Неоли6еральная глобализация

Неолиберальная глобализация - интернационализация экономической, политической и культурной жизни человечества, сопровож­даемая игнорированием многих цивилизационных императивов. Это учение западных фундаменталистов о всесильном рынке и ми­ровой справедливости. Вера в неоли6ерализм оказалась опасной иллюзией, представляющей угрозу для национальной безопасности. Неоли6еральная гло6ализация благоприятствовала «разбазариванию» Национального богатства постсоветских государств и вывозу, капитала за границу. Этот процесс исследуется в книге российского философа и политолога Александра Панарина «Искушение глобaлизмом» (2002), предостерегающего от ошибки приписывать заслугу в формирова­нии больших единых пространств либо капитализму (формирование мирового рынка), либо миссионерской деятельности интеллиген­ции. История мировых религий подтверждает, что задолго до гло­6ализации экономического пространства формировались большие духовные пространства. Народы, за исключением драматических промежутков истории, предпочитали вместо этнического изоляцио­низма единые великие универсалии.

Неоли6еральная гло6ализация, по мнению Панарина, неизбеж­но приведет к поляризации человечества на представленный запад­ным миром «золотой миллиард» и бесправную периферию. геопо­литические, культурные и экономические проекты «теоретиков глобализма» ведут к нестабильности.

В разгар «холодной войны» столкнулись либерaльный (капита­листический) и коммунистический проекты, каждый из которых вышел из европейского модерна или Просвещения, связанного с созданием единого Большого пространства и Большого историче­ского времени. Столкнувшись в едином социокультурном поле хри­стианской цивилизации, каждый из проектов предлагал разные способы достижения цели, включая свободу, равенство, благосос­тояние и просвещение.

Сознание эпохи модерна опиралось на универсальную политическую экономию и социологию в поисках высшего смысла жизни, а самосознание постмодерна формируется с опорой на культурную антропологию и этнологию, подчеркивающие дискретность социума и доминирование удовольствия над приверженностью единым целям. Если англо-американская философия склонна прописать «реальный социализм» в качестве русской этнографической экзотики, то французы, имеющие длительный диалог с русской культу­рой, ощущают в этом европейские корни Просвещения. Жан Поль Сартр истолковал драму реального социализма как принципиальное столкновение идеи с косной действительностью, искажающей чис­тоту первичного замысла. Французам и русским свойственна загадочная болезнь «идеологического фундаментализма», которому атеисты подвержены сильнее, чем верующие.

А.С. Панарин различает просвещенческий, эзотерический и мо­нопольный глобaлизм. Просвещенческий глобализм обусловлен фор­мированием единого мирового пространства на принципах евро­пейского Просвещения. Эта эпоха превратила «чувственных инди­видуалистов» Нового времени в рационально мыслящих и законо­послушных представителей современной цивилизации. Трансцен­дентный субъект Просвещения открыл перспективы мировой нау­ки, единого законодательства и общечеловеческой морали, единой исторической перспективы. Просвещенческий глобализм использо­вался в качестве основной приманки для советской интеллигенции, сыгравшей роль разрушителя отечественного социокультурного пространства.

Эзотерический глобализм (тайный, предназначенный для посвященных) связан с интернационализацией злит, формированием мирового клуба избранных преимущественно из стран «золотого миллиарда». Кроме того, Запад поманил посткоммунистические элиты, получившие за продажу своих стран гарантии их новой соб­ственности, приватизированной «в особо крупных размерах». После выполнения этих функций национальные элиты, превратившиеся в «элиту в законе», были отвергнуты Западом как представляющие угрозу идеалам демократического гражданского общества. Моно­польный глобализм стал реальным содержанием современных про­цессов интернационализации на основе американских ценностей в интересах капитала США.

Каждый из трех основных типов глобализма был использован

при переходе от биполярного к однополярному миру. Для манипу­лирования широким общественным мнением, направляемым демо­кратической интеллигенцией, использовался просвещенческий глобaлизм. Для манипулирования сознанием посткоммунистической элиты применялся эзотерический глобализм, включающий прежние конфликтующие друг с другом национальные элиты в мировой клуб избранных. Реальный процесс «пошел» по третьему пути по типу монопольного (американского) гло6ализма. Стало очевидным, что незадачливых кандидатов в мировую правящую элиту попросту одурачили. Западные «победители» стали бесцеремонно требовать права участия в переделе и перераспределении ресурсов всего постсоветского пространства. Россия не успела оглянуться, как из стра­тегического партнера превратилась в побежденную страну.

Кроме вышеперечисленных типов глобализма формируется этнический и криминальный глобализм. Этнический глобализм - влияние крупных диаспор и этнического предпринимательства на международные экономические отношения и формирование миро­вого рынка. Здесь выделяются еврейская и китайская диаспоры. Еврейская диаспора выступила в качестве носителя преимущест­венно американских неолиберальных ценностей «открытого общества». Китайская диаспора является продолжателем традиций Вели­кого китайского порядка. Мировые диаспоры, среди которых оказал­ся и русский народ, играют исключительную роль в процессах гло­бaлизации. Поэтому важно, как будет происходить социопсихологическая трансформация русских в новом зарубежье и кем они ста­нут по отношению к Большой родине.

Еврейская диаспора, давно пребывавшая на рубеже культур, формирует, согласно психоаналитической теории, психологию той самой отстраненности, которая является главной субъективной пред­посылкой глобализации. Для современных евреев Америка стала «землей обетованной», олицетворением классического идеала «от­крытого общества». В отличие от тех, кто полагает, что мировое ев­рейство использует Америку в своих целях, Панарин придерживается мнения других оппонентов. Соединенные Штаты эксплуатируют ожидания евреев и манипулируют ИХ сознанием. Если в прошлом веке «окончательное» решение еврейского вопроса связывалось с Коммунистическим интернационалом, то в настоящее время - с «концом истории» - глобальным «открытым обществом», когда че­ловечество превратится в счастливую диаспору, не знающую отечества. Во многих странах евреи выполняют роль американской «пятой колонны». Но если Америка, объявившая об окончательном приговоре человеческой истории, не сможет прибрать мир к рукам, то каким очередным риском это обернется для еврейской диаспоры?

Произошла инверсия еврейского сознания. Еврейские интеллектуалы после окончания Второй мировой войны доказывали неразрывную органическую связь фашизма с немецкой национальной традицией и менталитетом. Но как только Германия превратилась в главного союзника Америки, еврейские интеллектуалы вспомним о теории Макса Ве6ера. И протестантская аскеза из воплощения нацистского зла превратилась в важную предпосылку всех либеральных добродетелей. А колыбелью современного тоталитаризм отныне выступает русская община.

Российские реформаторы зарекомендовали себя не демократами, глобалистами. Родилась клановая мораль, отвергающая нравственные начала в угоду корпоративному эгоизму. По мере того, как еврейский элемент, вошедший в российскую правящую элиту, «глобализуется» и дистанцируется от больших национально-государственных целей, он одновременно криминализируется и приобретает мафиозные черты.

Криминальный (мафиозный) глобализм - переплетение глобализ­ма с мафиозными субкультурами, формирование единого мирового пространства криминальной экономики. Здесь в качестве своеобразных транснациональных корпораций выступают этнические группировки, среди которых численностью и организованностью выделяются китайские триады.

Панарин выделяет следующие особенности неоли6еральной гло6ализации, в том числе наиболее остро проявившиеся в Восточ­ной Европе:

интернационализация национальных злит и ИХ трансформация в «тайный интернационал»;

монополия экономической власти финансовой и другой олигархии;

отделение финансового капитала от производящей экономики;

деиндустриализация;

превращение науки в производство знания-товара;

усиление роли мировых диаспор;

криминализация международных отношений;

приватизация планетарных ресурсов;

свертывание социальных и экологических программ;

«культурный империализм», или экспансия американской мас­совой культуры;

столкновение неоли6ерального и религиозного фундаментализма;

американская геополитическая экспансия в Евразии;

демодернизация бывшего «второго мира»;

усиление «пятой власти», конвертировавшей старую коммуни­стическую власть в новую собственность;

реванш наихудших над наилучшими;

миф об устойчивом развитии.

Интернационализация и трансформация национальных злит за спиной народа является интимной стороной гло6ализма, которая заключается в последовательном отстранении от местных интересов и традиций. Если в прошлом национальная элита была выразитель­ницей воли народа в стремлении к лучшему будущему, то в эпоху гло6ализма быть элитой означает «членство в некотором тайном интернационале». Привилегированный гло6ализм за счет демодер­низации и примитивизации жизни народов составляет главный вызов века.

В чем суть «тайного интернационала»? Двойные стандарты «цивилизованного общества» проявляются в решимости строить 6уду­щее для избранных, или «золотого миллиарда», за счет обманутого и обездоленного «третьемирского» большинства, присвоения меньшинством планетарных ресурсов. При этом бывший «второй мир» лишают реально достигнутых в ходе социалистической модерниза­ции индустриализации и массового просвещения. Неоли6еральная глобализация благоприятствовала «разбазариванию» национального богатства постсоветских государств и вывозу капитала за границу. Носителями глобализма на Западе являются этнические провин­циалы, не желающие общечеловеческого будущего.

Неолиберальный глобализм означает приватизацию планетарных ресурсов «избранным» меньшинством человечества. Отсюда истоки активизации «нового» геополитического мышления на основе соци­ал-дарвинистской теории естественного отбора. Планетарные ре­сурсы из рук неумелого большинства должны быть перераспределе­ны в управление «избранных». Технологи социал-дарвинистского гло6ализма, по мнению Панарина, пытаются отыскать будущее в образцовом пространстве процветающего Запада. Однако будущее нельзя обрести в пространстве или выменять на те или иные геополитические уступки. Будущее обретается только во времени путем творения, требующего автономии, ответственности и высокого самоуважения.

На Западе трансформировались взгляды на глобальные проблемы.

Свертываются социальные и экологические программы. Западная буржуазия после распада мировой социалистической системы начала

демонтаж социального государства в интересах неолиберальной у экономики. Западное потребительское общество рассчитывает получить новые дивиденды не от научно-технического прогресса, а от перераспределения ресурсов, изымаемых у утративших национальный экономический суверенитет незападных народов. Как свидетельствует европейская история, фазы временного прорывав будущее периодически сменялись фазами геополитических переделов пространства.

Панарин акцентирует внимание на интеграции систем Востока Запада как условии глобальных социокультурных революций. Такая интеграция заложена в самой 6иполушарной, западно-восточной структуре мира. Цивилизационные понятия Запади Восток являются, по-видимому, аналогом бинарности человеческого мышления обусловленной двухполушарной структурой мозга.

Америка пытается предотвратить всякие попытки Западное Европы пойти на риск большого цивилизационного творчества на основе поворота к Востоку и интеграции восточных идей. Совре­менный мир имеет дело с агрессивным неолиберальным фундамента­лизмом Запада и ответным фундаментализмом Востока, включал мусульманский.

Однополярный мир нарушает справедливый баланс интересов Запада и Востока и неминуемо ведет к новой мировой войне. Было бы наивно предполагать, что мотивом американской геополитической экспансии в Евразии является забота о правах человека. Для страны эмигрантов, не имеющей глубоких культурно-исторических корней, Евразия — не местожительство, о качестве которого стоит заботить­ся, а природно-ресурсный резерв. Важнейший из архетипов амери­канского сознания заключается в сочетании обиды и ненависти к оставленному Старому Свету с верой в новую обетованную землю. Белые пришельцы восприняли американских аборигенов не в каче­стве законных хозяев континента, а как досадный балласт. И вме­сто диалога туземное население постигла демографическая и куль­турная катастрофа. Здание новой цивилизации воздвигалось на ос­нове философии «пустого» пространства. В постбиполярном мире подобная катастрофа может принять глобальный характер.

В геополитическом противостоянии Моря и Континента Море инициирует виртуальные процессы и манипулятивное знание. Инициаторами здесь выступают те, у кого меньше физических ре­сурсов и меньше готовности прилагать реальный труд для обеспе­чения завышенных притязаний. В этом противостоянии евразий­ский континент призван противопоставить «принцип реальности» атлантическому «принципу удовольствия». Реальность Евразии заключается в огромных природных и трудовых ресурсах.

Неолиберальная глобализация обнажила природу экономического

тоталитаризма. Между буржуазными демократическим обществом есть противоречие, которое на Западе не сумели разрешить. Это, прежде всего, противоречие между авторитарной системой пред­приятия и демократической политической системой. Победа неолиберализма над тоталитаризмом привела к монополии экономической власти олигархов. Глобализм по-американски — это тоталитарная экономическая власть финансовой и другой олигархии, преследую планетарные амбиции. В качестве нового специфического Товара стали выступать национальные интересы, связанные с Контро­лем над собственными ресурсами и территорией. Поставщиком это­го товара на мировом рынке являются местные элиты, получившие соблазн попасть в разряд избранных.

В условиях гло6ализации происходит отдаление финансового ка­п питала от производящей экономики. Современный банк господствует над предприятием, а международные диаспоры финансовых спеку­лянтов — над экономическим государственным суверенитетом.

Глобальный сдвиг сопровождается процессом деиндустриализации. На Западе он описывается как переход к цивилизации услуг. Деиндустриализация означает демобилизацию. Массовое сокращение промышленных армий психологически приводит к тем же последствиям, что и демобилизация армий после закончившихся сражений. В постсоветском пространстве издержки массовой де­мобилизации промышленной армии сопровождаются синдромом побежденных. «Рыночники» в процессе реформирования практи­чески уничтожили заделы постиндустриальной цивилизации и обрекли причастных к промышленному подвигу на статус социальных изгоев.

Глобализация способствует превращению науки в производство знания-товара. Это процесс может иметь и негативные последст­вия для общества. Большинство гуманитарных наук, за исключе­нием экономики, юриспруденции и социологии, будут обречены на полную маргинализацию. Учитывая, что теневая экономика дает высокую норму прибыли, следует ожидать монополизацию знания криминалом. Если внутри страны наука перейдет на сторону корпоративно-криминальных группировок, то на глобальном уровне станет инструментом господства богатых. Не секрет, что через благотворительные и другие западные фонды финансирова­лись проекты, способствующие разрушению цивилизационного кода Восточной Европы.

Среди агентов Глобализм выделяется «пятая колонна», ассо­циируемая с «пятой властью», в отличие от известных четырех вла­стей (законодательной, исполнительной, судебной и СМИ). «Пятая власть» является властью спецслужб, при которой публичные поли­тики становятся «марионетками театра кукол». В Советской России в качестве «пятой колонны» пролетарского Запада выступали большевики. Большевистское меньшинство пришло к власти в результа­те переворота и использования эсеровских лозунгов.

По мнению Александра Панарина, одним из первых инициато­ров перестройки и нового мышления был президент Соединенных Штатов Джон Кеннеди, попытавшийся претворить в жизнь великие принципы суверенного гражданского общества, которое тайно не опекают и не контролируют спецслужбы. В результате он был уст­ранен американской спецслужбой.

Сторонниками неоли6еральной гло6ализации выступают пред­ставители чикагской экономической школы, исповедующие моне­таристскую философию. Монетаристская революция взорвала су­ществующие статусные коммуникации. Посредством денег насту­пило торжество сомнительных личностей с наихудшими моральны­ми качествами. И в этом смысле происходящее в Восточной Европе напоминает реванш отщепенцев и люмпенов большевистской рево­люции. Новые буржуа с революционной энергией взламывают со­циальные и моральные нормы, осуществляя тихий геноцид неза­щищенного народа.

«Новые русские» и другие этнонациональные разновидности «элиты в законе» вместо пути к глобальному сообществу через ци­вилизационный диалог предпочитают дорогу инстинкта и телеснос­ти. Для них сбрасывание «одежды культуры» и «обнажение телес­ности» означает искомую глобальную тождественность. Эта тенден­ция поощряется продажными местными режимами и западными гло6алистами. Чем быстрее культурное пространство человечества превратится в геополитический вакуум, тем успешнее он будет за­полнен новыми хозяевами мира.

В постсоветском обществе сошлись две социальные группы –бывшая номенклатура, обменявшая власть на собственность, и рево­люционеры монетаризма, с помощью денег отвоевавшие экономические пространства и статусы. В будущем их пути разойдутся, как это произошло в прошлом с большевистскими революционерами. Одни будут ориентироваться на лояльность местной среды, а другие – на глобальный интернационал. Новые буржуа строят постиндустри­альное общество, центром которого служит не материальное произ­водство и институты духовного производства (например, классиче­ские университеты), а банк.

Неолиберальная глобализация породила нестабильный мир с мифом об устойчивом развитии. Произошла деградация великой триады (духовной, политической и экономической власти), с которой свя­зано зарождение всех цивилизаций, в роковую одномерность эко­номической власти, покупающей себе политических менеджеров с низким уровнем общеобразовательной культуры.

Дилемма ближайшего будущего заключается в духовной власти или власти инстинкта. Для будущих соискателей духовной и политической власти потребуется способность к высочайшей самодисциплине, аскетизму жертвенности. Такие люди возродят суровую и обезлюдевшую российскую Евразию (постсоветское пространст­во). Для реванша социального начала над инстинктами нужна по­литическая воля большой власти. Настоящее гражданское общество представляет собой мобилизованную территориальную общину (по­лис), сообща решающую местные проблемы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: