдды» после «Беовульфа».

Старшая Эдда» — одна из форм древнего эпоса. В жанровом отношении песни представляют собой прорицания, изречения, мифологические действа и чистые повествования.

Младшая эдда - Сноррова Эдда, Эдда в Прозе или просто Эдда — произведение средневекового исландского писателя Снорри Стурлусона, написанное в 1222—1225 годах и задуманное как учебник скальдической поэзии. Состоит из четырех частей, содержащих большое количество цитат из древних поэм, основанных на сюжетах из германо-скандинавской мифологии.

Саги - Древнеисландское слово saga (от глагола segja «говорить») означает прозаический рассказ о каком-то событии (письменный или устный). В научной литературе термин «сага» служит для обозначения особого жанра средневековой словесности, возникшего в пределах Скандинавии, и в первую очередь в Исландии, получившего там широкое развитие и завершившего на рубеже XIII-XIV вв. свое существование.

Современные исследователи, основываясь на тематико-хронологическом принципе, выделяют konungasögur — «королевские саги», или «саги о норвежских конунгах», посвященные истории Норвегии с древнейших времен до конца XIII в.;

Íslendingasögur — «родовые саги», или «саги об исландцах», описывающие историю исландских родов с момента заселения Исландии в конце IX в.;

fornaldarsögur — «саги о древних временах» (подразделяемые на «героические», «приключенческие» и «викингские») — повествования о событиях в Скандинавии до конца IX в.;

biskupasögur — «саги о епископах»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: