Именно переживание беспредельности личностного начала вкладывает в наши руки оружие против деструктивного могущества ужаса. В таком переживании сам ужас становится творящей силой.
С этих позиций ужас можно понимать как молниеносное сгущение тоски и одиночества, порождаемого тоской. Это замечательно выразил Бердяев: «Тоска и ужас имеют родство. Но ужас гораздо острее, в ужасе есть что-то поражающее человека. Тоска мягче и тягучее»[8].
Выступая сгущением тоски, ужас может вместе с тем освобождать от нее. Ужас заколдовывает тоску. Бердяев пишет: «Очень сильное переживание ужаса может даже излечить от тоски»[9].
Из ужаса можно вернуться в состояние тоски и страха. Можно вернуться к обыденному умиротворению.
Но можно попасть и в совсем иное состояние. Это состояние мы называем отчаянием. В нем одиночество, которое обнажилось в тоске и сгустилось в ужасе, обретает наибольшую мощь.
§ 23