Политическое развитие. В 1894-1904гг. Россия была абсолютной монархией. В 1894г. императором стал Николай II из династии Романовых. В первом своем выступлении он пресек попытки дворянских обществ и земств вмешаться в полномочия верховной власти.
Верной опорой трона были центральные органы власти: Государственный Совет и Кабинет министров. Государственный Совет был законосовещатель-ным органом при императоре. Он состоял из лиц, назначаемых самодерж-цем. Члены Кабинета министров также назначались императором и были от-ветственны только перед ним.
Под контролем самодержца находился и высший судебный орган в стране - Сенат. Не имела своей самостоятельности и Русская православная церковь, так как руководил ею обер-прокурор, которого назначал император из среды своих сановников.
Самодержавие опиралось на разветвленную систему местных органов влас-ти. В системе управления были заняты тысячи чиновников.
Порядок в стране и защиту границ обеспечивала армия. За порядком в стра-не следила и полиция. Борьбу с противниками политического режима вела жандармерия. Мощный государственный аппарат создавал представление о незыблемости самодержавия.
|
|
По законам Российской империи не предусматривалась деятельность поли-тических партий. Поэтому они создавались и действовали нелегально. Пер-вой политической партией в России стала социал-демократическая рабочая партия (1898 г.). Конечной целью программы-минимум этой партии про-возглашалась ликвидация самодержавия и учреждение демократической республики.
В 1902 г. было объявлено об образовании партии социалистов-революционеров. Партия провозгласила своей целью преобразование России на общин-но-социалистических началах.
Б 1904 г. на съезде земских деятелей была создана либеральная партия "Со-юз освобождения". "Союз" выступал за "освобождение" страны от самодер-жавия, за конституционную монархию, за созыв парламента на основе все-общего избирательного права, за гарантии прав и свобод граждан, равенство сословий и граждан.
Перед Россией стояли задачи модернизации во всех сторонах жизни общества. Это понимали некоторые министры, не понимал только император. Министр С.Ю.Витте направил Николаю II записку, где назвал самодержавие «устаревшей формой правления». Вскоре министра заставили уйти в отставку. Николай II считал, что он получил абсолютную монархическую власть и такую же власть он должен передать своему преемнику.
Экономическое развитие. Перед страной стояли задачи экономической модернизации. Большинство помещиков избрали такой способ ведения хозяйства, который оказался нерентабельным. В итоге было заложено 16 750 имений, а долг их владельцев превысил 1,2 млрд. руб.
|
|
Выкупные платежи подрывали силы крестьянских хозяйств. Поэтому в бо-льшинстве крестьянских хозяйств не хватало средств для модернизации. В них, как и сто лет назад, широко использовались сохи и примитивные плуги.
Более высокими темпами проводила модернизация промышленности. В эти годы она осуществлялась под руководством министра финансов С,Ю. Витте. Стараниями Витте была укреплена национальная валюта, она стала конвертируемой. Россия стала привлекательной для иностранного капитала. Иностранные инвестиции составляли 40% всех капиталовложений.
Особенно грандиозным делом стало железнодорожное строительство. За эти годы было построено 27 тыс.км путей. Многие предприятия получили заказы на производство рельсов, шпал, паровозов и вагонов, а это способствовало развитию металлургии и машиностроения.
Правительство активно поддерживало отечественную промышленность и протекционистскими пошлинами на ввозимую продукцию (машины и хло-пок).
Особенностью экономического развития России было наличие огромного государственного сектора. Государству принадлежали казенные военные заводы, две трети железных дорог и треть земли. Опираясь на этот сектор, государство активно вмешивалось в развитие других секторов экономики через систему налогов, кредитов, заказов и закупок. Несмотря на эти успехи, правительство не смогло сделать промышленность ведущей отраслью эконо-мики.
Развитие культуры. По данным переписи 1896 г. лишь 26% населения было грамотным. В большинстве стран Европы доля грамотных превышала 80%. Необходимо было вводить всеобщее обязательное бесплатное образование. Но правительство медлило, опасаясь нежелательных последствий.