Заключение. Многие из этих «теорий» и предлагаемые ими объяснения существующего разнообразия видов используют одни и те же данные

Многие из этих «теорий» и предлагаемые ими объяснения существующего разнообразия видов используют одни и те же данные, но делают упор на разные их аспекты. Научные теории могут быть сверхфантастическими с одной стороны, и сверхскептическими – с другой. Теологические соображения тоже могут найти себе место в этих рамках в зависимости от религиозных взглядов их авторов. Одним из главных пунктов разногласий, даже еще в додарвиновские времена, бал вопрос о соотношении между научными и теологическими взглядами на историю жизни.

Картина мира древних (Аристотель,Пифагор,Анаксимандр,Анаксимен)

Аристотель

реческий философ Аристотель (384 до н. э. — 322 до н. э.), ученик Платона, разработал множество физических теорий и гипотез, основываясь на знаниях того времени. Собственно и сам термин «физика» был введён Аристотелем.

Письменные труды Аристотеля относились к двум видам: «экзотерические» — сочинения для широкой публики, состоящие в основном из диалогов на различные темы; и «эзотерические» — лекционные курсы и научные трактаты.[1] Собственно к физике относятся сочинения, названные «Физика», «О небе», «О возникновении и уничтожении», «Метеорологика».[1] Философские труды Аристотеля, собранные и отредактированные Андроником Родосским в книге под названием «Метафизика», обычно не относят к физике, тем не менее в них содержатся рассуждения о пространстве, движении и материи и пр.[1][2]

Его произведения трактуются неоднозначно: с одной стороны в его школе развиваются эмпирические идеи и специализация; однако с другой стороны произведения трактуются в сильно платоновском духе.[3]

Физика Аристотеля основана на учении о четырёх элементах (четырёх стихиях). В трудах Аристотеля ведётся речь об отношении между этими стихиями, их развитии, как они воплощаются в явлениях природы и т.п.

Основные постулаты физики Аристотеля:

Первая страница книги Аристотеля «Физика»

1. Естественное место — каждый элемент тяготеет к своему естественному месту, каким-то образом расположенному относительно центра Земли, а значит и центра Вселенной.

2. Гравитация/Левитация — на объекты действует сила, двигающая эти объекты к их естественному месту.

3. Прямолинейное движение — в ответ на эту силу тело двигается по прямой линии с постоянной скоростью.

4. Зависимость скорости от плотности — скорость обратно пропорциональна плотности среды.

5. Невозможность вакуума — так как скорость движения в вакууме была бы бесконечно большой.

6. Всепроникающий эфир — каждая точка пространства заполнена материей.

7. Конечная вселенная — мир конечен, т.е.завершен, следовательно, совершенен; мир ничто не объемлет, из чего следует, что у мира нет места ("место - первая граница объемлющего тела").

8. Теория континуума — между атомами был бы вакуум, таким образом материя не может состоять из атомов.

9. Эфир — объекты из надлунного мира сделаны из иной материи, чем земные.

10. Неизменный и вечный космос — Солнце и планеты — совершенные, неизменяемые сферы.

11. Движение по окружности — планеты совершают совершенное круговое движение.

Содержание [убрать] · 1 Космология · 2 Учение о движении · 3 Физика элементов · 4 Телеология · 5 Примечания · 6 Ссылки

[править]Космология

Объединяя и систематизируя доступные знания о природе, Аристотель создал свою физико-космологическую картину мира.[4] Космологии он посвятил отдельную книгу «О небе».

Вселенная представляется непрерывной, поскольку считалось, что все тела можно делить на части до бесконечности. Со ссылкой на пифагорейцев Аристотель описывает необходимость и достаточность трёх измерений для всех тел.[5]

[править]Учение о движении

[править]Физика элементов

[править]Телеология

Для объяснения всего существующего во Вселенной Аристотель предлагает использовать принцип греческой философии — четыре основополагающих начала: форма, материя, причина и цель.[3] Последний принцип — цель — привнесла в физику Аристотеля телеологию.[6] В своих произведениях он находит в каждом объекте Вселенной целесообразность, что значительно отличает её от современной физики.[6] Но в отличие от Платона, Аристотель указывает на бессознательный характер целесообразности в природе.[6] Общая цель мира и всего мирового процесса, по мнению Аристотеля, есть Бог.[7] Богом он также называет перводвигатель, идеальное начало, упорядочивающее материальный мир.[8]

Аристотель выделил четыре вида причин: материальную, формальную, производящую (или движущую) и целевую (или конечную). «Причина в одном смысле обозначает входящий в состав вещи материал, из которого вещь возникает, - каковы, например, медь для статуи и серебро для чаши... В другом смысле так называется форма и образец, иначе говоря - понятие сути бытия и более общие роды этого понятия... Далее, причина - это источник, откуда берет первое своё начало изменение или успокоение: так, например, человек, давший совет, является причиною, и отец есть причина ребёнка, и вообще то, что делает, есть причина того, что делается, и то, что изменяет, - причина того, что изменяется. Кроме того, о причине говорится в смысле цели; а цель - это то, ради чего, - например, цель гулянья - здоровье. В самом деле, почему человек гуляет, говорим мы. Чтобы быть здоровым. И сказавши так, мы считаем, что указали причину».

Первые две причины в основном характеризуют неизменное состояние вещи, а две другие - процесс её возникновения. Для новоевропейской физики объяснение явлений через целевые (конечные) причины оказалось неприемлемым, и в этом состоит одно из важнейших её отличий от физики Аристотеля. Но разве для того, чтобы появился дом, не важна цель его строительства? И не подведёт рано или поздно нас вопрос, почему мир устроен так, а не иначе, к вопросу, зачем он был создан именно таким? Физика Нового времени, в основе которой лежит гелиоцентрическая система мира, могла принимать подобного рода рассуждения, только когда речь шла о вещах, созданных человеком, а не о природных объектах и явлениях.

Вот как действуют все четыре аристотелевские причины в случае, например, падения камня. Материальная причина камня - это то, из чего он состоит. В конечном счёте он состоит из первой материи, не обладающей никакими свойствами. Формальная причина камня - это определённый набор характеристик, которые делают его именно данным камнем, а не куском дерева или железа. В дереве, например, смешаны два элемента (земля и огонь), на которые оно, по мнению Аристотеля, и разлагается при горении. В камне же содержится только элемент земли, которому свойственно стремление занять центральное положение во Вселенной. Вот почему оказавшийся в неестественном для себя месте (например, в воздухе) камень будет стремиться вернуть всю полноту собственной формы, т. е. возвратиться в своё, установленное природой место. В этом заключается целевая причина падения камня. А обрести завершённость формы (упасть) ему помогает вся Вселенная - именно она сообщает камню информацию о нарушении естественного порядка вещей и способствует его исправлению. Такова производящая причина.

Ко времени Аристотеля накопилось множество спорных решений важных мировоззренческих проблем и не было общепринятой картины мира. Существует ли пустота и бесконечна ли Вселенная, как утверждали атомисты - сторонники учения Левкиппа и Демокрита? Прав ли был пифагореец Филолай, считавший, что Земля движется? Вечно ли существовал Космос, или он когда-то возник, как полагали Фалес и Платон? Допустимо ли объяснять природу на основе противоречия вслед за Гераклитом Эфесским? Вращается ли Земля вокруг своей оси, как утверждал Гераклид Понтийский? Являются ли чувственно воспринимаемые вещи лишь тенями идеальных сущностей - идей (эйдосов), как учил Платон, или отдельного от вещей царства идей нет?

Эти и многие другие вопросы бурно обсуждались, но длительные споры не приводили к согласию. Предстояло прежде всего разобраться в том, как вообще возникает знание, что такое наука и каковы её задачи, в чём заключаются причины изменений и неизменности вещей, каковы цели познания. Эти важнейшие для философии и науки проблемы требовали комплексного, универсального решения. Именно за них и взялся Аристотель, вошедший в историю мировой науки и культуры как самый универсальный мыслитель.

Он поставил перед собой цель разобраться с позиций здравого смысла в хаосе разноречивых мнений, в огромном беспорядочном ворохе противоречий, который представляла собой к этому времени античная наука. И надо признать, в его эпоху не существовало ни одного факта, которому бы он не дал научного объяснения. Однако, как это ни парадоксально, нет почти ни одного суждения Аристотеля, которое впоследствии не было бы опровергнуто или оспорено.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: