Развитие науки, ускорение научно-технического процесса - это ключевая задача экономического и социального совершенствования общества, в решений которой большая роль принадлежит научной, научно-технической и научно-популярной литературе, являющейся как бы зеркалом научно-технического прогресса и вместе с тем его двигателем и стимулятором. Научная и техническая книга - не только источник информации о достижениях науки и техники, но и реальное средство внедрения их в практику, передачи передового опыта, повышения эффективности труда. Как отметили академик А. Яншин и ученый секретарь РИСО АН СССР Е. Лихтенштейн, "...усилия всех, кто занят созданием, изданием, распространением и использованием научной, технической и научно-популярной литературы, должны быть сосредоточены на том, чтобы издаваемые книги и журналы содействовали успешному решению задачи всестороннего и планомерного совершенствования социализма, ускорению научно-технического прогресса. Необходимо выработать стратегию и тактику дальнейшего развития научно-технического книгоиздания, повышения его качества и эффективности, сделать так, чтобы каждая книга активно работала". Не вызывает сомнения тот факт, что в решении задачи эффективного использования огромных книжных богатств, в повышении "активности работы каждой книги" решающая роль принадлежит процессу чтения. Именно в процессе чтения происходит овеществление знаний, зафиксированных в книгах, журналах и других источниках информации. Член-корреспондент АН СССР Н. Моисеев писал: "Мерилом уровня развития современного человека становится его умение работать с информацией. Не бояться больших массивов информации должен теперь любой высококвалифицированный специалист, в какой бы области знания он ни работал. И это касается уже не только инженера или ученого. Рабочему, занятому на сложной технологической линии, управляющему
1 Кн. обозрение. - 1985. - 6 дек. - С. 2.
станками с программным управлением или использующему роботы, тоже необходимо уметь работать с информацией"2.
Велика роль чтения и в процессе обучения. В Советском Союзе различными видами обучения охвачено более 85 млн. человек. Поэтому увеличение скорости чтения, его продуктивности в значительной мере повысило бы эффективность обучения на всех уровнях: в школе, сред-них и высших учебных заведениях, институтах повышения квалификации руководящих и инженерно-технических работников.
Проведенные в Харьковском пединституте исследования показали, что между скоростью чтения и успеваемостью учащихся существует прямая связь. Так, среди быстро читающих учащихся на "хорошо" и "отлично" учатся 53 %, а среди медленно читающих — только 4 %.
Низкая скорость чтения школьников неблагоприятно сказывается на их учебе в институте, Специальные корреспонденты "Известий" Э. Максимова и И. Преловская в "Письмах из кораблестроительного института" писали: "Из института отчисляется приблизительно каждый четвертый, и показатель не меняется уже несколько лет. Школа подолгу жует материал, медленный темп расслабляет ум, а в вузе новой информацией набита каждая минута. Тем более на первых двух курсах"3. Школьная реформа, представляющая собой, как известно, долговременную программу совершенствования среднего образования, предусматривает активизацию работы школьников. Введение нового курса "Основы информатики и вычислительной техники" - первый шаг на этом пути.
Проведенное в ряде школ Москвы обучение методом быстрого чтения учеников старших классов показало их большую заинтересованность, благоприятно сказалось на активизации учебного процесса в целом.
Самым динамичным звеном, ответственным за соединение образования и науки с производством, является высшая школа. Как считают многие специалисты высшей школы, институт должен не только давать молодому человеку определенную сумму знаний, а главным образом обучить способности к самообразованию, "научить учиться", и прежде всего ориентироваться в обилии информационных источников. Эксперименты по обучению методам быстрого чтения группы студентов и аспирантов Московского энергетического и других вузов Москвы показали, что быстрое чтение активизирует процессы мышления, способствует рациональной организации учебного процесса в высшей школе. Методика обучения демонстрировалась на ВДНХ СССР в павильоне "Народное образование" и была отмечена бронзовой медалью.
2 Известия. - 1984. - 31 авг.
3 Известия. -1985.-20 мая.
Опыт использования методики обучения в ряде московских отрас-твых институтов повышения квалификации также выявил ее эффективность при обучении руководящих инженерно-технических работников. Это позволяет считать, что быстрое чтение —одно из средств совершенствования учебного процесса для самых различных уровней обучения, от начальной до высшей школы. Однако это еще не полный ответ на вопрос, почему нужно учиться читать быстро. Другая, не менее важная сторона этой проблемы — необходимость изучения все увеличивающихся потоков научно-технической и производственно-экономической информации.
Один из советских исследователей динамики чтения М. Волынский приводит такие данные:
XV в. - за полвека отпечатано во всем мире 30 тыс. различных
книг;
XVI в. — 250 тыс. названий книг;.
XIX в. — более 7 млн.названий книг;
XX в. — около 25 млн. названий книг (прогноз).
Население земного шара с 1750 по 1950 г. выросло в 3 раза, а число книг более чем в 800 раз. С 1950 по 1970 г., но данным ЮНЕСКО, мировая книжная продукция увеличилась в 2 раза по числу изданий и в 3 раза ПО тиражам. Книгопечатание обрушило на читателей информацию всех 30 веков человеческой культуры.
Что стоит за этой "книжной Ниагарой"? Люди, профессионально и традиционно связанные с книгой, всегда читали много, но рост книгоиздания не пропорционален увеличению числа "профессиональных" читателей и тем более не связан с увеличением времени, которое они могут посвятить книге.
В условиях информационного взрыва и постоянного усложнения научно-технических проблем, решаемых специалистами всех отраслей знания, читать нужно все больше и больше. По подсчетам, специалисту, например, в области вычислительной техники необходимо просматривать около 40 отечественных и зарубежных журналов ежемесячно. Совершенно очевидно, что без навыка быстрого чтения усвоить такой Объем печатной продукции просто невозможно. Чтение текстов с экранов выводных показывающих устройств ЭВМ (дисплеев) также требует обучения. Проведенные исследования показали, что освоившие метод быстрого чтения значительно легче адаптируются к новым видам текс-ГОВ и уже через некоторое время быстро читают и тексты на экранах дисплеев.
Таким образом, изменения в структуре производственных процес-сов общества свидетельствуют о том, что чтение, которое до недавнего времени было в основном средством обработки научно-технической и экономической информации, все больше становится непосредственным участником производственной деятельности, составляя его неотъемлемую часть. В связи с этим повышение скорости чтения, его продуктив-
ности является стимулом повышения производительности труда, эффективности и качества.