О знаменательных частях человеческого слова

§ 39

Взирая на видимый сей свет, двоякого рода бытия в нем находим. Первого рода суть чувствительные в нем вещи, второго рода суть оных вещей разные деяния.

§ 40

Слово дано для того человеку, чтобы свои понятия сообщать другому. И так понимает он на свете и сообщает другому идеи вещей и их деяний. Изображения словесные вещей называются имена, напр.: небо, в?тръ, очи; изображения деяний - глаголы, напр.: син?етъ, в?етъ, видят. Итак, понеже они всегда вещь или деяние знаменуют, по справедливости знаменательные части слова названы быть могут.

§ 41

Сии знаменательные части слова должны иметь между собою соответствие, чтобы мы изобразить могли наши мысли. К сему служат особливые части, знаменующие первых друг к другу принадлежность, и называются предлоги и союзы. Предлоги для знаменования обстоятельств, к вещам или к переменам принадлежащих, предлагаются именам и глаголам раз дельно, напр., у д?ла, или слитно, напр., уд?льное. Союзы самых понятий соответствие между собою показывают. Пример первого: Змей вьется по трав?.По - предлог, значит обстоятельство места. Пример второго: Хоть вижу, да не разум?ю. Хоть, да - союзы, показывают взаимность видения и разумения.

§ 42

Множество понятий и поощрение к скорому и краткому их сообщению привело человека нечувствительно к способам, как как бы слово свое сократить и выключить скучные повторення одного речения. Оные способы суть части слова знаменательные, кратко заключающиев себе несколько идей разных, и называются местоимение, наречие, междуметие. Местоимение полагается вместо имени; наречие изображает единым речением обстоятельства; междуметие представляет движение духа человеческого кратко. Пример первого и второго, если бы кто, говоря сам о себе, сказал: Семпронiй Клавдiевъ тысяща семьсотъ пятьдесятъ пятаго года iюля 5 дня нахожусь въ Нов?город?; посл? нын?шняго дня и ночи буду на другомъ м?ст?, что все кратко сказать можно: Я нын? зд?сь, а завтра буду инд?. Местоимение я вместо Семпронiя Клавдiева, наречие нын? вместо полного выговору временя, а зд?сь и инд? за именования мест служат. Пример третьего: Семпронiй, увид?въ нечаянно Тицiя, молвилъ: ба! вместо сего: Я удивляюсь, что тебя зд?сь вижу.

§ 43

Обращения мыслей человеческих, для которых взаимного сообщения служит слово, произвели в нем разные преношения, из которых, главнейшее есть сие, что вещи в виде деяинй и деяния в виде вещей представляются, и потому от имен глаголы, от глаголов имена происходят: золочу от золота, ручаюсь от руки; напротив того, терп?нiе от терплю, клятва от клену, прохожей от прохожу. Первые называем глаголами отыменными, другие именами отглагольными.

§ 44

К последним принадлежат причастия, обще за особливую часть слова почитаемые: бiющiй, битый, бившiй и прочие. Сии глагольные имена служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу: приведенный вместо которою привели. Они в переменах причастны имени: приведенный, приведенного и проч., также и глагола: бывшiй, будущiй, потому имеют место не последнее меж прочими частьми слова.

§ 45

Из сего всего явствует, что имя и глагол суть части человеческого слова, необходимо нужные в изображении самых наших главных понятий; местоимение, причастие, наречие, предлог, союз и междуметие в сношении и в сокращении оных служат. Итак, по справедливости первые должно именовать главными, другие служебными частьми слова.

§ 46

Посему слово человеческое имеет осмь частей знаменательных: 1) имя для названия вещей; 2) местоимение для сокращения именований; 3) глагол для названия деяний; 4) причастие для сокращения соединением имени и глагола в одно речение; 5) наречие для краткого изображения обстоятельств; б) предлог для показания принадлежности обстоятельств к вещам или деяниям; 7) союз для изображения взаимности наших понятий; 8) междуметие для краткого изъявления движений духа.

§ 47

Сии части слова, две главные и шесть вспомогательных или служебных, должны быть по своей необходимости во всяком языке больше сих, чаятельно, излишны. И хотя греческие грамматики девять считают, присовокупляя `'αρθρον - член `ο, `η, τу, но оный принадлежит без сомнения до местоимений и не больше может составить особливую часть слова, как у немцев der, die, das, у французов le, la.

§ 48

Все вещи на свете совокупляются в некоторые общества ради взаимного подобия, которое называется одним именем. Например, орелъ, ястребъ, лебядь, соловей и прочие состоят под единым именем птица, что знаменует род, а орелъ, ястребъ, лебедь, соловей и другие птицы суть виды. Подобным образом челов?къ есть род, а воинъ, судья, крестьянин суть виды и различаются на верхние и нижние. Верхние виды могут быть сами родами и заключать в себе низшие виды, например: судья в рассуждении человека есть вид, а в рассуждении Якова, Федора, Ивана и прочих имен есть род, ибо судья может быть Иван, Яков, Федор, которые суть виды и называются имена собственные, а прочие вышние виды и роды: птица, орелъ, челов?къ, купецъ - суть имена нарицательные.

§ 49

Собрание многих видов вместе часто представляется уму нашему в одном понятии и имеет дли того одно нарицательное имя, которое собирательным называется. Таковы, суть полкъ, соборъ, л?съ, стадо.

§ 50

Воображение вещей приводит в ум наш купно их качества. Вещи к качествам не присоединены необходимо, качества без вещи самой быть не могут. Итак, имена, значащие вещь самую, называются существительные, например, огонь, вода, значащие качество именуются прилагательные: великой, св?тлой, быстрая, чистая.

§ 51

Как все вещи от начала в малом количестве начинаются и потом присовокуплениями возрастают так и слово человеческое по мере известных человеку понятий, в начале было тесно ограничено и однеми простыми речениями довольствовалось, во с приращением понятий и само помалу умножилось, что происходило произвождением и сложением. Произвождение состоит в наращении складов, например: от имени гора произошли имена горница, гористъ, горной; от рука - рукавица, руковядка, ручка, ручной. Сложение бывает от совокупления двух или многих речения воедино: порука из имени рука и предлога по; рукомойникъ от рука и мою. Сие рассуждай и о глаголах: распространяю состоит из предлогов раз, про и имени страна.

§ 52

Рассматривая свойства вещей, находим в них разности, что то же свойство в одной вещи превосходнее, нежели в другой. Так, видя звезду, находим в ней светлость, но, видя месяц, больше светлости чувствуем. Холодна осень, но зимним морозам уступает. Отсюду имеют прилагательные имена разные степени: первый - положительный, которым просто вещи свойство изображается: св?тлый, студеный; вторый степень рассудительный, которым о свойстве вещи преимущественнее рассуждаем: св?тл?е, студен?е.

§ 53

Между многими вещьми, одно свойство имеющими, чувствуем и почитаем оное в некоторой из них всех превосходящее, что уже ни едина тем оной сравниться не может. Сие изображается именем прилагательным степени превосходного: пресв?тлой, престуденой.

§ 54

Вещи изображаем по их числу в уме нашем, то есть одну или многие. Здесь также явствует склонность человеческая к сокращению слова, ибо, просто бы поступая, изобразить должно одну вещь, именовав однажды, а многие многократным того же имени повторением. Например, говоря об одном, сказать - камень, а о многих - камень, камень, камень и далее. Но найден краткий способ, и от единственного числа отличается множественное не скучным того же и многократным повторением, но малою отменою букв - камни.

§ 55

Таковые перемены письмен для знаменования множественного числа служат во всяком счислении бесконечно, включая число двойственное, которое у еврей и у греков особливые от множественного числа в буквах, имена и глаголы составляющих, имеет перемены. В славенском языке двойственное число его ли есть свойственное или с греческого насильно введенное, о том еще исследовать должно.

§ 56

Деяния и вещи относятся к вещам разным образом, и оттуда происходят в именах следующие отмены: 1) когда вещь в деянии просто представляется и именуется, например: рука сильная, громкая поб?да; 2) когда вещь представляется в принадлежности другой вещи, напр.: д?ло руки сильныя, звукъ громкiя поб?ды; 3) когда деяние или вещь к вещи присвояются отынуда: преданъ рук? сильной; приносить хвалу громкой поб?д?; 4) когда одна вещь на другую действие производит: почитаю руку сильную, хвалю поб?ду громкую; 5) когда к вещи речь обращается: о ты, рука сильная, о ты, поб?да громкая; 6) когда вещь как некоторое орудие или способ представляется: поразить рукою сильною, прославиться поб?дою громкою. Сии перемены называются падежами: 1) именительный, 2) родительный, 3) дательный, 4) винительный, 5) звательный, 6) творительный.

§ 57

По самой натуре человеческого слова все сии падежи потребны, притом и довольны. Однако на то невзирая, некоторые языки имеют в них недостаток, и для того им один падеж вместо двух служит. Иные имеют в том избыток, я что у прочих один падеж изображает, то в два разделяют. Латинского яз'ыка имена склоняются действительно шестью падежами. Греки довольствуются пятью, употребляя дательный купно с творительным. Немцы, французы, италиянцы н другие европейские народы, которых языки от латинского и от древнего немецкого происходят, хотя шестой падеж (ablativus) в грамматических примерах и поставляют, однако от родительного первых или дательного других ничем он не разнится. Предлоги de, da, von и прочие не дают им силы творительного латинского, равно как предлоги avec, mit, in и прочие, ибо шестой падеж введен к ним с примеру латинского, в чем им греческому языку было должно последовать.

§ 58

Российский язык избыточествует перед прочими для некоторых предлогов седьмым особливым падежом, который без них нигде не употребляется. Например: город?, городахъ, рукахъ, поб?дахъ просто сказать нельзя, но с предлогами: въ город?, при городахъ, на рукахъ, въ поб?дахъ. В Славенской грамматике назван он сказательным, но свойственнее назван быть может предложным.

§ 59

Все сии, от §54 до сего, свойства имен суть общи всем языкам, затем что в самой натуре свое основание имеют. Прочие многие, понеже от случая и от собственной склонности каждого народа происходят, не всем общи. Например, увеличительные имена, представляющие вещь огромную, отменою окончания коренного имени у россиян и у италиянцев весьма многие производятся: casa, casaccia, casone; дворъ, дворина, дворище. Напротив того, немцы и французы таковых имен не имеют. Подобным образом умалительных имен, как дворикъ, платьице, д?вушка. не во всяком языке равное довольство. Российский и италиянский весьма оными богаты, немецкий скуден, французский еще скуднее.

§ 60

Животных натура на два пола разделила - на мужеский и на женский. Оттуда и имена их во многих языках суть двух родов: господина, госпожа; мужъ, жена; орелъ, орлица. Сие от животных простерлось и к вещам бездушным из единого токмо употребления и часто безрассудно, как мужеского рода: сукъ, листъ, волосъ; женского: гора, вода, ст?на.

§ 61

Пристойно кажется, чтобы бездушным вещам быть ни мужеского, ни женского, но некоего третиего рода, каков есть у нас род средний: море, небо, сердце, поле. Однако сие так беспорядочно, что и среднего рода имена животных знаменуют: дитя, жеребя.

§ 62

Хотя разделение родов во многих яз'ыках употребительно, однако слову человеческому нет в том необходимой нужды. Сие явствует, первое, из того, что они беспорядочны, как выше показано; второе, многие языки только мужеский и женский род имеют, как италиянский и французский; третие, в некоторых яз'ыках весьма мало отмены или отнюд нет никакого родов разделения. Так, в аглинском языке роды едва различаются и то в некоторых местоимениях. У турков и персов имена все одного общего рода.

§ 63

Отмены письмен и складов, которыми падежи имен различаются, не всегда в конце бывают, как у россиян и латин, но и в начале одном, как у евреев, у французов и у италиян-цев, прилагаются предлоги н местоимения. Греки и немцы для различения падежей перемену, имен в окончаниях и местоимения напереди употребляют.

§ 64

Глаголы изображают деяния, в которых прежде всех представляется время, натурою натрое разделенное, то есть на настоящее, на прошедшее и на будущее, ибо человек, сообщая свои мысли другому, изъявляет, что есть ныне, например: читаю; или что было прежде: читалъ; или что впредь будет: прочитаю. Всех сих времен знаменование должно быть во всяком языке довольно. Меньшее число недостаток, большее избыток причиняет.

§ 65

Недостаток чувствителен в еврейском языке, который настоящего времени не имеет, в причастие служит ему вместо оного. Прочие два времени не разделяются на разные степени, как во многих европейских языках.

§ 66

Избыток оных в некоторых языках весьма знатен, ибо греческие глаголы до девяти времен простираются: 1) настоящее, 2) прошедшее несовершенное, 3) будущее. первое, 4) будущее второе, 5) неопределенное первое, 6) неопределенное второе, 7) прошедшее совершенное, 8) давнопрошедшее, 9) вскоре будущее. Латинский язык пятью временами доволен; российский - десять имеет, как ниже сего окажется.

§ 67

Когда один другому мысли свои, сообщает, возбуждает в нем понятие о третием, о ком или о чем он мыслит. Отсюда происходят в глаголах три лица: первое - сообщающее, второе - которому первое сообщает, третие - о чем сообщает: пишу, пишешь, пишетъ.

§ 68

Деяния производятся в одном и во многих, того ради и глаголы имеют по единственном множественное числог. пишемъ, пишете, пишутъ.

§ 69

Деяния изображаются 1) простым объявлением, 2) с желанием или отвращением, 3) обще никакого лица не касаясь. Сии разные деяний изображения подают глаголам разные образы, или наклонения, состоящие в перемене букв или складов. 1) Наклонение изъявительное: пишу, писалъ, напишу; ненавижу, ненавид?лъ, возненавижу; 2) повелительное: паши, напиши; ненавидь, возненавидь; 3) неопределенное: писать, написать; ненавид?ть, возненавид?ть.

§ 70

Сего числа наклонений меньше в слове человеческом быть не может, и тем довольствуется язык российский. Многие прочие имеют больше, ибо греческий к вышепоказанным трем два присовокупляет - сослагательное и желательное. Латинский притом имеет могущественное, однако в нем имена наклонений не действительным различием, но числом для разных обстоятельств умножены, ибо подлинных наклонений имеет четыре, то есть сверх. главных трех желательное.

§ 71

Деяния суть двояки: первые от одного происходят и в другом действо производят, посему и глаголы на два залога разделяются - на действительный: люблю, посылаю и на страдательный: меня любятъ, меня посылаютъ. Вторые деяния от одного к другому не простираются, но в том же самом производятся: стою, сплю, бл?дн?ю. Таковые глаголы называются средние или залога среднего.

§ 72

Сии три залога суть главные и необходимые в человеческом слове и потому находятся во всех известных языках. Ло каждого языка особливые свойства присовокупляют к ним разными образы большее число залогов, смешанных из главных. Так, у греков всякий действительный глагрл, тероме своего страдательного, имеет глагол средний, или, лучше сказать, обоюдный, ибо такового рода глаголы иногда имеют знаменование действительное, иногда страдательное, чего российский и латинский и другие известные европейские не причастны. У евреев глаголы на осьм залогов изменяются: 1) действительный простой, 2) страдательный простой, 3) действительный с напряжением, 4) страдательный с напряжением, 5) обоюдный, 6) действительный со властию, 7) страдательный со властию, 8) взаимный. Сии залоги просто у них спряжениями называются.

§ 73

Сверх сего глаголы действительные с окончанием страдательных и страдательные с окончанием действительных разные произвели роды. В Славенскую грамматику сочинитель многие ввел в рассуждении сих родов неисправности, последуя греческому и латинскому свойству, а как оные подлинно быть должны, окажется ниже сего, в четвертом наставлении.

§ 74

Разные окончания глаголов по разным наклонениям, временам, числам и лицам производят разные перемены, которые называются спряжениями, но оные разницы не во всяком языке равно чувствительны, откуду происходит, что разные языки разное число спряжений имеют: греческий, латинский и французский - четыре, российский - два, еврейский и немецкий - одно, не считая глаголов неполных, что некоторых времен или лиц лишаются, и неправильных, которых перемены с прочими того же спряжения не сходствуют.

§ 75

Причастия, как выше показано, суть имена прилагательные, от глаголов происшедшие, следовательно, тем же с ними законам подвержены.

§ 76

Местоимения изображают кратко силу имен, то существительных, то прилагательных. Следовательно, все их перемены из тех же оснований им пристоят. И сверх сего, когда к действиям относятся и совокупляются с глаголами, по анаменованиям трех лиц разделяются: я, ты, онъ, мы, вы, они и проч.

§ 77

Наречиями обстоятельства, междуметиями движения духа кратко представляются. Следовательно, одно речение имеет в себе силу многих, которых разные перемены в оном изобразиться не могут; Того радини склонениям, ни спряжениям не подвержены и никаких о том рассуждений не требуют. Наречия, которые принимают уравнения, суть по большей части имена прилагательные в среднем роде и неправедно к оной части слова причитаются.

§ 78

Предлог и союз служат только к спряжению и сношекию понятий, в прочем не подлежат никаким переменам.

§ 79

По всему сему разделяются части слова на склоняемые: имя, местоимение, глагол, причастне и несклоняемые; наречие, предлог, союз, междуметие.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: