Семейные и общественные отношения

Основной формой семьи у русских была так называемая ма­лая семья, которая состояла из мужа, жены и их детей добрач­ного возраста. Численность ее была обычно 5-6 человек. Не­мало было и «больших» семей, численностью 15-20 человек и более, объединявших три, иногда четыре поколения родствен­ников. Во главе ее стояла родительская пара (отцовская семья) или несколько женатых братьев (братская). В эту семью вхо­дили родственники по прямой и боковой линиям, в ряде случаев и посторонние лица («приемыши»). Существовала и еще одна форма семьи, в которой при родительской паре оставался один из женатых сыновей, обычно младший, он был обязан содержать родителей в старости, за что получал в наследство оставшееся после выделения старших братьев родительское имущество, в том числе жилые и хозяйственные постройки.

Для семейно-брачных отношений русских была характерна патернитетность: статус мужчин был выше статуса женщин. Главой семьи считался и обычно являлся на самом деле муж, власть его, особенно в большой семье, часто имела деспотиче­ский характер. Брак был вирилокальным — жена переходила в семью мужа, в большой семье ее положение на первых порах было особенно тяжелым. Существовал институт так называе­мого примачества, когда муж приходил в семью жены, обычно не имея возможности обзавестись собственным хозяйством. Со­циальный статус его в этой семье был низок, и долгое время он мог быть на положении батрака.

Линейность родства была двухсторонней, т. е. оно наследо­валось по линии отца и матери, но линия отца была более важ­ной, что нашло отражение в обычае при уважительном обраще­нии прибавлять к имени отчество—по имени отца. Характер взаимоотношений между родственниками, их права и обязанно­сти по отношению друг к другу фиксировались в особой знако­вой форме—терминах родства. Лица, состоящие в браке друг с другом, назывались мужем и женой, в торжественных случаях супругами. Их дети называли родителей: мамкой, матушкой— мать; тятей, батюшкой — отца, для родителей они были сыном и дочерью. Неродные родители назывались отчим и мачеха, а неродные дети—падчерица и пасынок. Дети одних родителей были друг другу родными братьями и сестрами, дети родных братьев и сестер—двоюродными братьями и сестрами. Роди­тели родителей назывались дедом и бабкой, а дети своих де­тей—внуком и внучкой.

Родных братьев и сестер родителей называли дядями и те­тями, а детей родных братьев и сестер—племянниками и пле­мянницами. Родители мужа и жёны друг для друга были сва­тами, родители жены для мужа—тестем и тещей, а он для них был зятем. Родители мужа для жены являлись свекром и све­кровью, она же для свекрови была невесткой, а для свекра— снохой. Но обращаться к родителям супруга надо было также, как и к собственным: матушка и батюшка. Словом «невестка» сестры называли жену брата. Женатые на родных сестрах счи­тались свояками. Сестра жены называлась свояченицей, брат жены—шурином, муж сестры был зятем. Брат мужа назывался деверем, сестра мужа—золовкой.

Большую роль в жизни русского крестьянства играла об­щинная организация—«мир», или «опчество», охватывала она обычно одну, реже, несколько деревень. Входившие в общину домохозяйства были связаны совместным землепользованием, отправлением повинностей, государственных, а в крепостной деревне и помещичьих, поддержанием хозяйственно-бытового распорядка жизни, оказанием взаимопомощи в срочных сель­скохозяйственных работах, при строительстве дома и т.п., со­вместным участием в обрядовой жизни, например, при построй­ке обыденного (созданного по обету за один день) храма. Для нормального функционирования общины создавались органы ее самоуправления. При крепостном праве границы функций об­щины определялись помещиком, поэтому в одних случаях— она была довольно самостоятельной в своих действиях, в дру­гих — фактически ликвидировалась, и управление всеми делами находилось в руках вотчинной администрации.

Все общинные вопросы решались на сходах, собираемых как по обыденным, так и по экстренным случаям. В сходах прини­мали участие взрослые мужчины, если их в семье не было, то возглавлявшая ее женщина, в некоторых случаях только гла­вы домохозяйств. Одна из самых важных функций общины— распоряжение угодьями, которые ей принадлежали. Домохо­зяйства наделялись пахотной землей — по числу мужских душ или едоков, периодически, в промежутке от нескольких до 15-20 лет, производились переделы общинной земли, делились также сенокосы, участки леса. На сходах определялось время нача­ла Тех или иных работ—пахоты, выпаса скота, уборки урожая, сбора ягод, грибов, орехов. Общиной решались такие вопросы, как наем пастуха, опекунство сирот, организация пожарной ко­манды и т. п. Община раскладывала повинности — рекрутскую, дорожную, подводную, уплату различных податей.

На общинных сходах разбирались и в соответствии с норма­ми обычного права наказывались виновные за преступления, ко­торые они совершили, ибо «опчество», опасаясь вымогательств, старалось не обращаться к государственным судам, и само на­казывало за воровство, поджог, избиение и т.д., а также за проступки, которые с точки зрения официального законодатель­ства наказанию не подлежали—работа в праздник, поедание скоромного в пост, неуважительное отношение к старшим и др. Государственная администрация стремилась сосредоточить су­дебные функции в своих руках, примечательно, однако, что, по судебной реформе 1864г., волостным судам разрешалось руко­водствоваться нормами обычного сельского права. Для веде­ния текущих дел на сходах выбирались должностные лица— староста, «таможенные»—сборщики податей, десятские и сот­ские— от соответствующего количества дворов, писарь и др.С начала XX в. в результате столыпинской реформы начина­ется разрушение общинной организации русского крестьянства, оно завершается в конце 20-х годов, когда органы общинного управления вошли в противоречие с новыми структурами вла­сти— системой Советов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: