1. Что лучше: понемногу обо всем или все о немногом?
Это часто рассматривается как единственно возможные альтернативы образования.
Конечно, ни то, не другое сегодня не может быть признано эффективным:
первое - поверхностно, второе - узкоспециализировано.
2. Все о главном в области деятельности и только главное обо всем в действительности.
Это формула специального образования, вмонтированного в поле широкопрофильного.
3. Образование должно быть не подготовкой к определенному виду деятельности, а формированием необходимого мышления для распознавания и решения проблем.
Главным в современном образовании должно быть:
· вид знаний,
· методология и технология образования,
· мониторинг качества,
· педагогика сотрудничества,
· исследование себя в процессе образования.
4. Образование — это не столько получение знаний, сколько развитие способностей.
Мера знаний — степень понимания и развитости своих способностей.
Нет предела знаниям, есть предел возможностям их использования.
5. Самой ценной способностью человека является способность к творчеству.
Креативное образование опирается на эту способность и развивает ее.
Главное в креативном образовании:
· образное и топографическое мышление,
· развитое воображение,
· здоровый скептицизм,
· фундаментальные знания,
· методологическая культура (умение мыслить логично, доказательно, четко и пр.),
· системность знаний (сбалансированность, сочетание, интеграция и пр.),
· умение учиться и учить,
· непрерывность образования,
· установка на ценность истины (антиамбициозность, искусство понимать и пр.),
· инновационный потенциал,
· профессиональная ответственность.
6. Потребность в знаниях не тождественна потребности в образовании.
Главное в потребности образования — цель образования.
Образование — не потребление знаний, а их аккумулирование для энергии творчества.