§ 80
Сложение знаменательных частей слова, или речений, производит речи, полный разум в себе составляющие чрез снесение разных понятий. Например: Начало премудрости есть страхъ Господень.
§ 81
Вещь иметь должна прежде свое бытие, потом деяния. Того ради между речениями, речь составляющими, первое место иметь должно имя, вещь знаменующее, потом глагол, изъявляющий оныя вещи деяние. Например: об лаки покрыли; земля тучн?етъ.
§ 82
Предложенный вещи деяние относится к другой и на оную действует или в ней самой остается. В первом случае требуется для наполнения разума другой вещи именование, напр.: облаки покрыли небо. Во втором случае довольно одного имени, и для того земля тучн?етъ дает довольный разум.
§ 83
Вещей и деяний свойства и обстоятельства умножают наши понятия и названиями их речь распространяют. Сие производится 1) именами прилагательными просто: темные облаки покрыли ясное небо; 2) именами прилагательными, правящими существительные имена в пристойных падежах, к чему особливо служат причастия: облаки, сгущенных влажностью, покрыли осв?щенное солнцемъ небо; 3) родительным падежом: темность облаковъ покрываетъ ясность неба; 4) предлогами: облаки покрываютъ небо на восток?; земля тучн?етъ отъ росы. Больше всего умножаются идеи по правилам риторическим, которые смотри в своем месте.
|
|
§ 84
Сей порядок речений и их полность хотя с чином натуры сходствуют, однако вольность человеческих мыслей превращает порядок оных и выключает из речи то, чему бы по натуре быть должно было. Пример первого: тучн?етъ от росы земля вместо: земля тучн?етъ отъ росы. Пример второго: земля тучна отъ росы; разумеется выключенный глагол бываетъ. Первая вольность называется перенос, вторая - опущение.
§ 85
Показанное здесь сложение знаменательных частей слова, или сочинение речений, есть простое. Следует тому сочинение сложное, то есть соединение нескольких речей, полный разум в себе содержащих. Сие бывает: 1) местоимениями возносительными кто, который, тотъ: кто Бога не боится, тотъ людей бояться долженъ; 2) деепричастиями: челов?къ, боясь Бога, людей бояться не долженъ; 3) союзами: ежели ты Бога боишься, то не бойся челов?ка.
§ 86
Отсюда рождаются разные периоды: одночленные, двучленные, тричленные, четыречленные. Пространное оных изъяснение н толкование надлежит до риторики. Здесь, при вступлении в российскую грамматику больше общего понятия о человеческом слове не требуется. Довольно для краткости будет знать, что общая грамматика есть философское понятие всего человеческого слова, а особливая, какова российская грамматика, есть знание, как говорить и писать чисто российским языком по лучшему, рассудительному его употреблению.
Конец первому наставлению.