Одежда и украшения

В культуре любого народа одежда и ее декор, кроме сугу­бо практической, имеют и ряд других функций—эстетическую, знаковую, а в народной культуре и магическую—продуцирую­щую и защищающую.

МАТЕРИАЛЫ. Материалы для изготовления одежды у рус­ских были как растительного — лен, пенька, кора деревьев, так и животного происхождения—шкуры, кожи, шерсть.

Лен и коноплю обычно выдергивали из земли руками, оста­вляли на некоторое время на поле, затем из них выбивали семе­на, из которых выжимали масло. Стебли растений вымачивали в воде, мяли на мялке, трепали деревянным ножом, расчесы­вали. Получалась кудель, из которой на прялке при помощи веретена скручивали нить. Так же получали шерстяную нить. Из нити на ткацком станке ткали материю. Станки были разных типов—и упрощенные, для тканья рогож, поясов, сит, и более совершенные, для получения ткани из льна, конопли (холстов) и шерсти (сукна). Ткани затем подвергались отбеливанию, кото­рое включало в себя несколько процедур—запаривание в золь­ном растворе, вымачивание, отбивание деревянными вальками. Холсты могли также отбеливать в навозе или в растворе из сыворотки, муки и гашеной извести. После этих процедур ткань становилась белее и мягче.

Материю при необходимости красили. Красители получали из трав (горец, подмаренник, дрок), коры деревьев (дуба, оль­хи), грибов и др. С XIX в. популярной становится так называе­мая кубовая краска (индиго). Узорная окраска делалась набой­кой. На одной стороне деревянной дощечки (манер) вырезался или набивался металлическим штифтом узор. Эту сторону по­гружали в краску, потом дощечку накладывали на ткань и били по ней молотком, получая таким образом узор на материи. Дру­гой способ нанесения разноцветной окраски—погружение тка­ни поочередно в емкости с различными красителями, при этом места, которые окраске не подлежали, покрывали специальным составом — вапой.

На особых станках ткали ковры—ворсовые и гладкие. Из расчесанной и взбитой шерсти валяли войлок и делали войлоч­ные изделия—валенки и головные уборы. Из шерстяной нити вязали спицами варежки, носки, платки.

Кожи и шкуры получали как от домашних, так и от диких животных. Снятую шкуру вымачивали в воде и в зольном рас­творе, очищали от мездры (остатки мяса и жира), при необ­ходимости удаляли волос, сбривая его или химическим путем, например, закапывая шкуру в болото или в навоз. Затем шкуру смазывали жиром или дегтем и размягчали, используя специ­альное приспособление — мяло, либо на мялке для льна и коно­пли. Таким образом получалась сыромять, которая шла на из­готовление сбруи, ремней, поршней и т. д. Другие технологии позволяли получать разные сорта высококачественных кож— сафьян, юфть, шевро.

Шкуры, которые шли на изготовление одежды, головных убо­ров, некоторых видов обуви, квасили и дубили. Квашение производилось в растворе кваса с другими компонентами, так обычно выделывались овчины белого цвета для пошива тулу­пов и полушубков. Для того чтобы шкура была более прочной, водонепроницаемой и окрашенной, ее дубили в растворах, сде­ланных с использованием коры различных деревьев: дуба, ивы и др.

МУЖСКАЯ ОДЕЖДА. Традиционная мужская одежда рус­ских была довольно едина по всей территории их проживания. Она состояла из рубахи, штанов и верхней одежды нескольких видов.

Рубаха обычно шилась из неокрашенной материи. Существо­вали архаичные туникообразные рубахи, но к концу XIX в. пре­обладали рубахи более сложного кроя, со вставками подмышка­ми (ластовицами) и иногда на плечах (поликами). На спине от плеча до пояса могла быть полотняная подкладка (подоплека). Рубаха, как правило, украшалась вышивкой или тканым орна­ментом по вороту, на рукавах и на подоле. Длиной она была до середины бедра, более длинной у стариков. Воротник рубахи был либо невысокий стоячий, либо отложной, мог и отсутство­вать, рубаха без воротника называлась голошейкой. На груди делался разрез, вертикальный посередине, сбоку или косой. Во­ротник затягивался тесемками, либо застегивался на пуговицу, оловянную или медную.

Штаны — слово тюркского происхождения, вытеснившее бо­лее раннее название — порты, которое означало и одежду во­обще и материю. Штаны у русских имели узкий шаг, верхний край их подшивался, в рубец вставляли шнурок или ремень, на которых они держались на поясе. Шили штаны из не однотонной материи, так называемой пестряди.

Верхняя мужская одежда была довольно разнообразной как по покрою, который эволюционировал от прямого к отрезному в талии с большим количеством боковых вставок — боров, так и по номенклатуре, последняя с покроем далеко не всегда совпада­ла,— зипун, сермяга, пониток, однорядка, армяк и т.д. Шилась верхняя одежда обычно из сукна. Зимой также носили овчинную одежду мехом внутрь, дубленую и недубленую — отрезной в талии полушубок или длинный прямоспинный тулуп, сверху их могли для большего тепла покрывать материей. Из меха диких животных — лисы, волка, медведя — шились шубы, тоже широкие и прямоспинные, обычно с большим воротником, мехом наружу или внутрь. Запахивалась верхняя одежда на левую сторону и застегивалась или подвязывалась поясом, празднич­ную могли украсить вышивкой и аппликацией.

Поясом подвязывались и рубахи, вообще ходить без него мужчинам и женщинам считалось таким же грехом, как и ходить без креста. Делались пояса из разных материалов — лыка, ко­жи, турецких и персидских шалей, самыми распространенными были тканые из шерстяных или хлопчатобумажных ниток.

Мужские головные уборы не отличались разнообразием. В летнее время носили высокие цилиндрические или конические валяные шапки, которые назывались гречневики, черепники, матерки, зимой—меховые ушанки, малахаи, треухи. С конца XIX в. популярными становятся картузы из фабричной ткани с козырьком, близкие по форме к военной фуражке.

Однотипны были прически у мужчин. Волосы на голове под­стригали, для ровности надев горшок («в кружало»), парни бри­лись, иногда оставляя усы, мужчины средних лет могли носить бороду, в то время как для старика она была обязательной при­надлежностью. Из украшений только у самых больших щего­лей на деревне могла быть серебряная серьга в левом ухе, а на пальцах перстни и кольца.

ЖЕНСКАЯ ОДЕЖЛА. У русских бытовало несколько ком­плексов традиционной женской одежды, наиболее распростра­ненными из них были северно- и южнорусский. Общим элемен­том женской одежды была рубаха. Шилась она более длинной, чем мужская, часто имела плечевые вставки—полики, прямые у севернорусских, косые у южнорусских. Известны были туникообразные рубахи—их носили старообрядцы, они также входи­ли в комплект погребальной одежды. Виды воротов были такие же, как у мужских рубах, а разрез делался вертикальным посре­дине груди. Женская рубаха могла состоять из двух частей — верхней (воротушка) и нижней (подстава), верхняя часть могла носиться самостоятельно. Рубахи женщин богато орнаменти­ровались—вышивкой, ткачеством украшались полики, ворот, подол, рукава.

В севернорусский комплекс женской одежды, кроме рубахи, входили сарафан и кокошник. Сарафан одевался поверх рубахи и подвязывался поясом. Известно было несколько его видов — сукман (самый архаичный), клинник, круглый, или московский, который чаще назывался по виду материи—атласник, штофник, клетовник и т. д. С сарафаном севернорусские женщины носили кокошник—головной убор различных форм и названий—кика, шишак, «седлом», однодворческий и др. Кокошник богато укра­шался жемчугом, золотной нитью, цветными стеклами и други­ми декоративными элементами и стоил довольно дорого.

Для южнорусского комплекса женской одежды были харак­терны понева и кичка. Понева—поясная одежда, часто из шер­стяной клетчатой ткани, держалась она на вздержке. Самая архаичная понева делалась из трех кусков несшитой материи, которые закреплялись на поясе, более поздними типами были растополка, у которой эти три куска ткани уже сшивались, и глухая—со вставленным другого цвета четвертым куском. Поневу девушка начинала носить со вступлением в брачный воз­раст, первое надевание ее сопровождалось обрядностью. К на­чалу XX в. поневу стала вытеснять юбка. Поверх поневы южно­русские женщины носили другие виды одежды—занавеску, пе­редник, насов и т. п. Женским головным убором у южной груп­пы русских была обычно кичка, иногда рогатая, разных видов, как и кокошник, богато украшенная.

Названия русских женских головных уборов и их частей ча­сто имели орнитоморфный характер: кокошь — курица на яй­цах (вариант — петух); кика—птица; сорока и т.д. Тяжелые, неудобные и дорогие, они в конце XIX—начале XX в. стали вытесняться платками и шалями.

Женский головной убор полностью закрывал волосы, по­явиться с открытыми волосами на людях, «опростоволосить­ся», считалось крайне неприличным. От женских отличались девичьи головные уборы (повязки, венки, челки и т.д.), кото­рые, наоборот, оставляли волосы открытыми. Различны были и прически — женщины волосы заплетали в две косы и уклады­вали их, а девушки волосы носили распущенными или заплетали в одну косу.

Верхняя женская одежда отчасти была сходна с мужской — кафтаны, зипуны, овчинные полушубки и др., тоже с левым запа­хом. Но были и специфические виды женской одежды—шугаи, душегреи, епанечки и т. д., короткие, с сильным расширением от талии или выше, на лямках или с рукавами, нередко из дорогой материи и с богатой отделкой.

Разнообразны были женские и девичьи украшения—височ­ные подвески из бисера, стекляруса, птичьих перьев, серьги в ушах, перстни и кольца на пальцах рук, нагрудные, ожерелья из жемчуга, янтаря и др.

Кроме северно- и южнорусского комплексов женской одежды бытовал еще западнорусский, состоявший из поневы в два по­лотнища или полосатой юбки (андарака), наметки в качестве головного убора и суконной свиты. Своеобразной была одежда казачества, в среде которого встречались оба основных ком­плекса и присутствовали также элементы одежды, заимствован­ные у других народов. Заимствования были характерны и для одежды русского населения Сибири.

ОБУВЬ. У мужчин и у женщин обувь была довольно сход­ной. Самой распространенной были лапти, которые плелись в основном из липового лыка. Для русских лаптей характерно диагональное плетение и закругленность носов. Лапти широ­ко использовались не только в повседневной, но и в обрядо­вой жизни—в них венчали, хоронили, ими били сватов перед сватовством и т. д. Зимние лапти подбивали паклей, они на­зывались «с подковыркой», делали праздничные лапти («писа­ные») —мелкого плетения из разноцветного лыка, что создава­ло шахматный узор. Лапти носили с онучами, представлявши­ми собой полоски белого или серого сукна, держались на ногах лапти и онучи оборами—веревочками из пеньки, лыка, шерсти, кожи. В грязь и в холод на ноги надевали ступни—обувь пря­мого плетения из широких полос березовой коры.

Кроме плетеной обуви носили кожаную. Это—поршни, сде­ланные из одного куска кожи, присборенные в верхней части. Более распространены были сапоги, хотя повседневной обувью они были только в зажиточных семьях. Назывались они «рус­скими», отличались высокими голенищами и круглыми носа­ми, имели каблук и шились из черной кожи, праздничные могли быть украшены разноцветной аппликацией. Специфически жен­ской обувью были коты—высокие ботинки с частой шнуровкой, на высоком каблуке. Зимой носили войлочные валенки.

ПИЩА Своеобразие пищи русских определялось особенностями их хозяйственных занятий—преобладало зерновое земледелие; религиозным фактором—пища делилась на постную и скором­ную, количество дней постов доходило до 200 и более в году; сезоном—в конце осени и зимой было больше мясной пищи, вес­ной и летом преобладала растительная, оказывали воздействие и такие факторы, как региональный, имущественный, социаль­ный и др. Продукты в пищу употребляли, в основном, в пере­работанном виде, известно было много способов приготовления пищи—варение, печение, жарение, сушение, квашение, каление и т.д.

Из всех продуктов питания главным был хлеб, выпекался, в основном, кислый хлеб, в качестве закваски использовались остатки старого теста. В зависимости от способа очистки му­ки различался хлеб мякинный, решетный, ситный, лучшим был крупчатый. Выпеченный на поду печи хлеб назывался подовым, в форме—формовым. На севере и в центральных районах пре­обладал ржаной и ячменный хлеб, в южных — пшеничный (ка­лач). Делались также изделия из сдобного теста— баранки, бу­блики, крендели, из пресного — сочни, ватрушки, колобки. Осо­бое место занимали пироги, разной формы и с разной начинкой, они были праздничным и обрядовым блюдом. Обрядовым хлеб­ным изделием были также свадебные каравай, рыбник (на севе­ре) и курник (на юге), пасха (сейчас—кулич), которую пекли в высокой форме к Светлому Христову Воскресенью, масленич­ные блины и др. Поедание этих блюд имело не столько физио­логическое, сколько сакральное и социальное значение.

Из муки также делались мучные каши—саломата, кулага, заваруха и др., на основе муки готовили кисели—традицион­ное повседневное и обрядовое блюдо, и очень популярный квас.

Дроблением зерновых получали крупу, которая шла на при­готовление каш, тоже игравших роль и обрядовой пищи. Раз­личались они по крупам (перловая, гречневая, пшенная), варили их на воде или молоке, жидкими и густыми.

Разнообразны были первые блюда, зимой преобладали го­рячие— щи, борщ, рассольник, летом холодные—свекольник, окрошка, тюря; их готовили на мясном бульоне, воде, квасе. С рыбой на первое варили уху. Главным компонентом первых блюд были овощи: капуста, картофель, лук, чеснок, огурцы, свекла и др. Ели овощи и отдельно в свежем, соленом, кваше­ном виде. Особенно много потребляли репы, затем ее вытесняет картофель, который произвел переворот в русской кухне, бла­годаря своей питательности и сочетаемости с разными видами продуктов.

Существенную роль в питании играли продукты собиратель­ства—грибы, ягоды, орехи, травы—щавель, хвощ, борщевник, в качестве напитков использовали соки деревьев — березовый, кленовый.

Много потребляли рыбы, тем более что она считалась пост­ной пищей. Преобладала речная рыба— сом, щука, лещ, карась и др., готовили ее по-разному—варили и жарили, вялили и су­шили, коптили, у северных народов были заимствованы такие блюда, как квашеная рыба и строганина.

Мясо на столе появлялось нечасто и обычно было приправой к другим блюдам. С мясом могли готовить первые блюда, из него делали жаркое, холодец, пельмени, особенно популярные в Сибири, мясо коптили, солили, но широкая заготовка мясных продуктов впрок в виде колбас, окороков для русских была не­характерна.

Масло употреблялось в пишу разное, и животного проис­хождения— сливочное, а больше топленое, говяжий, бараний, свиной жиры, и растительные масла—льняное, конопляное, с XIX в. подсолнечное, реже горчичное, маковое, тыквенное. Ели яйца, главным образом, вареные, молоко в свежем и сквашеном виде, творог и сыр, из творога делали обрядовую пасху. В ка­честве приправы к разным блюдам использовали сметану.

Разнообразны были напитки, самые распространенные среди них квас и кисель. Праздничными хмельными напитками были пиво и брага, а в особо торжественных случаях водка. Произ­водство и продажа ее были монополией государства, но в кре­стьянской среде практиковалась тайная выгонка водки, назы­вавшейся самосидкой, или самогонкой. В городах был популя­рен горячий напиток на основе меда—сбитень, особенно охот­но его пили зимой. Чай на Руси сначала известен был только травный, настоящий появляется в XVII в., но доступным по цене основной массе населения он становится лишь в XIX в.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: