Культурология как научная и учебная дисциплина

Модернизационные процессы в послевоенной российской культуре обусловили изменение во взглядах философской и научной обществен­ности на такие ключевые категории, как человек, общество, культу­ра. Смена познавательных парадигм, со всей очевидностью обнаружи­вшаяся в европейских и американских интеллектуальных кругах в середине 1960-х гг., обусловила рефлексию к основаниям философс­кого, гуманитарного, социально-научного познания. В фокусе особо­го понимания оказался человек как субъект познания и, соответст­венно, встали вопросы о том, что, как и для чего познается. В этой связи потребовалось концептуальное разграничение между при­родным миром с его собственными закономерностями и миром искусс­твенных объектов, существование которых зависит от людей. Стало очевидным, что искусственный мир сложен и продолжает усложняться, что люди начинают терять контроль над ним и это приводит к негативным для них последствиям, что порядки внутри него не создаются и не поддерживаются автоматически, но зависят от постоянных целе­направленных координированных действий людей. Иными словами, как только искусственный мир стал ощущаться людьми как источник социально значимых проблем, как широко распространенная, устойчивая во времени угроза социальной безопасности, активизировалось его рациональное, прагматическое изучение в западных странах, где научное знание привычно использовалось как основание для построе­ния технологий в отношениях человека с его окружением.

Увеличение степени информационной открытости послевоенного общества способствовало диффузии изменившихся социально-научных представлений в его философскую, гуманитарную, научную среду. Об этом свидетельствуют такие факторы, как появление отечественной социологии; переориентации в психологии за счет признания катего­рии бессознательного, с одной стороны, и значимости связей лично­сти со средой — с другой; формирование отечественной экономической науки; обновление исследований в области языка. Именно в этот период в сфере особого внимания оказывается категория "культура".

С тех пор — а это конец 1960-х — начало 1970-х гг. — в российс­кой интеллектуальной среде продолжаются дебаты на тему культуры. Вначале они не выходили за пределы философской тематики, и счита­лось, что теория культуры тождественна решению философских проб­лем культуры. Однако оказалось, что без опоры на конкретный мате­риал, на чисто философском уровне эти проблемы решены быть не могут. Тогда к категории "культура" обратились представители гуманитарного познания — историки, филологи, искусствоведы. Они снизили уровень метафизичности, свойственной рассуждениям филосо­фов, наполнив категорию реальным содержанием, заключенным в вещах, идеях, фактах и т.п. Тем не менее, и этого оказалось недос­таточно, чтобы строить достоверные и обоснованные умозаключения и вероятностные прогнозы об искусственном мире. Нужен был следую­щий шаг от гуманитарного к научному познанию.

В настоящее время в отечественных интеллектуальных кругах офи­циально принято понятие "культурология". Оно стало конвенциональ­ным знаком того, что изучение культуры приобрело самостоятельное значение наряду с изучением общества и личности. Оно указывает также на то, что категория "культура" не принадлежит более безра­здельно философской лексике. Познание культуры перестает рассмат­риваться только как составляющая философии, но приобретает само­довлеющую значимость с заметными утилитарными обертонами. И, как свидетельствует мировой опыт, у науки о культуре большое познава­тельное и прагматическое будущее.

Наука о культуре за XX век приобрела собственное место среди социальных наук и свою структуру. В этой связи можно говорить и об отечественном опыте, хотя он практически не отрефлексирован. Однако внезапное расширение объема культурологии и числа культу­рологов в интеллектуальном пространстве российского общества и обострение отношений между сторонниками разных трактовок культуры и культурологии делают актуальной попытку упорядочить сложившуюся здесь ситуацию.

В этой связи целесообразно рассмотреть следующие ключевые темы. Во-первых, выявить социокультурные факторы, обусловившие выделение культурологии в самостоятельную область познания: это позволит понять, почему и для чего в рамках социальных наук наука о культуре определилась в ее современных границах на мировом и отечественном уровнях. Во-вторых, охарактеризовать современное состояние культурологического знания на этих уровнях. Это позво­лит зафиксировать мировые теоретические и прикладные достижения науки о культуре и определить место отечественной культурологии в соотношении с ними. В-третьих, предложить морфологическую модель современной науки о культуре, обобщающую основные направления мировых и отечественных теоретических исследований и прикладных. разработок. Это позволит оценить сегодняшние познавательные и практические возможности культурологии как научной и учебной дисциплины.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: