Билет № 30. Общая характеристика книжного дела России в 16-17 веке. Московский печатный двор

В связи с бурными политическими событиями начала 17-го века московские печатники были вынуждены переехать в Нижний Новгород, где за все время напечатали лишь одну 12-страничную брошюру на деньги Минина и Пожарского. С момента возвращения их в Москву у Печатного двора начинается новая жизнь.

Московский Печатный двор ранее размещался в Кремле, затем переехал на Никольскую улицу. В 70-е годы уже сложился в мануфактуру с четким разделением труда. Всей деятельностью там распоряжался патриарх. Перед началом печати каждой книги служили молебен.

С увеличением количества оборудования в Печатном дворе рос и штат сотрудников и к середине 17 века достиг 150 человек (мастер, столяры, кузнецы, резчики, наборщики). Попасть в штат было довольно трудно. Работа считалась престижной, однако работа там шла довольно медленно.

Переплетная мастерская – сюда поступали печатные листы, которые либо хранились в тетрадях, либо сразу переплетались. В основном переплетали досками, обтянутыми кожей, украшали наугольниками и застежками. Книги для царской семьи славились особой роскошью, а книги для масс простыми переплетами, а иногда даже продавались потетрадно. К переплетным работам также привлекались церкви, выдавались расходные материалы, а платили им чаще всего книгами.

Правильная палата – редакторский и корректорский отдел (справщики, чтецы, писцы) из духовных и светских лиц. Сверка рукописей шла по древним книгам и греческим источникам. Была открыта специальная школа изучения греческого для справщиков. Для наведения справок пользовались типографской библиотекой.

Специально для эксклюзивных экземпляров, предназначенных для царской семьи, была создана царская типография Симеона Полоцкого «Верхней», которая выпускала светские книги, неподвластные церковной цензуре. Эти книги являлись образцами нравственно-познавательной литературы.

Главенство духовной литературы на книжном рынке обусловило нехватку книг светского содержание, которая восполнялась рукописно. Правда, и в духовную литературу проникали моменты светскости, так стали выпускать азбуки, учебные псалтыри, сборники, календари. Переиздают Федоровскую Азбуку.

С началом печати светских книг российская типография сталкивается с необходимостью нового оформления изданий. Появляются титульный лист, наборный орнамент. Вместе с тем убранство книг отличается простотой.

В 1649 году появляются гравюры на меди, в том же году напечатали первую печатную книгу государственного назначения «Соборное Уложение» царя Алексея Михайловича.

Заметно тяготение к западноевропейской традиции. Отдельные буквы напоминают антикву, усиливаются декоративные элементы в украшении книг.

Однако как и прежде основным источником светских знаний являлась рукописная книга.

Переписка велась в монастырях (Чудов, Антониев-Сийский, Соловецкий). Производительность была по 17 книг от 300 до 1200 листов. Переписывали монахи, иногда жители посадов и холопы.

В Москве на Ивановской площади за небольшую плату дьяки переписывали и продавали тетради с текстами.

В 17 веке сложилось жанровое содержание рукописей.

В 1627 году впервые была составлена сводная карта Русского государства «Большой чертеж» с подробным рукописным комментарием.

Всевозможные книги по различным наукам: от медицины, до астрономии, исторические сочинения, повести, рассказы.

Крупным центром производства рукописных книг был Посольский приказ. Книги по истории, геометрии, космографии, артиллерии, географии для лиц царской фамилии. Особую роль играли книги естественнонаучной и военной тематики.

С 1620 Посольский приказ выпускал первую русскую газету «Вести-Куранты».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: